“За неблагодарность люди гневаются и на животное, хотя животные часто устыжают людей своею благодарностью, своею искренностью и верностью. А что люди делают для животных, за что животные могли бы им быть благодарны? Почти ничего, исключая просчитанный интерес людей дать мало, а взять много. Несмотря на десятикратную награду, которой животные оплачивают людям все хлопоты о них, люди, кроме того, ожидают от животных и благодарности” – эти слова принадлежат святителю Николаю Сербскому (Велимировичу), который призывал людей не забывать о завете Господа Иисуса Христа – заботиться о животных, ибо в этом действе человек возвращается к истинному положению вещей, которое некогда было разрушено грехопадением. Подтверждение этому мы находим и в Социальной концепции РПЦ, в разделе, посвященном отношениям Церкви и экологии. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. “Тварь, – пишет апостол Павел, – покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне” (Рим. 8. 20-22). В природе, как в зеркале, отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, “терние и волчцы” (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат “небо и… земля и все, что на ней” (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь “домоправитель”, коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – “воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды”, как замечает тот же святой, Бог “разделил между всеми поровну, как будто между братьями”. “Владычествование” над природой и “обладание” землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в “возделывании” и “хранении” (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. Еще Федор Достоевский в романе “Братья Карамазовы” писал: “Любите животных, Христос с ними прежде нашего. В них есть начало разума и веселия”. Эти два предложения вмещают в себе и отношение к живым существам многих святых угодников Божьих, которые прославились этой своей добродетелью. Достаточно прочесть житие преподобного Серафима Саровского или святого Герасима Иорданского, чтобы получить ответ на вопрос о том, какими должны быть отношения между человеком и живыми существами, некогда спасенными Ноем во время всемирного потопа. Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, в середине своего жизненного пути получил благословение на новый духовный подвиг – пустынножительство. Он ушел в келлию, расположенную в глухом лесу. Здесь святой предавался уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной и возвращаясь к себе в келлию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: “Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом”. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне – за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб. Грозный, дикий зверь становился совсем ручным и никогда не причинял вреда отшельнику. Герасим Иорданский, почтенный проповедник истины Христовой, один из православных лидеров Востока, в истории человечества остался не благодаря своему рвению об ортодоксии, а только тем, что однажды вытащил из лапы больного льва занозу. После этого лев всюду стал ходить за ним. Случилось однажды недоразумение: арабы украли осла, а Герасим решил, что его съел лев и обязал животное исполнять работу осла. Лев позволил возить на себе воду. Когда же осел нашелся (араб проходил мимо монастыря, и лев схватил осла за уздечку и привел в обитель), Герасим извинился и в знак примирения дал льву имя Иордан. Когда Герасим скончался, издох на его могиле и лев. “Не потому, чтобы лев имел разумную душу”, замечает биограф Герасима, а потому что Бог захотел показать людям, “в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию”. Кому-то поведение льва покажется неестественным, унижающим царя зверей – но зверь не унижен послушанием человеку, как не унижен человек, когда послушание соединяет его с другими людьми, как не унижен Бог, ставший человеком: все, что делается любовью, не унижает, но нераздельно и неслиянно (выражение Халкидонского собора) примиряет. Донецкий городской благотворительный фонд “Пиф” очень нуждается в нашей помощи и поддержке! Полностью лишенный государственного финансирования, он, вот уже не первый год, является домом для более шести сотен бездомных животных. История каждого питомца является яркой иллюстрацией человеческой жестокости. Среди основных задач приюта не только лечение животных и поиск заботливых хозяев для них. Волонтеры “Пиф” также обеспокоены проблемой регулировки численности бездомных животных, которая в наши дни более чем актуальна и решается порою жестокими, совершенно не гуманными способами. Беззащитные и беспомощные животные становятся своеобразной лакмусовой бумажкой для каждого из нас, ведь отношение к ним показывает то, какие мы есть на самом деле. Как помочь приюту для животных?. Анастасия Патрича
|