Страстная седмица в современном мире. Великая Пятница.

День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданиях и смерти Спасителя. В богослужении этого дня вся Церковь становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Спасителя.

Сегодня, как и много веков подряд, люди хотят жить без Бога. Они придумывают свой закон, суд, придумывают свои правила жизни. Насколько они совершенны, мы имеем возможность видеть – каждый месяц меняются законы, правила, инструкции. Но неизменными остаются только Законы Божьи, где есть свидетельство: ни убий, не укради, не прелюбодействуй.

Человеческий закон осудил Христа. Судья, который принял решение наказать за одно “преступление” два раза. Такого не знало даже римское право, которое и по сей день является эталоном для судебных и законодательных баз всего мира. Суд принял решение, в котором определяющим является не буква закона, а страх человеческий. “Ты не друг Кесарю” – слышит Понтий Пилат от толпы и принимает решение не по закону, не по совести, а лишь потому, что боится за свою карьеру.

Знакомо? Чего же тогда нам ожидать от нашего суда. Христианин, который сталкивается с несправедливостью суда, должен понимать, что Господь его не забыл. Это люди забыли Закон. И то, что произошло со Христом, является нам утешением и поддержкой в земной реальности. Чего ожидать нам, грешным, если самого Господа люди несправедливо осудили.

Произошедшее в Страстную Пятницу показывает и то, как люди по-разному реагируют на скорби и испытания. Многие хотели быть рядом со Христом, когда Он пятью хлебами и двумя рыбами насытил несколько тысяч человек, исцелял больных, ходил по водам. Мы тоже радуемся, когда мы здоровы, когда мы благополучны, когда все хорошо – с нами Бог! Но когда приходит скорбь и болезнь, что-то идет не так, как нам хотелось бы, многие отчаиваются. Где Ты, Господи? А ведь это проверка нашей веры! Божья Матерь, Апостол Иоанн Богослов остались со Спасителем до конца, пройдя Крестный путь до Голгофы, до Гроба. Остальные разбежались, ушли, предали. Мы не можем их судить – сами маловеры. И только Воскресение Христово смогло изменить сознание апостолов – до мученичества, до смерти эти свидетели Воскресения не отреклись от Него.

В Великую Пятницу важно вспомнить еще один немаловажный момент – пред каждым человеком лежат два пути – путь апостола Петра и путь Иуды. Церковь справедливо называет Иуду “окаяннейшим”. Потому что он, будучи апостолом, не был ничем обделен в дарах исцелений, изгонял бесов, вместе с другими апостолами был свидетелем чудес Спасителя.

Однако страсть к деньгам и воровство привели к тому, что завершилась цепь греховных событий в его личной жизни. От сребролюбия к предательству, от предательства к отчаянию и самоубийству. Так же и мы убиваем себя, думая, что сможем остановиться в любой момент. По большому счету смерть грешника – самоубийство – происходит не тогда, когда человек вешается, а тогда, когда он грешит.

Самый наглядный тому пример – наркомания, алкоголизм, это растянутое во времени самоубийство, преднамеренное убийство своей души и тела.

Протоиерей Георгий Гуляев