11 мая 2011 года в селе Каменка Тельмановского района настоятель Свято-Вознесенской православной общины игумен Феогност (Заруднев) совершил заупокойную панихиду о известном пастыре Русского зарубежья протоиерее Виталии Тарасьеве. В этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Протоиерей Виталий Тарасьев родился 11 мая 1901 г. в с. Новая Карань близ Мариуполя Екатеринославской губернии (ныне с. Каменка Тельмановского района Донецкой области) в семье потомственного священника Василия Сысоевича Тарасьева, настоятеля храма Вознесения Господнего. Священник Василий Сысоевич Тарасьев в начале ХХ века служил в Свято-Вознесенком храме с. Новая Карань. Отец Василий Тарасьев происходил из рода потомственных священнослужителей. Окончив Екатеринославскую духовную семинарию, в 1898 году был рукоположен в иерейский сан, а Свято-Вознесенский храм стал его первым приходом. У отца Василия было восемь детей. Согласно “Справочной книге Екатеринославской епархии” Российской Православной Церкви, изданной в 1913 году, в с. Новая Карань Каранской волости действовала православная община, которая построила каменный храм в честь Вознесения Господнего. Территориально храм входил в 3-е благочиние Мариупольского уезда Екатеринославской епархии. Освящение храма состоялось в 1894 году. После революции 1917 года храм в селе Новая Карань был закрыт безбожниками, а православные верующие подверглись репрессиям. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) в храме вновь возобновились богослужения. Свято-Вознесенский храм в с. Каменка вошел в состав Тринадцатого благочиннического округа Донецко-Ворошиловградской епархии Русской Православной Церкви. Затем храм закрыли, а в его помещении устроили склад. 6 декабря 2010 года в с. Каменка состоялось собрание жителей села, на котором было принято решение о регистрации в с. Каменка Свято-Вознесенской общины Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. Учился, как и его отец, в Екатеринославской духовной семинарии. Во время гражданской войны был мобилизован вместе со своим братом Алексеем, зарубленным позднее в одном из боев, в конную гвардию Добровольческой армии. Вместе с войсками П. Н. Врангеля покинул Россию. В эмиграции с 1920 г. в Галлиполи, затем в Черногории, где работал на сахарном и лесопильном заводах, в каменоломнях на реке Дрине. Через некоторое время переехал в Сербию. В 1926 г. окончил православную духовную семинарию в городе Призрен (Косово), а в 1931 г. (по другим данным, в 1930 г.) – богословский факультет Белградского университета. Женат на Л. Б. Литвиновой-Масальской (1931). Диакон (1931). Священник (1931 (по другим данным, 1932)). Отец протоиерея Василия Тарасьева и Андрея Витальевича Тарасьева. Несмотря на иерейский сан, служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. штатный священник. Протоиерей (1940). В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1950 г. до своей смерти был настоятелем подворья Московского Патриархата в Белграде. Митрофорный протоиерей (1955). Скончался 7 апреля 1974 г. в Белграде. Его сыновья продолжили древнюю священническую династию. Возникновение русской церкви в православном Белграде отвечало насущной потребности русских людей, выброшенных революцией за пределы своей страны. Организация церковного прихода в гостеприимной Сербии связана с личностью отца Петра Беловидова. В сентябре 1920 года им была отслужена первая служба в столовой Русского общества взаимопомощи (ул. Краля Петра). Богослужения там совершались до октября месяца, когда было получено помещение в здании школы на Богоявленской улице. Позднее службы проводились в зале Третьей мужской гимназии (Негошева ул.), а в 1922-1924 годы – в палатке походной русской военной церкви при храме Св. Марка (Ташмайдан). На собранные пожертвования и помощь, оказанную правительством, по проекту и под руководством инженера-полковника Валерия Владимировича Сташевского, на Ташмайданском холме был построен русский храм в традициях псковско-новгородского зодчества. Освещение храма состоялось 24 декабря 1924 года. На Рождество 1925 года был установлен колокол – личный дар премьер-министра Николы Пашича, бывшего посланника Королевства Сербии в Петербурге. Над росписью 48 икон иконостаса в стиле новгородского письма XV века по предварительно разработанным эскизам, и при участии Е. И. Конопацкого, трудилось несколько художников. В храме расположены и иконы в резных киотах: “Пресвятой Богородицы Донской” (работа известного иконописца Пимена Софронова), Пресвятой Богоматери “Знамение” (благословение русской обители на Афоне), “Св. Великомученника Пантелеймона” (благословение афонского Свято-Пантелеймоновского монастыря), а также киоты, созданные в память адмирала Александра Колчака (икона Св. Александра Невского), Патриарха Сербского Варнавы (преданного защитника русских беженцев, икона Св. Апостола Варнавы, – работа художника В. Я. Предаевича), протоиерея Петра Беловидова (основателя прихода и первого настоятеля храма, икона Св. Петра Московского). После Второй мировой войны в этот храм из города Сараево привезены Малый Сараевский киот с иконой “Воскресения Господня” и сень с иконами Святителя Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского (сооруженная в память убиенных Государя Императора Николая II и Югославского Короля Александра I). В храме также выставлено много ценных русских икон, подаренных прихожанами. При храме Св. Троицы действовал Приходской совет, занимавшийся благотворительной деятельностью, устраивались миссионерские курсы и лекции, издавался вестник церковной жизни. До 1944 года здесь в киоте хранилась и святыня-заступница Русского Зарубежья, чудотворная икона Божьей Матери “Знамения”, известная как “Курская Коренная”, вывезенная из России епископом Курским и Обоянским Феофаном (с 1957 года она находится в Нью-Йорке). Храм Св. Троицы в Белграде стал известен всему Русскому Зарубежью, как средоточие церковной жизни Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Здесь приняли священнический сан многие иерархи Русской церкви, отправляли службу все сербские патриархи. Ежедневные богослужения в нем отличались строгой уставностью, проводились по монастырскому типику. До 1944 года храм был хранилищем знамен и штандартов славных полков Русской императорской армии, вывезенных с юга России. С октября 1929 года в храме покоятся останки Главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля. После кончины первого настоятеля протоиерея Петра Беловидова (1869-1940), его сменил отец Владислав Неклюдов (1898-1949), оставшийся при храме после эвакуации на Запад Управления РПЦЗ (осенью 1944 года во главе с митрополитом Анастасием). При протоиерее Владиславе храм Св. Троицы перешел в ведение Московской Патриархии, а после разрыва государственных и партийных отношений между СССР и Югославией, настоятель трагически окончил свою земную жизнь в одиночной камере следственной тюрьмы. Короткое время, до своего выезда в СССР, настоятелем храма состоял протоиерей Иоанн Сокаль (впоследствии епископ Смоленский Иннокентий; 1883-1965). В 1950 году настоятелем стал протоиерей Виталий Тарасьев (1901-1974), его сменил сын, протоиерей Василий (1932-1996), а сегодня настоятелем является внук – протоиерей Виталий, окормляющий небольшую общину русских людей в Сербии. Однако, русский храм Св. Троицы, находящийся в сени сербского собора Св. Марка на Ташмайдане, не пустеет. Отреставрированный и реконструированный после повреждений в бомбардировках Белграда НАТО в 1999 году (безвозвратна утрачена потолочная фреска, работа барона Н. Б. Мейендорфа), сегодня свою духовную жизнь с ним связывает не одно поколение братьев-сербов и потомков русских эмигрантов, а также практически вся русская диаспора, проживающая в Сербии. А. Б. Арсеньев / “Русские в Сербии”, Белград 2009.
|