«Матушка – это то же самое, что батюшка, только без сана»
Профессии “Матушка” вы не найдете ни в одном справочнике, этот вид служения не упоминает богословие. Но оно существует тысячелетия и подразумевает не только роль жены, хозяйки дома и хранительницы очага, но и многодетной матери, воспитательницы, помощницы священника, благотворительницы и общественного деятеля… В преддверии Дня жен-мироносиц мы встретились с супругой благочинного Преоображенского округа г. Донецка, настоятеля Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерея Петра Устименко матушкой Галиной. Простота и необыкновенное обаяние – вот что замечаешь сразу при встрече с ней. Двое сыновей матушки Галины и отца Петра сами уже священники, замужем за священнослужителем и дочь Нина. Двое младших сыновей – Димитрий и Илья – еще подростки, но о другом жизненном пути, кроме священнического, они и не помышляют. Беседуя с ней, удивляешься той светлой улыбке, которая присуща абсолютно счастливым женщинам. О браке, воспитании детей и доле жены священника мы и побеседовали с матушкой Галиной Устименко. – Матушка Галина, как вы познакомились с будущим супругом? – Я родилась и выросла в верующей семье. Мы жили в удивительно красивом селе Ивановка в Ровенской области. Однажды в село приехал служить священник, а вместе с ним – его семья. Девчонки заволновались – у нового настоятеля сельского храма было двенадцать детей, и семеро из них сыновья – все красивые и статные. Я шла по селу, когда рядом притормозил мотоцикл, и парень, сидящий на нем, крикнул: “Привет, черненькая!”. – “Привет”, – ответила я. Так мы и познакомились с будущим отцом Петром.
Дружили мы четыре года. В течение этих лет мой будущий муж успел получить профессию шофера, поступить в семинарию, отучиться год. Потом его забрали в армию. По возвращении он продолжил учебу в семинарии и сделал мне предложение. В 1980 году мы поженились. Я попала в очень верующую, большую, дружную семью. Свекры – ревностные христиане – были родителями строгими, но благодаря этому в их огромной семье всегда был образцовый порядок. В доме всегда звучала молитва. Поначалу мне было это в диковинку, а со временем, незаметно для самой себя, я привыкла и полюбила такой уклад жизни. Уже через год после свадьбы у нас родился сынок, и мы приехали на Донбасс. Жизнь священника во многом похожа на жизнь военного. Куда давали указание, туда и ехали. За время священнического служения мы поменяли десять мест обитания. Из города нас направляли в село, из села – в город. Церковные домики, прихожане, храмы, которые нужно было восстанавливать. Было не просто, но радовали дети. Бог послал нам пятеро ребятишек: за старшим сыном родился еще один, потом дочка, потом еще двое сыновей. – Чем матушка отличается от обычной жены? – На проповеди после венчания священник, уже зная о том, что перед ним будущие батюшка и матушка, сказал мне: “Матушка – это то же самое, что и батюшка, только без сана”. Я хорошо запомнила эти слова и всегда старалась им соответствовать. До свадьбы, по молодости я, конечно, как любая женщина, делала легкий макияж. Но однажды отец Петр сказал мне: “Хочешь быть матушкой, перестань краситься”. И приходя домой, брал мои помады по одной и незаметно выкидывал их. Так и исчезла вся моя косметика. С тех пор я не крашусь – мне это не трудно, а отец Петр доволен (улыбается). – С какими трудностями сопряжена жизнь матушки? – Главная на сегодняшний день трудность – это постоянное отсутствие дома отца Петра. Конечно, так было не всегда – только когда батюшка стал благочинным. Последние 10-12 лет – настоящее испытание. Семье нужен хозяин, муж, отец – а его никогда нет. Многие вопросы мы решаем в телефонном режиме. Часто моя повзрослевшая дочь, которая уже сама матушка, спрашивает: “Мама, ну как ты справляешься? Постоянно одна, папы никогда дома нет”. -“Ну что поделаешь, дочка, – говорю. – У батюшки свой крест, у меня свой, не надо роптать”. Хотя, конечно, иногда так трудно бывает, что и поплакать можно. Но тут же – возьмешь книжку, встанешь в углу и читаешь акафисты. Что уж тут плакать? Церкви, людям батюшка нужнее, чем нам. – Матушка, что главное в воспитании детей? – Главное – понимание. К детям нужно прислушиваться, стараться смотреть на мир их глазами. Мальчиков воспитывать сложнее. Но я благодарна Богу за то, что мои сыновья всегда со мной. Помню, как старшие ребята впервые вышли в вышитых стихариках. Я стояла на службе, смотрела на них и плакала от счастья. Сегодня они – сами священники. Младшие сыновья еще юные, но оба – в храме. Один прислуживает, второй поет на клиросе. Я часто спрашиваю у них, кем они собираются стать. И неизменно этот вопрос вызывает у детей улыбку: “Как кем? Батюшкой…”. Для детей этот путь естественен, они не мыслят себя на другом поприще. Очень важно также любить детей так, чтобы они это чувствовали. В нашей семье все дети называют родителей на “вы” – и в этом чувствуется огромное уважение. Сейчас нелегко, младшим детям 10 и 15 лет – тот самый возраст, когда им необходим отец. А батюшка весь в делах, заботах… По вечерам я ему жалуюсь, он ругает ребят. Но никогда не бьет. И это тоже важно – все объяснять словами, уметь находить такие аргументы, чтобы дети прислушивались. Часто вижу, что молодые пары боятся заводить детей, боятся не справиться. Вспоминаю себя – почему-то мы не задумывались о том, сколько денег зарабатываем, готовы ли стать родителями, все получалось само собой. У нас никогда не было особых богатств, и тем не менее, никто никогда не сидел голодным. Когда Бог дает ребенка, он обязательно посылает и на ребенка. Дети – это огромное счастье! Видеть, как твой малыш пошел, как произнес первое слово, как улыбнулся… Нет большей радости, поверьте!
– Матушка, как Вы считаете, женщина должна работать? – Думаю, что должна, но по мере возможностей. Конечно, если большая семья, если много детей, то женщина должна заниматься ими. Но если в семье один ребенок, которого можно отдать в детский сад – то почему бы и не ходить на службу? И потом – служба службе рознь. Можно работать, например, при храме. Или неполный рабочий день. Когда отец Петр был благочинным в Славянске, я работала – печатала на машинке, вела бухгалтерию, старалась во всем ему помогать. Если есть возможность – то работать надо обязательно, а если можно матушке работать при храме – это вдвойне прекрасная перспектива – быть рядом с мужем. Однако, есть и другая крайность – иногда матушки любят вмешиваться в церковные дела. Этого категорически нельзя делать. Для решения церковных вопросов есть священник, староста, приходской совет. Матушка же должна лишь помогать, быть на шаг позади батюшки – управлять хором, читать на клиросе, вести воскресную школу. Сегодня есть масса вакансий и возможностей. – Как нужно женщине вести себя в семье? – Женщине всегда и во всем нужно быть помощницей мужу, независимо от того, священник он или рабочий. Когда я выходила замуж – думала, все уже хорошо, мы любим друг друга, что же еще надо? Но оказалось, что иногда такие искушения бывают, что только держись. В браке, кроме любви, необходима еще и вера. Вера в Бога. Ведь бывает так: произошел конфликт, обиделся, огорчился – пошел, помолился, попросил Бога: “Образумь меня, помоги!” – и все уже хорошо. Нужно помнить, что Господь сам знает, кому и что надо. Иногда что-то нужно перенести, пережить. Но потом Господь все равно посылает просимое за наше терпение, за молитву, за то, что мы не опустили руки. И главное – в доме всегда должен быть порядок, дети должны быть чистыми, на столе должен стоять обед. Вот из этих, казалось бы, бытовых мелочей и состоит настроение домашних, климат в семье. Женщина должна всегда, всю жизнь его поддерживать. Беседовала Анастасия Рева
|