Храм Божий – это пристанище души, ищущей мира и единения с Господом, и в молитве, в Причастии человек обретает их. Но дух и тело взаимосвязаны, и хорошо, когда внешняя обстановка позволяет православному христианину в тишине и спокойствии больше времени и душевных сил уделить молитве, прислушаться к голосу Спасителя в своем сердце. Хорошо, когда возле храма есть благодатный уголок природы, где шелест и запах листвы, солнечные лучи, играющие в кронах деревьев, напоминают человеку о безмерной любви Бога, создавшего эту красоту, позволяют отвлечься от суеты и молитвенно созерцать Творца. Настоятели многих православных храмов Донецкой епархии, заботясь о прихожанах, благоустраивают прихрамовые территории, разбивая клумбы и цветники, создавая беседки и аллеи. Так и возле Свято-Пантелеимоновского храма города Донецка бала организована высадка деревьев. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии прихожане посвятили несколько часов озеленению прихрамового участка. По благословению настоятеля храма протоиерея Ростислава Карпуся на территории вокруг церкви было высажено около 50 березок. Теперь стройные саженцы радуют душу каждого, кто приходит в этот храм. «Это очень эстетично. Не случайно уютные зеленые уголки природы становятся излюбленным местом отдыха людей, – отмечает отец Ростислав. – Многие приходят сюда в надежде отдохнуть и обрести душевное успокоение. А духовную поддержку они получают в храме». В Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой в 2000 году, отмечается, что к сожалению, современный человек очень эгоистичен, он слишком потребительски настроен к природе, к богатству природных ресурсов, вверенных ему Богом: «Это богатство — воздух, солнце, воду, землю, небо – Бог разделил между всеми поровну, как между братьями. «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Это свидетельство того, что Человек – носитель образа небесного Домовладыки – должен показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, а в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15). «Православная Церковь по достоинству оценивает труд и активное участие в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия», – говорится в концепции. Вместе с тем Церковь отмечает, что «эти усилия будут плодотворнее, если станут носить не только гуманистический, но и христианский характер, ведь растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны, и состояние души человека отражается на окружающей его среде. Природа либо преображается, либо погибает – и на это влияет как воздействие человека, так и отсутствие этого воздействия, то есть равнодушие» (Социальная концепция Русской Православной Церкви, гл. 13 «Церковь и проблемы экологии»). Александра Христенко
|