“Благовест” и “живое” слово

Сегодня в библиотеке Центра славянской культуры епархиальная хоровая школа “Благовест” провела презентацию учебных программ предметов “Художественное слово” и “Церковнославянское чтение”.

В мероприятии приняли участие Цымбал Е.К. – заслуженный работник культуры Украины, театровед, член Комиссии по критике межобластного отделения национального Союза театральных деятелей Украины, Ляхова Г.Н. – директор библиотеки Центра славянской культуры, духовник епархиальной детской хоровой школы “Благовест” протоиерей Никита Панасюк, архимандрит Варфоломей (Букин) (в прошлом преподаватель церковнославянского языка в Киевской духовной семинарии), иерей Игорь Овчаренко – преподаватель курса лекций по христианской этике на историческом факультете ДонНУ и курсов в Свято-Николо-Васильевском монастыре, клирик Свято-Игнатьевского храма г. Донецка, Петренко Е.А. – лауреат Всеукраинского конкурса им. Т.Г. Шевченко, преподаватель сценической речи Донецкого училища культуры, преподавательский коллектив школы “Благовест” и другие.

Школа “Благовест” была создана по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона в 2007 году.

В основе идеи создания школы – подготовка профессиональных регентов и певчих и воссоздание лучших певческих образовательных традиций Русской Православной Церкви.

Архимандрит Маркелл, проректор Киевской духовной академии, сказал: “Духовное образование тоже, как и светское, имеет одной из задач развитие человеческого интеллекта, однако оно подчинено более высокой цели – служению Богу и людям”. Вопрос служения рассматривается в школе предметно, и главным направлением с момента основания школы является богослужебная практика и приобщение детей к клиросному послушанию. Дети уже с первого года занятий включаются в просветительские и социальные проекты, проводимые школой. И это не для галочки, а по велению души.

Началась презентация необычно – на столе каждого слушателя лежало яблочко. Именно на таком наглядном материале преподаватель епархиальной школы “Благовест” Ирина Владимировна Колчак решила провести презентацию. Она напомнила аудитории одну из былин об Илье Муромце, где есть любопытная характеристика слова: “Слово – оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его… повертывать”.

И.В. Колчак предложила рассмотреть со всех сторон и само слово и отношение к нему, поскольку главным стержнем обеих программ является формирование уважительного отношения к слову.

Задача, казалось бы, традиционная. В школьных словесных предметах, в кружках и творческих коллективах, связанных с искусством звучащего слово, такие задачи являются одними из главных, но есть и высшие цели – духовно-нравственное воспитание, которые и ставит перед собой не только хоровая школа “Благовест”, но и общеобразовательные учебные заведения и школы искусств.

Однако различия и в целях, и в задачах все же существуют, причем очень существенные.

Ответив на вопросы, в чем же состоит эта разность, слушатели презентации увидели не только особенность, но и главную суть программы предмета “Художественное слово”.

Отличие состоит, прежде всего, в понимании самих слов духовность и воспитание.

В светском языке духовность обычно отождествляется с понятием невещественного начала – c сознанием – и в более узком понимании – с мышлением.

Воспитание, исходя из определения, данного в “Психологическом словаре” – это “планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду”.

Имея такие определения, такую систему отсчета, педагоги общеобразовательных школ безошибочно могут показать направление движения и ответить на вопрос к чему они ведут детей. Ведь педагогика, дословно с греческого pais (дитя) ago (веду), переводится, как детоводительство.

А вот в системе координат православного образования единственно правильный вопрос: ” не к чему, а к кому мы ведем детей?” – “По лестнице восхождения к Тому Образу”.

Презентация очень увлекла слушателей, вместо запланированного времени она продлилась на более долгое время, так как всех присутствующих заинтересовали православный взгляд на воспитание и образование и тема “живого” слова.