Мариупольский Институт повышения квалификации Приазовского государственного технического университета открывает курсы для подготовки преподавателей факультатива “Основы христианской этики” (“ОХЭ”). Более семидесяти педагогов в два потока посетят двухнедельные занятия по таким направлениям, как “Введение в христианскую этику”, “Основы толкования Ветхого и Нового Заветов”, “Христианская обрядовая и праздничная культура”, “Христианская художественная культура”, “Основы христианской педагогики”, “Методика преподавания христианской этики”, “Религиозная ситуация в современной Украине”. Инициаторами создания курсов выступили Мариупольский горисполком и Донецкая епархия Украинской Православной Церкви. Выполнить социальный заказ было поручено Приазовскому государственному техническому университету, имеющему лицензию на организацию подобных курсов. Преподают на курсах педагоги двух мариупольских ВУЗов: помимо преподавателей упомянутого Приазовского государственного технического университета, научные сотрудники Мариупольского государственного университета. Также активное участие принимают в курсах учителя школ, имеющие опыт ведения факультатива “ОХЭ”, и сотрудники Научно-методического центра педагогического образования. Возвращение в христианскую цивилизацию, которую создал и которой принадлежит наш народ по определению, было связано с ликвидацией негативных последствий наследия тоталитарной политики канувшего в лету государства, о чем и свидетельствует соответствующий Указ Президента Украины (№ 279) от 21 марта 2002 г. Однако реальные сдвиги в деле христианского просвещения в секуляризованном до атеистического предела обществе, в частности, в светском образовании, начали происходить только с 2005 г., когда Министром образования и науки С.Н. Николаенко был подписан Указ № 437 “Об изучении в начальных классах факультативных курсов этики веры и религиоведения”. В последующие годы возникли концептуальные документы в области изучения предметов духовно-нравственной направленности (курсы “Этика”, “Основы христианской этики”, “Основы религиозной этики”) и соответствующие учебные программы, причем уже для всех классов общеобразовательной школы. С начала своего возникновения факультативы “ОХЭ” были факультативами по выбору, т.е. они не были обязательными для всех учеников того или иного класса: родители, от которых должно было поступить заявление, выбирали и выбирают по сегодняшний день ту или иную этику, а в некоторых учебных заведениях так и вовсе не этический предмет, а тот, который может предоставить школа для нежелающих изучать христианскую этику. Стоит, наверное, добавить, что практика религиозного просвещения, хотя бы с точки зрения компетентности молодежи в данном вопросе и не попадания ее в тоталитарные секты, существует во всех развитых европейских странах. В качестве примера можно привести некоторые сведения из Британской системы образования. Согласно Акту о школьных стандартах 1998 г. и Акту об образовании 1996 г., все школьные программы должны содержать религиозный компонент. При этом п. 3 ст. 375 части 3 Закона об образовании 1996 г. гласит: “Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране”. Занятиям предшествует общая молитва, которая может видоизменяться по желанию школьников и их родителей. Участникам опроса, выполненного по заказу Би-би-си, было предложено согласиться или не согласиться с утверждением: “Наши законы должны уважать и основываться на традиционных для Соединенного Королевства религиозных ценностях”. Процент согласных с этим утверждением среди мусульман и индусов 79 % и 74 % соответственно и среди христиан 70 %. Подобная ситуация, что с христианским просвещением, что с отношением к христианству, и в других западноевропейских странах христианству, и в других западноевропейских странах. Для молодых христиан из Украины, попавших, например, в Германию впервые возникает возможность изучать православную культуру в школе, чего они лишены были на родине. Дело в том, что Конституция страны и Закон о свободе совести не только отделяют школу от Церкви, но и требуют удовлетворения религиозных потребностей, включая таковое в системе государственного образования. Возникает культурная потребность – она должна быть удовлетворена. Узкое понимание вопроса до недавнего времени, да зачастую и сейчас, не пускает христианскую культуру к подрастающему поколению. Между тем, христианство является носителем абсолютных ценностей, смысла жизни и идеалов, с которыми и вокруг которого создана и продолжает не смотря ни на что создаваться культура восточно-христианской цивилизации. Именно на таком значении христианства в светских учебных заведениях настаивают западноевропейцы для своей цивилизации, являющейся как бы родной сестрой нашей цивилизации. Тем более значение этого культурологического ядра возрастает в условиях победы уже не атеизма, а “всеотносительности”, когда у каждого “своя правда”, и эгоизм становится ведущей этической “системой” членов общества. Таким образом, курсы в Институте повышения квалификации Приазовского государственного технического университета призваны подготовить, а если точнее, начать подготовку среди хотя бы некоторой части учительства почвы для преодоления в образовании ужасающих последствий вымывания ценностного ядра нашей культуры вначале силами атеистов, а теперь поклонников релятивизма, “всеотносительности”. То и другое движение есть антикультурное движение, меняющее местами понятия добра и зла. Предполагается, что Институт повышения квалификации Приазовского государственного технического университета продолжит работу со своими выпускниками, основав постоянно действующий семинар, чтобы расширять и углублять знания преподавателей “ОХЭ”, помогать им обретать лучший опыт, решать возникающие проблемы.
|