Состоялась конференция по христианской этике

14 апреля в Донецке состоялась IV региональная открытая научно-практическая конференция “Теория и практика преподавания предметов духовно-нравственной направленности”.

В этом году организаторы в рамках конференции постарались раскрыть понятие христианской этики, аспекты становления духовных убеждений, формирование жизненных компетенций учеников на основе христианских ценностей, особенности преподавания на уроках христианской этики. Кроме того, одной из задач форума было показать существующие методы и приемы обучения детей основам нравственности и духовности, а также формы контроля. На конференции были презентованы методические материалы к урокам христианской этики, разработанные учителями и священниками.

Конференция состоялась по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Традиционно организаторами конференции стали Донецкая областная общественная организация “Научный совет”, Благотворительный фонд “Наследие” и Донецкий областной институт последипломного педагогического образования.

В работе конференции приняли участие священнослужители Донецкой епархии, начальники отделов образования, методисты, директора общеобразовательных школ, учителя, которые преподают или планируют преподавать христианскую этику, психологи, педагоги дошкольных учебных заведений, преподаватели воскресных школ – всего 140 человек.

Открыл конференцию Пасхальными песнопениями хор Детской специальной хоровой школы “Благовест” (руководитель школы Юлия Шандро-Любчинская, руководитель хора Ирина Глушко). Дети звонкими голосами пели “Христос Воскресе!”, и все участники конференции слушали стоя.

К участникам с приветственным словом обратился руководитель Отдела информационно-просветительской деятельности Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев, который передал благословение Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского.

В своем приветственном слове к участникам конференции заместитель председателя Донецкой общественной организации “Научный совет” Т.С. Кучер поздравила всех присутствующих с Воскресением Господним, с Благовещением, с наступающим праздником святых жен-мироносиц, с наступающим 65-летием со дня Великой Победы. Были подведены итоги за прошедший год и озвучены задачи настоящей конференции.

В ходе конференции прозвучало немало интересных и содержательных выступлений. Среди них участники конференции отметили следующие.

На вопрос “Что мы вкладываем в понятие “христианская этика”?” дала развернутый ответ преподаватель курса “Христианская этика” Подразделения духовной культуры ДонНУ Виктория Викторовна Бурцева: “Рассматривая этику как отдельную науку, человек получает знания, но знания без мотивации. Христианская этика – это жизнь во Христе, в Духе”, “Если мы внимательно прочитаем Евангелия, то увидим, что главным предметом проповеди Христа являются не призывы к милосердию, к любви или к покаянию. Главным предметом проповеди Христа является Он Сам. “Я есмь путь, и истина, и жизнь” (Ин. 14, 6), “Веруйте в Бога, и в Меня веруйте” (Ин. 14 , 1). “Я свет миру” (Ин. 8, 12). “Я Хлеб Жизни” (Ин. 6, 35). “Никто не приходит ко Отцу, только Мною” (Ин. 14. 6); “Исследуйте Писания: они свидетельствуют обо Мне” (Ин. 5, 39)”, “Идеал этики в православном понимании – не человек нравственный, этический, добродетельный, а человек совершенный. “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” – говорит Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5:48)”, “Православная этика – наука, систематически раскрывающая опыт деятельной и созерцательной жизни Православной Церкви”.

Протоирей Роман Хлипитько, настоятель Свято-Петро-Павловского храма г. Моспино и учитель христианской этики, в своем выступлении говорил о методах и приемах обучения детей основам нравственности и духовности на уроках христианской этики. Его опыт преподавания и оригинальные подходы в общении с детьми не оставили никого равнодушными.

Видеоурок “Духовные аспекты алкоголизма – урок в школе” о. Романа можно скачать на сайте “Трезвение”.

С большим интересом слушали доклад “Особенности преподавания на уроках христианской этики” Артема Александровича Перлика, преподавателя христианской этики, ОШ № 125. В своем выступлении он обратил внимание на следующие особенности: “Известно, что дореволюционное преподавание Закона Божьего мертвило учеников, и, основной проблемой было, по слову митрополита Вениамина (Федченкова), то, что ученики не горели. Но не горели они именно потому, что не горели учителя. В Православии же вся методика направлена на учителя, и она проста: “станьте святыми и у вас вырастут добрые дети”, – формулирует ее старец Порфирий Афонский. Было до революции несколько (всего несколько) учителей высочайшего класса: святой Иоанн Кронштадтский, Ильминский, Рачинский. Все они преподавали не схоластически, а святоотечески. Поэтому нужно понять, какова святоотеческая методика преподавания, и выстраивать уроки по ней. Эта методика предполагает, чтоб учитель жил подлинной христианской жизнью. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”. Именно любовь должна двигать учебный процесс, и еще жалость к ученикам”, “Перед уроком очень хорошо молиться о детях и о самом уроке. Можно читать “Царю Небесный”. Есть молитва Суровой: “Господи, Ты Один знаешь этих детей, их сердца, их будущее. Помоги мне не ошибиться в общении с ними сегодня”. И есть молитва святого Иустина Сербского, которую он читал перед лекциями и уроками: “Господи Сладчайший, святым евангелистом и апостолом Твоим исполни благовестия и меня всегрешного и научи меня что и как нужно говорить”. Хорошо просить про себя помощи и во время урока, чтоб Господь открыл сердца слушателей к рассказу и учителю”, “Любая тема будет очень интересной, если ее раскрыть на примерах людей, у которых такая ситуация уже была и как они поступали в ней. Но самое главное – это подвижническое сердце учителя, который сам должен иметь опыт пасхальной радости и благодати, чтоб, передав ее детям, мог их опытно убедить – эта радость неизмеримо выше удовольствия от нового мобильного телефона”.

Авторские уроки А.А. Перлика публикуются на сайте “Трезвение”.

Был рассмотрен положительный опыт педагогического коллектива Донецкой школы-гимназии № 72. На сегодняшний день все 387 учащихся гимназии изучают христианскую этику в разных аспектах: в 1-4 классах курс “Христианская этика в украинcкой культуре”, в 5-6 – региональный авторский курс “Христианская этика”, в 7-8 – авторский курс “История Православия Киевской Руси”, в 9 – авторский курс “Саморазвитие личности”, в 10-11 – авторский курс “Христианские мотивы в русской литературе XIX – 1-й пол. ХХ века”. Причем это был выбор родителей. Их, как подчеркнула директор гимназии Надежна Ивановна Громак, убеждать не пришлось. Педагогический коллектив ставит перед собой цели обновления национально-государственной модели образования и воспитания, внедрения совокупности учебно-воспитательных процессов по формированию христианской морали и норм поведения, основанных на православной аксиологии (системе ценностей). “Донецкая гимназия № 72 приглашает всех желающих родителей ознакомиться с условиями воспитания и обучения на основе православных христианских ценностей. И если вам понравится, то ваши дети смогут учиться в данном учебном заведении”, – обратилась Н.И. Громак к присутствующим.

С заинтересованностью было выслушано выступление протоиерея Александра Макарова, настоятеля Свято-Николаевского храма г. Ясиноватая, члена совета Донбасского православного общества “Трезвение”. Отец Александр доступно и просто объяснил, что христианская этика учит людей общаться между собой и с Богом, но такое общение без трезвения невозможно: “Христианская этика учит людей общаться между собой и с Богом, учит жить в Боге Иисусе Христе. Важнейшей добродетелью христианства является “трезвение”. Всем знаком термин “трезвость”. Но между “трезвостью” и “трезвением” есть разница. Светский термин “трезвость” включает в себя физическое воздержание от алкоголя, табака и др. наркотиков. Этот термин не учит нравственности. Например, могут быть блудники, воры или убийцы, ведущие трезвый образ жизни. Более глубокий смысл несет в себе духовный термин “трезвение”. Он включает в себя и физическую трезвость и духовную работу над собой. Трезвиться, значит, не только воздерживаться от опьяняющих веществ, но жить по Евангельским принципам и участвовать в Таинствах церковных. “Трезвение” – это движение христианина к Богу”.

Кроме того, с докладами выступили: протоиерей Никита Панасюк, благочинный Докучаевского округа, иерей Игорь Овчаренко, клирик Свято-Николаевского храма г. Донецка, Оксана Викторовна Хаталах, методист отдела общественных дисциплин Донецкого областного института последипломного педагогического образования, Татьяна Викторовна Латышева, руководитель отдела помощи педагогам Донецкой областной общественной организации “Научный совет”, Надежда Ивановна Громак, директор Донецкой школы-гимназии № 72, Светлана Фёдоровна Шерина, руководитель Православного сообщества преподавателей воскресных школ, Елена Борисовна Емченко, руководитель проекта “В защиту жизни” Семейного центра “Отрада”, Светлана Константиновна Новикова, заместитель директора Детского методического центра христианского православного просвещения святого равноапостольного князя Владимира (г. Красноармейск), Марина Николаевна Балашова, руководитель студии английского языка Духовного центра г. Красноармейска, а также другие участники конференции.

Во второй части пленарного заседания прошло торжественное вручение свидетельств и награждение выпускников духовно-образовательных курсов учителей христианской этики Киевского и Пролетарского районов г. Донецка. Свидетельства педагогам вручил один из преподавателей курсов – протоиерей Роман Хлипитько.

Подвел итог конференции и зачитал проект резолюции кандидат педагогических наук, доцент кафедры украиноведения Донецкого юридического института А.А. Кучерявый. Резолюция была принята единогласно.

С отдельными докладами участников конференции и Резолюцией можно будет ознакомиться в разделе Образование (Христианская этика).

Татьяна Кучер