С октября 2011 года по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, проводится цикл обучающих семинаров для учителей христианской этики. Задача таких семинаров – оказание помощи педагогам в подготовке к урокам по программе 5 – 6 класса “Библейская история и христианская этика”. В этом месяце, 29 ноября, разбирались следующие темы Ветхого Завета: 1. Дар руководства людьми. Роль великих людей в жизни народа. Иисус Навин. Падение Иерихона. 2. Помощь от людей и Бога. Судья Гедеон. 3. Возможности человека и их достойное применение. Судья Самсон. Вёл семинар преподаватель воскресной школы Свято-Владимировского храма г. Донецка Селищев Николай Михайлович. Вот несколько вопросов, которые обсуждались: – Возвращаясь к теме этики с нашей точки зрения поступков, блудница Раав, которая приняла у себя шпионов, скрыла их и позволила им бежать от преследователей, обманула, фактически стала изменницей, она предала свой город в обмен на сохранение своей семьи. Так можно ли лгать? И как к этому относиться? – Иисус Навин повелел народу: “Город будет под заклятием, и все, что в нем, – Господу”. Слово “заклятие”, по-еврейски “херем”, означает, что ничего из добычи не должно быть захвачено, но должно быть все уничтожено: население и все вещи, которые ему принадлежат. Поэтому книга эта довольно жестокая: идет сплошная резня, истребляются целые города, сжигается все, что в них есть. Почему нельзя было мирно прийти, перевоспитать всех хананеев и жить с ними в мире и благополучии? – Почему Самсон ослаб, когда ему обрезали волосы. Неужели сила его действительно была в волосах? Об этом и многом другом подробнее. 1. Дар руководства людьми. Роль великих людей в жизни народа. Иисус Навин. Падение Иерихона. После смерти Моисея Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: “Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь” (Иис.Нав.1:2-9) При приготовлении к вторжению в Ханаан Иисус Навин, как некогда Моисей, отправляет двух соглядатаев в Иерихон. Этот город занимал ключевое положение в этой местности и имел стратегическое значение с точки зрения обороны Ханаана от вторжения с юго-востока. И поэтому первое, с чем столкнулись израильтяне, – это с необходимостью захватить Иерихон, что открыло бы им путь дальше. Иисус Навин посылает туда двух соглядатаев, которых там обнаруживают, но их спасает блудница Раав. Она скрывает их и дает им возможность бежать. Раав говорит им, что она знает, что Бог предал этот город и этот народ израильтянам, и просит их, чтобы они, когда захватят этот город, сохранили весь дом ее (Нав. 1:12-13). Соглядатаи обещают выполнить ее просьбу и в качестве знака, который должен послужить тому, чтобы ее дом остался неприкосновенным, они велят ей привязать красного цвета веревку к окну. В святоотеческой традиции этот знак интерпретируется как прообраз искупления кровью Христовой всех верующих. Возвращаясь к уже затрагивавшейся ранее теме праведности и безнравственных с нашей точки зрения поступках, скажем несколько слов и о Раав. Блудница Раав, которая приняла у себя шпионов, скрыла их и позволила им бежать от преследователей, фактически стала изменницей, она предала свой город в обмен на сохранение своей семьи. Она говорит: “я знаю, что Господь отдал землю сию вам” (Нав. 2:9), – именно это является для нее определяющим. Все об этом знали, но никто кроме нее не захотел покориться. Увидев действие Божие, увидев приближение Бога, она оставляет все и идет на это предательство ради того, чтобы быть вместе с избранным Божьим народом. И Господь ее принимает: в родословии Спасителя мы находим также и Раав. Здесь как раз показывается, что являлось в ветхозаветные времена главным для человека – вера. Ради этой дерзновенной веры, ради желания перешагнуть через все, чтобы быть с Богом (ради того, чтобы быть со Христом), ветхозаветным людям все остальное прощается. Первое чудо при вступлении евреев в землю обетованную – это переход через Иордан (Нав. 3). Священники, несущие ковчег, приблизились к Иордану, и как только они в него вошли, вода остановилась и стояла стеною до тех пор, пока не перешли все израильтяне. Этим чудом Бог прославил Иисуса Навина, и все евреи узнали, что Господь будет с ним, как был с Моисеем. Иисус Навин повелел народу поставить два памятника: один из 12 камней на дне Иордана и второй на берегу в память об этом событии. Прославление Иисуса Навина после этого чуда на Иордане прообразует то, что Господь Иисус Христос прославился и стал известным тоже после крещения в Иордане. Затем евреи поставили стан в Галгале (Нав. 4:19), где Иисус Навин обрезал тех, кто не был обрезан во время странствия по пустыне. Здесь же евреи совершили Пасху. В эти дни перестала выпадать манна и израильтяне начали питаться плодами земли обетованной. Падение ИерихонаКогда Иисус Навин оглядывал высокие стены города, ему явился ангел Господень в виде воина с мечом. Вождь не устрашился и спросил: “Наш ли ты, или из неприятелей наших?” Незнакомец сказал, что он “вождь воинства Господня”. Его обнажённый меч показывал готовность Небесных сил помочь израильтянам. Ангел повелел: “Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято”. Это требование должно было напомнить Иисусу Богоявление Моисею при купине и показать, что через ангела ему открывается Сам Господь. Иисус благоговейно поклонился и получил от Бога откровение, как ему надлежит взять Иерихон. Следуя Божию повелению, израильтяне стали каждый день обходить вокруг города. Впереди шли воины, за ними священники с Ковчегом в окружении священнослужителей, трубивших в трубы. Несение Ковчега свидетельствовало о присутствии Самого Господа. Шествие замыкал народ в праздничных одеждах при полном молчании. Непонятное, таинственное поведение евреев нагнетало ужас на жителей Иерихона. На седьмой день, в день Господень – субботу, израильтяне обошли вокруг города семь раз, и внезапно, по знаку Иисуса, безмолвствовавший семь дней народ громко воскликнул. Тотчас неприступные стены Иерихона пали и разрушились до основания. Как показали археологические раскопки, практически все стены необычным образом рухнули наружу сразу по всему периметру. Израильтяне напали на беззащитный город с разных сторон и захватили его. Разрушенные Богом стены Иерихона послужили вековечным памятником всесильной помощи Господа избранному народу и Его праведного гнева на закосневших в грехах язычников. Из Иерихона спасается только Раав. Иисус Навин повелел народу: “Город будет под заклятием, и все, что в нем, – Господу, только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме, потому что она укрыла посланных, которых мы посылали” (Нав. 6:16). Слово “заклятие”, по-еврейски “херем”, многократно встречающееся в книге Иисуса Навина, означает, что ничего из добычи не должно быть захвачено, но должно быть все уничтожено: население и все вещи, которые ему принадлежат. Поэтому книга эта довольно жестокая: идет сплошная резня, истребляются целые города, сжигается все, что в них есть. Иисус Навин поклялся: тот, кто восстановит Иерихон, тот будет проклят (Нав. 6:25). Книга Иисуса Навина снова ставит перед нами проблему жестокости в Ветхом Завете. Это связано с тем, что повеление изгнать всех хананеев исходит от Самого Бога. Израильтяне так поступали – подобно очистительным водам Всемирного потопа, они были лишь орудием Господа, истреблявшего нечестие с лица земли. Почему нельзя было мирно прийти, перевоспитать всех хананеев и жить с ними в мире и благополучии? Вы наверняка знаете примеры и знаете из истории, что когда какой-то кочевой народ захватывает территорию, где есть оседлое население, то обычно через сто лет происходит ассимиляция. Причем, кто кого ассимилирует? Земледельцы кочевников. Если бы израильтяне захватили Палестину вместе со всеми хананеями, которые там жили, то через сто лет, скорее всего, от израильтян ничего уже не осталось, а были бы все те же самые хананеи с добавлением еврейской крови, совершающие свои обряды и служащие своим языческим богам. А культ у них был в худших традициях древних времен, то есть с приношениями в жертву младенцев, с ритуальным блудом и т.д. Можно сказать, что мера беззакония этих народов уже исполнилась. Таким образом, израильтяне выступили как орудия Божественной кары. Если символическим образом истолковать завоевание земли обетованной, то хананеи прообразуют разные страсти и греховные помыслы, которые должны быть полностью искоренены. Следующий город, который израильтянам предстояло покорить, был Гай, причем, в отличие от Иерихона, израильтяне потерпели здесь поражение (Нав. 6:4). Тогда они стали выяснять, в чем дело, и оказалось, что Ахан из колена Иудина нарушил Божий завет и взял из заклятого (Нав. 7:16-21), в результате чего пострадал весь народ. Ахан был казнен, а город Гай предан заклятию. Обращу здесь ваше внимание на то, что полагаясь на помощь Божию, Иисус Навин провел операцию по захвату Гая по всем правилам военного искусства, не прибегая к прямому штурму. Далее повествуется о встрече израильтян с жителями города Гаваона. Вся страна уже была напугана тем, что с востока вторгся малоизвестный народ, перед которым никто не может устоять; и жители Гаваона решили схитрить: они являются израильтянам в истертых одеждах, с заплесневелыми хлебами, делая вид, что пришли издалека и предлагают заключить союз на очень выгодных условиях (Нав. 9:1-6). Израильтяне, не вопрошая воли Божией, но полагаясь на свое собственное разумение, заключают договор с гаваонитянами и в результате оказываются обманутыми, ибо выясняется, что Гаваон находится от них в нескольких километрах. Это очень важный момент, поскольку после первых побед у израильтян появляется некоторое самомнение, самонадеянность, которая тут же приводит их к такому посрамлению. Однако договор с гаваонитянами заключен, и союз аморрейских царей поднимается, чтобы отомстить гаваонитянам за такую измену. В знаменитом сражении у Гаваона Господь воюет за израильтян. И сказано, что Господь поразил каменным градом больше врагов, чем это могли сделать израильтяне мечом. Во время битвы за Гаваон происходит известное чудо, когда солнце уже начинает склоняться к закату и становится невозможным преследование врагов, и тогда Иисус Навин говорит: “Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля” (Нав. 10:12-14). Завещание Иисуса НавинаПеред своей кончиной Иисус Навин призывает старейшин Израиля и напоминает им, что Господь исполнил ныне то, что обещал израильтянам: Господь изгнал от них хананеев, Господь дал им в наследие землю и “посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними, и будете ходить к ним, и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш” (Нав. 23:11-13). И собрав весь народ в Сихеме, который позже стал одним из важнейших культовых центров всего Израиля, Иисус Навин напоминает израильтянам обо всех благодеяниях Божиих и предлагает им снова обновить завет с Богом, снова дать Богу обещание быть Ему послушным. “И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!” (Нав. 24:16). Иисус Навин вписывает эти слова в книгу закона Божия и ставит большой камень под дубом, как свидетельство об этом обновлении завета (Нав. 24:26). После этого Иисус Навин умер и похоронили его на горе Ефремовой (Нав. 24:29, 30). Состояние Израиля после смерти Иисуса НавинаХананеетян израильтяне сделали своими данниками, вместо того, чтобы изгнать их по заповеди, которая дана была им через Моисея. То есть на первый взгляд они поступили довольно мудро: и землю получили, и оставили на ней некоторое количество населения, чтобы оно работало, а им уже вовсе можно было ничего не делать, только дань собирать. Вроде как и Богу угодили, и сами тоже не сплоховали, и даже еще лучше обустроились на этой земле, чем им Господь обещал. Но такая мудрость привела к печальным результатам. В результате этого отступничества Господь не стал больше изгонять хананеев. Далее в тексте следуют еще два добавления, для чего это было сделано. Господь говорит: “Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус [Навин на земле], когда умирал, чтобы искушать ими Израиля, станут ли они держаться пути Господня, ходить по нему, как держались отцы их или нет. И оставил Господь народы сии…” (Суд. 2:21-23). Мы можем увидеть некоторую аналогию с древом познания добра и зла в том, что Господь оставляет эти народы, чтобы искусить ими израильтян, послушаются они или будут служить богам этих народов. Бог искушает не для того, чтобы Самому узнать, но чтобы научить неведущих. Бог оставил некоторые народы, чтобы показать благочестие одних и обличить злочестие других. 2. Помощь от людей и Бога. Судья Гедеон. Главное служение израильских судей – приводить народ к покаянию и избавлять от угнетения и притеснения. Вторичное их служение – это управление народом. Однако в основном функции управления принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей. Если мы посмотрим по книге Судей, какие народы угнетали израильтян в рассматриваемую эпоху, то увидим, что тут представлена вся окрестная “география”. Сколько бы ни было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, приходили с оружием в руках – моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, филистимляне и даже из Месопотамии – чтобы завоевать их. Священное Писание повествует о следующих судьях: Гофонииле, освободившем страну от угнетения Хусарсафамом царем Месопотамским, Аоде, избавившем израильтян от моавитян, Деворе и Вараке, спасшим евреев от хананеев, Гедеоне, сражавшимся против Мадианитян, и его сыне Авимелехе, беззаконно пытавшемся сделаться царем, а также о Фоле и Иаире, Иеффае, который сражался против аммонитян, Есевонке, Елоне и Авдоне; последний судья – Самсон, который боролся с филистимлянами. О некоторых из них мы поговорим подробно. Судья ГедеонПосле смерти Деворы “сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки мадианитян на семь лет”. Мадианитяне вместе с амаликитянами и другими кочевыми племенами стали переходить Иордан и с востока нападать на лишённых помощи Божией израильтян. Они забирали у евреев всё, что попадалось под руку, угоняли скот, отнимали продовольствие. Каждый год, как только созревали посевы, их дикая орда опустошала страну. Израильтяне обнищали и вынуждены были скряваться в горах и пещерах. В скорбях евреи одумались и обратились к Богу. Господь вновь сжалился над Своим неверным и непостоянным народом и воздвиг судью, отважного воина Гедеона. Судья Гедеон был призван к своему служению чудесным образом. Он “выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от мадианитян” (Суд. 6:11), то есть явно не помышляя ни о каких подвигах, и тогда является ему Ангел Господень и призывает к служению. Первое, что делает Гедеон, – разрушает жертвенник Ваалу, стоявший в том селении, и срубает дерево, около которого совершалось идолопоклонство (Суд. 6:28). Жители стали весьма гневаться на него за это и явились к его отцу с требованием наказать сына, на что отец сказал: “вам ли вступаться за Ваала..? Если он бог, то пусть сам вступится за себя…” (ст. 31). В результате Гедеону дали прозвище Иероваал (Суд. 6:37). Но прежде, чем принять на себя служение судьи, Гедеон просит знамения у Бога, и ему дается дважды знамение руна (руно – стриженная шерсть). Первый раз вся шерсть была мокрой, а вокруг была сухая земля, и из шерсти он выжал целую чашу воды (Суд. 6:38). Во второй раз роса легла всюду на землю кроме этой шерсти, а шерсть осталась сухой. Из этого он действительно убедился в том, что Господь его призывает. В знамении руна Церковь всегда видела изображение Божией Матери, чудесно принявшей во чреве Своем Сына, всех Бога: “Подобно росе рождение Твое” (Пс. 109:3). Гедеон одерживает победу над Мадианитянами, причем он собирает довольно много народу, но Господь велит ему взять с собой только 300 человек, чтобы никто не подумал, что победа эта одержана силами человеческими (Суд. 7 гл.): “Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня””. “итак провозгласи вслух народа и скажи: “кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада”. И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: “пусть идет с тобою”, тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: “не должен идти с тобою”, тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место”. “Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря”. “И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона!” “И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане”. 3. Возможности человека и их достойное применение. Судья Самсон. С падением нравственности и уклонением евреев в идолопоклонство Господь предал их в руки филистимлян. Жестокое иго продолжалось сорок лет и совершенно сокрушило Израиль. Пастушеский народ оказался не в силах противостоять филистимлянам, главным ремеслом которых была война. Народ впал в уныние и отчаяние, даже храброе колено Иудино сложило оружие. Но Господь уже готовил Израилю защитника в лице судьи Самсона. Бездетной чете Маноя из колена Данова, которое особенно страдало от филистимлян, явился ангел Господень и возвестил о рождении у них избранника Божия: “Бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян”. “Пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого”, – наставлял супругов ангел (сикером евреи называли опьяняющие напитки не из винограда). Назорей (отделенный, посвященный) – человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства. “И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом” (Суд. 13:24-25). Став взрослым, Самсон просит родителей взять ему в жены филистимлянку. Дело здесь было не в преступной прихоти: “отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая [отмстить] Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем” (Суд. 14:4). Этим браком Самсон воспользуется для того, чтобы начать войну против филистимлян как свое личное дело, а не от имени Израиля, который тогда был на это неспособен. Свои подвиги Самсон совершал, движимый Духом Божиим (ср. Суд. 14:6, 19; 15:14-15). Но когда его сердце склонялось к женщинам, тогда он терпит неудачи. Так с помощью невесты Самсона филистимляне разгадали его загадку, а с помощью Далиды и вовсе смогли его пленить и ослепить. “…полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида. К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто [сиклей] серебра. И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя? Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди. И принесли ей владельцы Филистимские семь сырых тетив, которые не засохли, и она связала его ими. (Между тем один скрытно сидел у нее в спальне.) И сказала ему: Самсон! Филистимляне [идут] на тебя. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнана сила его. И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя? Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди. Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне [идут] на тебя. (Между тем один скрытно сидел в спальне.) И сорвал он их с рук своих, как нитки. И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань [и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде]. и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью. И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: “люблю тебя”, а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя”. (Суд.16:4-15) Причем дело не только в острижении волос, но в том, что он поступил своевольно и “Господь отступил от него”: “И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. (Суд.16:16-20) “Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников”. (Суд.16:21) Очевидно, Самсон, будучи в темнице, раскаялся и снова получил силу, что внешне совпало с отрастанием волос: “И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей” (Суд. 16:28, 30). Самсон послужил в ветхозаветной истории правдивым зеркалом, в котором израильский народ должен был увидеть себя, вспомнить своё призвание и обрести путь к спасению. Как и весь Израиль, Самсон был посвящён Богу. Как и весь Израиль, он имел силу только тогда, когда исполнял заповеди Господа и следовал путям Его, а когда предавался грехам – подвергался унижению и оскорблению. Подобно Самсону богоизбранный народ, погружаясь в духовное распутство идолопоклонства, терял силы и делался несчастным рабом. Жизнь Самсона – олицетворение истории еврейского народа, вся сила которого заключалась в хранении Завета с Господом. На следующем семинаре, который состоится 27 декабря, будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Чуткость к нуждам близких. Судья Самуил. 2. Мужество. Готовность защищать Родину. Давид и Голиаф. 3. Сила и воспитанность. Давид и Саул. 4. Покаяние как непременное условие прощения. Грех и покаяние Давида. Татьяна Кучер
|