Мое родное Святогорье

Уже пять веков манят Святые Горы души православных людей. Побывав здесь однажды, живешь с мыслью и желанием возвратиться вновь и вновь к этому животворящему источнику. Поэтому именно сюда, в Святогорье, в качестве поощрения была организована поездка для активистов, добровольцев и волонтеров – всех, кто участвовал в проведении Фестиваля православной культуры “Пасха Красная” и Праздника детства, посвященного Международному дню защиты детей. Эти праздники, ставшие уже традиционными, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона проводятся Донецкой епархией совместно с Донецким городским Домом работников культуры, Ворошиловским районным советом и ЗАО “Донецксталь” – металлургический завод”.

Голубым небом, серебристой гладью Северского Донца, ярким июньским солнцем и дивной красотой золотых куполов встретили нас Святые Горы.

По прибытии в монастырь мы собрались у главной святыни – Успенского соборного храма, откуда и начиналась наша экскурсия. Вместе с отцом Модестом мы спустились в пещерные церкви и кельи иноков. Мерцание наших свечей отбрасывало слабые блики на стены узких проходов. Органично звучал здесь рассказ монаха об истории возникновения иноческой обители, о ее духовном расцвете в царское время и полном разрушении в годы Великой Отечественной войны, о страшных временах гонений на монастырскую братию и об исполнении пророчеств многих старцев – восстановлении Святогорской святыни.

Затем отец Модест провел нас во Всехсвятский скит. Здесь тихо и спокойно – настоящая Божия благодать. Монахи умудряются поспешать, не суетясь и низко кланяясь перед входом в храм. Надолго остановились около скита святых молитвенников – преподобных Антония и Феодосия Печерских.

А потом направились к преподобному Иоанну Затворнику. Пожалуй, его могилка – самое посещаемое паломниками место. Она очень простая, скромная: деревянный крест, фотография и много свечей. Сюда приходят сотни людей со своими проблемами. Вот и мы стояли у креста, и каждый мысленно обращался к старцу с молитвой и своей просьбой.

Тенистая тропа привела нас на самую высокую точку – храм Святителя Николая. Какая же здесь благодать! “Если не здесь, то где же молиться? – вопрошал когда-то святитель Харьковский Филарет (Гумилевский). – Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!” Как точно сказано!

Экскурсия закончилась. А перед глазами все еще стоят храмы Святогорья. И каждый чувствует: монастырь живет и дышит молитвой. Порой нам трудно понять людей, избравших иноческий путь: вставать ни свет, ни заря; весь день пребывать в трудах и молитве. Но с другой стороны, мы не имеем полного представления о тех духовных радостях, о том утешении, которое получают иноки, живущие в монастыре. Святые отцы утверждают, что мир стоит молитвой. И мы есть, пока она не иссякла.

А еще вспоминаются строки замечательного поэта – нашего земляка – Бориса Белаша:
“…Бывает тяжело, ну что скрывать,
Но, Боже, как приятно знать,
Что где-то есть душе подспорье –
Мое родное Святогорье…”

Усталые, но довольные возвратились мы в Донецк. От прикосновения к святыням на душе светло и радостно.

Надежда Беловодская