«Без прошлого нет будущего»

15 августа в Украине празднуется день археолога. Накануне этой даты корреспондент “Донбасса Православного” побеседовал с иереем Александром Панасенко. Увлечение археологией привело его в Донецкий национальный университет, и теперь батюшка получает второе высшее образование по специальности преподаватель истории.

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, что такое археология?

– Археология – (от греческого archaios – древний и logos – учение) – наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Это интереснейшая и совершенно особенная наука. Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии. Письменных сообщений сохраняется очень и очень немного, а бытового материала – порой больше, чем это можно себе представить.

– А как у Вас появился интерес к археологии?

– После рукоположения я был направлен на приход в город Северск Донецкой области с одновременным окормлением села Дроновка. Оказалось, что эти места богаты историческими событиями. Археология имеет дело с самыми древними источниками, при этом сама является одной из молодых наук – возникла она в XIX веке. В то время многие священнослужители, особенно служащие на старых приходах, волей-неволей становились собирателями древностей. И к священнику, как человеку образованному и уважительно относящемуся к традиции, люди часто несли всевозможные окаменелости и нарытые где-то на огороде осколки древних амфор. Вот местные прихожане и стали приносить мне кое-какие предметы, найденные в окрестностях города. Постепенно простое увлечение потребовало расширения знаний.

– Кто стал вашими учителями?

– В конце XIX в наших краях служил замечательный священник Василий Спесивцев. Выдающийся духовный деятель, отец семерых детей, он был еще и талантливым археологом. По объектам, открытым отцом Василием Спесивцевым, трудится не одно поколение археологов. Пример этого священника, сочетавшего духовную пастырскую деятельность и научную работу, оказал на меня особое впечатление.

Затем Господь свел меня с Александром Викторовичем Колесником – кандидатом исторических наук, доцентом кафедры историографии и археологии ДонНУ. Ему я принес памятную табличку из церкви в селе Звановка Донецкой области, свидетельствующую о посещении этого храма императором Александром II 9 августа 1861 года. Позже появились другие предметы исследований, завязалось общение. Именно он и декан истфака Петр Васильевич Добров предложили мне поступать в Донецкий национальный университет.

– Случалось ли откопать что-нибудь особенное?

– В прошлом году экспедиция ДонНУ под руководством А.В. Колесника занималась поиском зимовника известного казака Кондратия Булавина. Нам удалось сделать небольшое открытие – собственно, найти этот зимовник. На месте казачего хутора, просуществовавшего до начала XVIII века, были найдены курительные трубки, посуда, керамика, пули от казацких мушкетов. Позже прибывшая на это место группа из Донецка обнаружила еще и более раннюю стоянку эпохи бронзы.

Некоторые предметы со своей коллекции передал в Святогорскую Лавру. Там монахи планируют открыть музей, поэтому этнографический материал из Северска и Дроновки я передал будущему музею.

– Существует ли для Вас, как для священника, некие ограничения в Вашем увлечении?

В экспедициях стараюсь быть наравне со всеми. Раскопки – это довольно тяжелая физическая работа. А труд и молитва – самое православное времяпровождение.

А вот что касается захоронений – здесь свои табу. Еще отец Василий Спесивцев настаивал на том, чтобы древние захоронения не нарушались. Откопали, задокументировали, сфотографировали, сделали замеры – и, будьте добры, снова закопайте. Место погребения человека – свято. Пусть он принадлежал к другой культуре и религии, пусть его праху сотни лет – это место его упокоения. Поэтому стараюсь убедить своих коллег не нарушать этот принцип.

– Ваше увлечение как-то помогает в приходском служении?

– В миссионерской работе с молодёжью очень. Для ребят интересно живое дело – походы, раскопки, чтение исторической литературы, датировка артефактов.

Некоторые через археологию приходят к осознанию, именно к осознанию, а не просто к знанию о том, что до нас жили другие люди со своей культурой, мыслями, чаяниями. А здесь недалеко и до усвоения традиций, вечных аксиологических вопросов и прихода человека в Церковь. Некоторые мои юные прихожане поступили на истфак университета, и даже в семинарию.

– В любой экспедиции есть забавные случаи, смешные истории. Можете рассказать что-нибудь подобное?

– Однажды получилось так, что я приехал на несколько дней на раскопки, а затем вынужден был уезжать. Так вот коллеги под разными предлогами пытались меня оставить в поисковом лагере. Как потом оказалось: они подметили, что если в лагере батюшка – в этот день интересные находки попадаются одна за другой, а если я уезжаю – то сплошная пустая порода. Посмеялись, конечно. Но теперь, после нескольких лет тесного общения, мои знакомые археологи просто берут благословение на каждую поездку.

– Чтобы бы Вы пожелали читателям нашего издания?

– Помнить историю, интересоваться не только днем сегодняшним, но стараться понять, что происходило до нас, ведь, как это не звучит привычно, “без прошлого, нет будущего”.

КУРГАН

В степи, поросший бурьяном,
Стоит величественный памятник.
Не помнят уж теперь о нем,
Истории качнулся маятник.
В чью честь воздвигнут он,
И чье увековечил имя?
Кто здесь в землице погребен,
Чье вечное настало время?

23.02.2009 г.
священник Александр Панасенко

Первый областной слет православной молодежи

Летние каникулы с пользой для души