Art Point: современное искусство о шахтерской столице

Полумрак. Серая, опустошенная, индустриальная арт-площадка, громоздкие вентиляционные трубы на потолке… То тут, то там доносятся звуки от ударов боксерских перчаток, взрывов баллонов с краской и просто шумы проезжающих мимо машин. Словно время на мгновение застыло и затеяло свою, неведомую игру. Атмосферой недосказанности, невидимого знака вопроса, ответ на который может найти лишь зритель, встречала своих посетителей выставка современного искусства “Art Point”, которая состоялась в одном из торговых центров шахтерской столицы. 13 молодых художников из разных стран мира посетили Донецк для того, чтобы прожить в нем ровно десять дней и за этот небольшой срок суметь прочувствовать город, отобразить персональное видение индустриального центра в своих работах.

Инсталляция условно разделена на четыре тематические части: “Город и структура”, “Герой”, “Город и состояние”, “Пророчество и реальность”. Возле экспонатов нет ни единого информативного указателя, благодаря которому посетитель мог бы ознакомиться с концепцией работы или хотя бы с ее названием. Также нет ориентиров на то, в какой тематической части выставки оказался зритель – по мнению организаторов проекта, фантазия и ассоциативный ряд человека не должны ограничивать никакие информативные рамки.

Засохшие цветы и проросшая плесень, грязная старая обувь и телевизор, рисующий цветными баллонами с краской. Экспонаты, более чем, неоднозначные. И среди этого пестрого потока самовыражения, словно огонек свечи в темной комнате, на кирпичной стене – голограмма Иисуса Христа и Богородицы. Тонко подмеченная, заметная лишь взору того, кто не живет в Донецке, черта – это город верующих во Христа людей. За двадцать лет становления Святого Православия мы настолько привыкли к тому, что по воскресеньям колокольный звон зазывает всех на соборную молитву за Божественной Литургией, что это стало нормой для дончан, и мало кто вспоминает те годы, когда люди не имели права носить нательные кресты, не знали слов молитвы.

Вера в Господа нашего Иисуса Христа не только внешне преобразила Донецк, но, прежде всего, изменила то самое человеческое нутро, о котором так любили писать литературные классики. Эти перемены невозможно не заметить, их нельзя игнорировать. Быть может, именно поэтому на своих картинах художники изобразили монашествующих, дали схематическое очертание фресок Свято-Игнатьевского храма, в котором им довелось побывать до начала работы над проектом.

И Православие в который раз гармонично вписалось в “пейзаж”, где, как могло показаться на первый взгляд, не было места для него. Как некогда сам Господь спустился в ад для проповеди Истины, и в наши дни Церковь Христова проповедует слово Божье в самых разнообразных сферах людской жизни, потому что Он никогда не устанет стучаться в сердце своего излюбленного чада – человека.

Анастасия Патрича
Фото взято с сайта: https://ostro.org