В современном обществе, где понятия морали относительны и размыты, альтернативой агрессивным внушениям общества потребления могут служить учебные предметы и курсы по выбору духовно-нравственной направленности, которые изучаются в общеобразовательных учебных учреждениях и призванные донести до подрастающего поколения идеалы христианской культуры. Но в процессе преподавания у педагогов возникает много вопросов и затруднений, разрешить которые им помогают представители Церкви. На сегодняшний день можно говорить об активизации взаимодействия светской и церковной педагогики, о плодотворном сотрудничестве на разных уровнях, ведущем к единой цели – взращиванию духовности в детских сердцах. 10 ноября в Донецкой гимназии №72 Отдел общественных дисциплин кафедры социально-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого областного института последипломного педагогического образования провел занятие педагогической студии “Формирование системы ценностей учащихся основной школы методами учебного предмета “Этика” и курса по выбору “Библейская история и христианская этика”. На нем присутствовали руководители методических объединений учителей этики и христианской этики, учителя-выпускники курсов специализации “Этика. Христианская этика” городов и районов Донецкой области, руководитель сектора религиозного образования отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Донецкой Епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Гончаренко. В рамках теоретической части прозвучал доклад Василенко Е.А., теолога, научного консультанта гимназии-лаборатории №72 Донецкого облИППО по теме “Формирование жизненных компетентностей учащихся на основе христианских ценностей”, который осветил некоторые важные аспекты спецкурса “Библейская история и христианская этика”, раскрыл понятия христианской нравственности, добродетелей и пороков, главных моральных ценностей христианства, а также были даны рекомендации педагогам о том, как правильно применять на уроках этики Священное Писание. Протоиерей Георгий Гончаренко сообщил о том, что отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Донецкой Епархии приступил к работе по усовершенствованию системы оказания помощи учителям христианской этики в благочиниях и приходах. Педагоги узнали о конкретных намерениях Церкви в оказании методического содействия в преподавании предметов и курсов по выбору морально-духовной направленности в светских общеобразовательных учебных учреждениях. Подробно отец Георгий говорил о создании кабинетов Христианской этики, где учителя смогут получать квалифицированную помощь, ответы на вопросы, методические материалы, консультироваться со священнослужителями. Протоиерей Георгий Гончаренко благословил присутствующих на работу по обучению и воспитанию детей и передал электронный вариант книги “Золотые купола Донетчины”, которая является справочником монастырей и храмов Донецкой и Горловской епархий. Под руководством Рыбак И.Н., заведующей отделом общественных дисциплин Донецкого облИППО, и Бурьяновой Т.В., методиста отдела, участники педагогической студии активно обсуждали вопрос методики формирования общечеловеческих ценностей в процессе изучения курсов морально-духовной направленности и подготовки к Всеукраинскому конкурсу “Учитель года-2012” в номинации “Этика”. Директор Донецкой гимназии №72 Громак Н.И. поделилась положительным опытом взаимодействия учебного учреждения и Церкви. Она представила презентацию совместной работы гимназии с настоятелем Свято-Владимирского храма протоиереем Георгием Гончаренко и воскресной школой. Анализируя программы предмета “Этика” и курса по выбору “Библейская история и христианская этика”, Громак Н.И. рассказала о возможных формах и методах интеграции межпредметных связей, что значительно улучшит качество образования и духовный рост учащихся и педагогов. В рамках практической части прошли мастер-классы, которые представили учитель этики и истории Хроменкова Л.Н. (г.Макеевка), учитель этики, христианской этики, русского языка и литературы Павлова О.В. (г. Мариуполь), учитель этики Кузнецова Т.В. (г. Донецк). Учителя умело продемонстрировали межпредметные связи “Этики” и “Библейской истории и христианской этики”. Слушатели в очередной раз убедились, что для формирования системы нравственных ценностей учащихся можно использовать самые разные приемы и методы, современные инновационные разработки. Интересным опытом работы поделилась учитель этики, русского языка и литературы Байдаченко Т.С. (г. Донецк), которая в своей презентации указала на разницу в мировосприятии учащихся, изучающих предметы морально-духовной направленности, и тех, кто их не изучает. Педагог убедительно показала, что значительное внимание в работе учителей должно уделяться мониторингу результативности преподавания этических дисциплин. Педагогическая студия стала очередным этапом выполнения решений Всеукраинской научно-практической конференции “Библейская история и христианская этика: взаимодействие Церкви и образовательных учреждений” от 22 сентября 2011 года. Елена Василенко
|