Каждый день страстной седмицы, каждая притча этих дней находит свое отражение в нашей современной жизни. В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, которая служит образом лицемерных книжников и фарисеев, не принесших истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мы называем себя православными христианами, народом Божьим, который можно считать новым Израилем. Мы считаем себя избранным народом, который получает во всей полноте Божьи дары, Божье благословение в отличие от других людей. Вместе с этой богоизбранностью мы, в какой-то степени, переняли на себя и те болезни, и недостатки, которые были присущи богоизбранному народу. Многие считают, что если мы православные, а не лютеране или католики, то значит, по определению, уже спасемся. Во время земной жизни Спасителя люди рассуждали, что они спасутся только потому, что они – потомки Авраама. И в этом кроется опасность, потому что “Бог может даже из камней воссоздать потомство Аврааму”. Поскольку для Бога важно не происхождение, не родство с праотцами, а те плоды, которые приносит конкретный человек. И бесплодная смоковница, притчу о которой в храмах вспоминают в Великий понедельник, является образом того, что Господь ждет от человека результатов. Ждет один раз, второй раз, третий раз ожидает плодов от смоковницы, а она ничего не делает. Такова часто и наша принадлежность к Церкви, когда мы в какие-то определенные моменты вспоминаем, что мы христиане, но при этом не творим тех евангельских плодов, которые Господь от нас ожидает. Притча служит нам обличением, потому что эта смоковница росла на видном месте, ей всего хватало, но она ничего не сделала из того, что Бог от нее ожидал. Протоиерей Георгий Гуляев
|