Вся жизнь человека – его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены воспитанием. Отсутствие религиозного взгляда непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Большинство родителей всерьез задумываются над проблемой и стремятся дать своим детям надлежащее воспитание. Большую помощь и поддержку им окажет предмет христианской этики, который современный ребенок может изучать в школе. В Донбассе вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения поднят на областной уровень. Благодаря содействию Управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации (Донецкого областного института последипломного педагогического образования) 29 мая в Донецке состоялась областная научно-практичная конференция “Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование морально-этических качеств учащихся”. Цель конференции – раскрыть значение курсов морально-этического и духовного направления для формирования мировоззренческой культуры учеников. В конференции участвовало более ста человек: научные работники, педагоги области, студенты, представители социальных и религиозных организаций, которых волнует эта проблема. Они подготовили доклады, отвечающие задачам конференции: акцентировать внимание преподавателей на проблемах морально-этического воспитания молодежи, совершенствование взаимодействия семьи, школы, Церкви, общественных организаций в вопросах воспитания. Работа ориентирована на расширение педагогического опыта в направлениях, актуальных для современного образования. Например, присутствующие с интересом прослушали доклады Бочарова С.В., завкафедрой воспитания и развития личности Донецкого областного ИППО, “Утрата идеала святости в современном обществе”, а также Надежды Громак, директора Донецкой гимназии № 72, лаборатории облИППО, “Формирование жизненных компетенций личности на христианских ценностях и традициях украинской культуры”. С проблемами учебно-методического обеспечения курсов морально-духовной направленности и их разрешением ознакомил всех присутствующих Игорь Сергиенко, протоиерей храма Александра Невского Новоазовского района. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Игорь Овчаренко осветил вопрос источника морально-этических ценностей, а настоятель храма Святых Петра и Павла города Моспино протоиерей Роман Хлипитько исследовал направленность познавательной и исследовательской деятельности на формирование духовной личности ученика. Ребенок необычайно впечатлителен: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка – и его душа потускнеет; малыш останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Формулировка “Ребенок подрастет – выберет дорогу сам” ошибочна. Ребенок задается вопросом сейчас и интересующий его ответ он должен получить как можно раньше. На многие вопросы отвечает курс христианской этики. “Дети узнают, что такое вера и религия, духовность и мораль, в чем отличие этих понятий, – говорит Ольга Модинцева, преподаватель истории и философии донецкой гимназии № 72. – Им рассказывают о православных святынях, об иконах, храмах, монастырях, показывают значение этих святынь в истории нашего государства”. Результатом конференции стало принятие резолюции, в которой говорится о создании секции “Христианская этика” при Донецком отделении Малой Академии Наук. Резолюция направлена в городские и районные советы, отделы образования, общеобразовательные школы. Для преподавателей христианской этики проводят мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, встречи с духовными лицами. С целью формирования у младших школьников духовно-моральных ценностей Донецкий областной институт последипломного педагогического образования провел уже второе занятие “Мастерская становления творческого учителя христианской этики”.
|