«Открывай болезни свои отцам твоим…»

«Открывай болезни свои отцам твоим, чтобы испытать помощь от советов их»

Как человеку, пришедшему в православный храм, найти себе духовную помощь, зачем нужен духовник и какую роль играет духовное руководство в жизни каждого христианина? Об этом беседа с настоятелем Свято-Владимирского храма протоиереем Георгием Гончаренко.

– Батюшка, у Вас уже многолетний опыт духовного окормления прихожан сельских и городских храмов. Cкажите, пожалуйста, зачем нужен человеку духовник?

– Человек не может сам научиться жить по-христиански и спасти свою душу – ему необходим духовник. В этом примером нам служит Сам Господь наш Иисус Христос. Ведь Он не дал Свои Заповеди людям через кого-то из пророков, как мы видели это в Ветхом Завете, а пришел Сам как Богочеловек. Самая главная Его миссия – спасти род человеческий крестными страданиями. И очень важно, что Господь Сам показал образ истинного христианина, показал пример исполнения всех Заповедей, которые Он дал в Новом Завете. То есть, можно сказать, что первым духовником своих учеников, Святых апостолов, был Сам Господь Иисус Христос. Он учил истинам Божиим, но не только учил, но и своим примером показывал, как жить по этим Заповедям.

Поэтому духовник в жизни каждого человека должен быть для того, чтобы иметь духовный ориентир в своей жизни, не только внимая тем словам, которые он говорит пасомому, но и всматриваться в его образ жизни.

– Некоторые люди считают, что для того, чтобы достигнуть святых обителей Царствия Небесного, достаточно посещать службы, исповедоваться, причащаться, заказывать молебны, то есть выполнять внешнюю, обрядовую сторону Православия. Выйдя из храма, они продолжают жить, как все мирские люди, например, как их близкие, которые или неверующие или сочувствующие. Но ведь, как пишут святые отцы, самое главное – это внутренняя сторона Православия, непрестанная работа над очищением своей души. Достигнут ли такие люди Царствия Небесного?

– Судить о том, кто достигнет Царствия Небесного, не нам. Это будет делать Сам Господь. Мы должны молить Господа и уповать на Него, чтобы Он спас даже тех, кто один раз сказал в молитве своей: “Господи, помилуй мя, грешного!” Но, если прихожане выполняют только обрядовую сторону Православия, то это, конечно, беда для каждого священника. Когда видишь таких людей на приходе, а их, к сожалению, большинство, то становится неприятно на душе от того, что ты вкладываешь в людей какие-то свои мысли, рассказываешь на проповеди о внутренней стороне Православной веры, даешь какие-то направления по духовному росту, но они все равно выполняют только обрядовую сторону. Но хочу привести пример из Священного Писания о судьбе таких людей. Ко Господу подошли Его ученики – Апостолы и сказали, что некто именем Твоим изгоняет бесов. На что Господь сказал: “Ибо кто не против вас, тот за вас” [Мк.9,40]. Поэтому, даже если человек исполняет только обрядовую сторону Православия, в какой-то момент его жизни Сам Господь приведет его к тому, что в нем проявится внутренний духовный стержень. И он начнет заниматься совершенствованием своего внутреннего духовного мира.

– А как быть, если в семье у верующего человека либо неверующие, либо сочувствующие? Может он им уподобляться или он должен вести аскетический, христианский образ жизни?

– Но я бы не сказал, что христианский образ жизни – это аскетика как лишения.

– A во время Великого поста?

– Для меня Великий пост, Духовная весна – это милость Божия, большая радость, и я даже жду его. И мы не должны говорить, что иго, которое возлагает на нас Господь, дает нам какую-то тяжесть. Если мы истинные христиане, то для нас это благо. Сам Господь говорит: “Иго мое благо, и бремя Мое легко” [Мф. 11, 30]. Поэтому нужно проверить свое внутреннее духовное состояние. Если исполнение заповедей Божиих, исполнение всего того, чему учит нас Церковь или о чем говорит духовник, для нас есть тягость, то нужно просить Бога, чтобы Он нас укрепил в вере и дал радость исполнения именно Заповедей Божиих.

А уподобляться тем людям, которые совершают какой-то грех и не подчиняются канонам Церковным – это кощунство над верой Православной, кощунство по отношению к Церкви и к Богу.

– Какое определение можно дать понятию “духовник”, “духовный наставник” и “духовный отец”?

– Духовник – это священник, который исповедует. Человек кается Богу в присутствии священника в тех грехах, которые лежат на его душе.

Духовный наставник – это тот священник, которому вы исповедуетесь постоянно и получаете от него какие-то советы, наставления. Например, это приходской священник. Духовный отец – это тот священник, у которого сложились отношения с его духовным чадом таким образом, что между ними существует такая христианская духовная связь, как отец-сын, отец-дочь и полное взаимопонимание и взаимодоверие друг ко другу именно в духовной жизни.

– Какие проблемы возникают у Ваших прихожан и как Вы помогаете их решать? Расскажите, пожалуйста, интересные случаи из Вашей практики духовного окормления сельских и городских прихожан. Отличаются ли чем-то сельские богомольцы от городских?

– В селе привлечь молодежь в церковь на службу очень трудно. Здесь существует какой-то фактор стеснения. Пожилые женщины или, как их называют, бабушки, они везде одинаковы – и в селе, и в городе, везде стремятся в церковь. Молодежь для личной беседы со священником приходит в церковь, а если на службу придет, то это считается уже большим подвигом. Поэтому сельские люди более замкнутые в этом плане.

А вот городские люди более грамотны в религиозном плане и активно ходят в церковь. Видимо, на это влияет то, что для них более доступна духовная литература, Интернет с православными сайтами, другие средства массовой информации. Например, я более десяти лет служил в сельских храмах, но такого прихода, как в этом храме (Свято-Владимирский храм, г. Донецк – прим. Ред.), у меня еще не было.

С какими проблемами обращаются люди к духовнику? Часто обращаются с житейскими неурядицами: муж запил, супружеские измены, то есть с теми вопросами, которые причиняют человеку душевную боль. Часто огорчают люди, которые приходят с мистическими вопросами – порча, сглаз. Но, к сожалению, с духовными вопросами – как излечить душу, как избавиться от грехов, приходят только единицы. Вот это – наша боль и наша печаль, потому что духовной жизнью на приходе живут единицы. Большинство прихожан ставит перед собой цель, как мы уже об этом говорили, исполнение внешней обрядовой стороны Православия и течение благоприятной жизни в миру. А вот заниматься совершенствованием своего внутреннего духовного мира люди в большинстве своем не желают.

-А с какими проблемами приходит молодежь?

– Молодые люди часто приходят за советом – как избавиться от вредных привычек, например, курения. Часто душевная боль возникает от непонимания с родителями. Иногда молодежь (16-18 лет) приходит к духовнику, когда у них рождается первое чувство – любовь. Они спрашивают у духовника, не стесняясь, как поступить в той или иной ситуации.

– Когда можно задавать священнику в церкви самые волнующие вопросы, например, о личной, семейной жизни, воспитании детей, о своем духовном становлении? Многие делают это на исповеди, правильно ли это?

– Меня удручает то, что люди начинают решать какие-то свои семейные вопросы на исповеди. Таинство исповеди – это действие в том состоянии души, когда человек должен плакать о своих грехах, исповедуя их. Поэтому, Таинство исповеди всегда для покаяния. Но, если мы видим, что служит два священника – один служит, другой исповедует, немного на исповеди людей, то, естественно, после совершения исповеди, прочтения разрешительной молитвы священником можно задавать и свои личные вопросы. Только, если ты видишь, что ты не мешаешь другим людям или нет за тобой длинной очереди.

К сожалению, у меня вызывает боль, что у священника мало времени для беседы со своими прихожанами. В прошлом у нас был приемный день для таких бесед. Но сейчас в силу каких-то обстоятельств такого дня нет.

– Как должна правильно строится исповедь?

– Чрезмерное распространение человека о своих семейных, личностных отношениях с другими людьми на исповеди не является правильным. Пример исповеди дает нам свт. Игнатий Брянчанинов. Откройте книжечку для начинающих исповедоваться и стройте свою исповедь, как рекомендует этот святой.

– На вопрос “Как найти духовника?” часто отвечают – молитесь. Но существует и другой вариант: люди ходят по храмам, ездят по монастырям, пробуют, ищут, переживают… Что тут можно посоветовать?

– При выборе духовника часто люди ищут такого человека, который был бы им угоден. То есть, который будет потакать каким-то их грехам или просто красивого, приятного в общении человека, к которому испытывают симпатию, или красноречивого проповедника. То есть, люди оценивают священника по каким-то внешним признакам и ищут какое-то выделение из среды священников. Но священник может быть внешне привлекательным, а духовного опыта иметь немного. Поэтому здесь нужно смотреть в корень. И часто бывает, что священник, который имеет много духовных чад, не уделяет людям должного внимания из-за нехватки времени.

Мне понравилось высказывание одного священника: “Вот вы бегаете за священниками, но вы не замечаете того, кто с вами рядом. Попытайтесь, прежде всего, найти духовника в своем приходском священнике, чтобы он осуществил ваше духовное восхождение. Но, с другой стороны, если вы не изменяетесь, если вы видите, что слова священника где-то противоречат словам Священного Писания и устроениям Церкви, то, конечно, от этого священника нужно удалиться и найти себе другого духовника”.

– А если имеешь своего духовника, то нужно ли ездить по монастырям для получения ответов на свои вопросы у старцев?

– Мой личный опыт свидетельствует о том, что люди, которые ищут духовных старцев, не находят ничего. Потому что эта беготня по батюшкам, по “светочам”, по “золотникам” приводит к тому, что Господь дает этому человеку еще больше каких-то искушений или испытаний. Но, нужно сказать, что есть духовные лидеры, светочи, которые одним словом могут человека вывести на путь истины. Например, праведный Иоанн Кронштадский. У него собирались тысячи людей на службе, исповедались, причащались. Второй пример – преподобный Серафим Саровский. Это был простой монах, который долгое время жил в пустыни. И к нему стекались тысячи людей для того, чтобы услышать от него слово Божие и получить благодать. Это были такие неиссякаемые кладези благодати Господней. Да, к таким людям нужно ездить. Но задаваться целью – от одного “светоча” поехать к другому, затем поехать к третьему – это уже не приведет к высокому духовному результату. Нужно самому стремиться к исправлению своей жизни.

– А что делать, когда ходишь годами на исповедь, но абсолютно не меняешься, грехи все те же, не можешь ничего изменить, преодолеть, и становится стыдно ходить к тому священнику, у которого исповедовался всегда. Что сделать, чтобы измениться? Покаяние на словах есть, но не в жизни. Надо ли искать строгого духовника?

– Прежде всего, неисправление человека в каких-то грехах зависит от самого человека, от его лености. Батюшка Вам дает какие-то духовные советы, духовные наставления, как можно поступить для преодоления того или иного греха. Если Вы советов и рекомендаций такого рода не получаете, а хотели бы получать, то тогда Вы имеете право поменять своего духовного наставника.

– Но, если духовник подходит, но человеку стыдно, что он не исправляется и хочет уйти. Правильна ли такая позиция?

– Нет, такая позиция не правильна, потому что батюшка, который Вас исповедует, знает Вас, Ваши грехи. А пойдете к другому священнику, нужно строить отношения заново, что делается ни за один-два дня, а годами. Я хочу рассказать еще один интересный случай из практики духовного окормления. Пришел пьяница к духовнику и дал обет в течение 30 дней не пить. Неделю продержался, потом пришел к батюшке и сказал, что не выдержал и запил. Как правильно в этом случае поступить духовнику? Надо поблагодарить и поддержать человека: “Молодец, видишь ты целую неделю продержался. Плохо, что не выполнил обет – месяц, но целую неделю продержался. Вот, давай еще обет, что не будешь пить”.

Однако, если рассмотреть жизнь каждого человека, то можно увидеть, что она идет волнообразно. Только Христос и Матерь Божия жили без греха. А мы – обычные мирские люди. Даже у меня, священника, жизнь течет волнообразно. Когда-то хочется молиться, а когда-то наступает такой период жизни – идет самая жесточайшая борьба со своими грехами и искушениями, которые наводит на тебя дьявол. И в жизни каждого человека такое бывает.

– Батюшка, а в чем состоит суть подвига послушания? Не лишается ли человек свободы, слушаясь своего духовника?

– В духовной жизни отношения духовника и подопечного не должны основываться на беспрекословном выполнении слов или благословения священника. Батюшка лишь только советует вам, как нужно поступить. Ведь Господь дает нам право выбора. В духовной жизни батюшка может вам посоветовать, а ваша воля, ваше право – поступить так или иначе.

А вот во взаимоотношениях духовного отца и духовного чада должно быть полное повиновение своему духовному отцу и полное взаимопонимание. Руководствуясь принципами Священного Писания, духовный отец не заставит духовное чадо наносить какой-то вред себе или не возложит на него неудобоносимые бремена. А с другой стороны, духовное чадо, руководствуясь любовью и доверием к своему духовному отцу, будет стремиться выполнить каждое слово, которое говорит ему этот священник, или просто мирянин-духовник. Например, старец Павел Таганрогский у многих был духовным отцом, а был он мирянином. Не обязательно иметь духовный сан, чтобы быть духовным отцом. Можно иметь богатый духовный опыт.

Нужно остерегаться такого направления в духовном окормлении как младостарчество. О нем поднимался вопрос на одном из поместных соборов еще при покойном Патриархе Алексии. Священники, только получившие сан, не имеющие достаточного опыта духовного окормления, уже берут на себя ответственность управлять жизнью человека. Владыка Иларион всегда борется с этим: “Не берите на себя такую ответственность”.

Но я придерживаюсь такой позиции: давайте вместе помолимся Богу, давайте обратимся к Священному Писанию – как Господь велит нам поступать в том или ином вопросе – так и будем поступать. Вот, например, человек приходит и говорит: “У меня есть невеста Маша. Я хочу на ней жениться”. А священник, например, говорит: “Нет, тебе не надо пока жениться”. Вот давайте задумаемся, на основании чего батюшка говорит эти слова. Если священник аргументированно докажет свою точку зрения, конечно, его нужно послушаться. Но если батюшка говорит: “Мне так Господь на душу положил” или “Мне открыто”, то нужно удаляться от такого священника, потому что он находится в прелести. Ни в коем случае так, особенно младостарцам, говорить нельзя. Иногда бывают такие случаи, когда священник силою своей власти, авторитета может дать конкретный совет, но только если он хорошо знает этого человека.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем духовнике. Как он помог Вам в Вашем духовном становлении?

– Привело меня к моему духовнику несколько крайне чудесных случаев, которые показали, что на этом священнике лежит благодать Господня. Второе – это его огромная любовь ко всем людям. И третье – простота в общении. Когда я только стал его духовным чадом, с моей стороны было беспрекословное повиновение ему. Сейчас, после 17 лет священнического служения, я уже в некоторых вопросах могу с ним не согласиться, поскольку у меня выработалась своя точка зрения. Но это не мешает нам иметь очень тесную духовную связь. Я могу поведать ему о самом сокровенном в своей душе.

– А какой формы духовного руководства он придерживается: в виде строгого выполнения его благословения или в виде советов?

– Нет, он опасается давать какие-то конкретные советы. Он дает советы, которые всегда завуалированы. Часто он помогает открыться мне в грехах тем, что исповедует свои грехи, может быть, мнимые, мне.

Для меня является примером, как он окормляет свой приход, какие у него взаимоотношения с духовными чадами. И поэтому я стараюсь почерпнуть у духовника колоссальный опыт взаимоотношений с людьми, как нужно дарить свою отеческую любовь своим пасомым. В этом для меня пример – только мой духовник.

– Отец Георгий, чему Вы учите своих прихожан?

– Слову Божиему, христианской любви, взаимопониманию. Чтобы мир был на приходе, чтобы между членами Церкви всегда было согласие, взаимовыручка, взаимоподдержка.

Беда нашего прихода в том, что мы все исполняем: и службы ведутся, и молебны слушаются, но у нас нет самого главного – любви между нами. У нас нет сплоченного прихода. Самая главная задача духовника – сплотить людей вокруг себя, чтобы они почувствовали, что у них есть какой-то духовный центр, и посеять христианскую любовь между ними. Чтобы это был настоящий приход, в истинном понимании этого слова.

В Деяниях Святых Апостолов сказано: “Первые христиане находились в молитве, в преломлении хлеба, в общении…” А у нас такое общение потеряно. Поэтому мы должны стремиться к общению не только в большие праздники, но и в будние дни, или в какие-то трудные дни. Например, день ангела можно отпраздновать в кругу духовной семьи.

– Должны ли отношения между священником и прихожанами основываться на братской любви или достаточно взаимопонимания?

Есть определенные правила церковные, есть определенные правила воздержания и подготовки к службе, посту, молитве – вот это должно быть превыше всего. В Церкви плотских чувств ни в коем случае не должно быть, потому что они перерастают в грех. Взаимоотношения между прихожанами должны основываться на братской любви, а взаимоотношения священника с прихожанами должны основываться на отцовско-сыновней духовной любви. Батюшка на основе такой любви должен всегда заботиться о своей пастве, и любовь должна его вести в этом, а паства по отношению к своему священнику, тоже основываясь на чувстве духовной любви, должна прийти к полному доверию своему пастырю.

– Как проходит духовное окормление учащихся военного лицея? Мы знаем, что Вас очень уважают и любят лицеисты, и в любую минуту могут обратиться к Вам за помощью по телефону.

– Связь с Военным лицеем и мое участие в их духовной жизни является для меня некоей отдушиной от приходской жизни. Почему я так говорю? Во-первых, отроки в Военном лицее очень дисциплинированы. Те дети, которые приходят на собеседование, приходят по зову своего сердца. Вот, например, в церковь дети часто приходят по родительскому указанию. В Военном лицее родителей нет и дети приходят ко мне сами как к духовному отцу. Я там себя действительно чувствую духовником для них. Они приходят ко мне с разными вопросами, и часто это мирские и душевные вопросы, душевная боль.

– Они верующие?

– Конечно. Может, кто-то из них делает первые шаги к вере, но все ребята верующие. Кто-то знает понаслышке, что батюшка придет, и он не может поведать свою душевную боль молодому психологу, который у них работает, а к батюшке он идет без боязни. И, конечно, радуешься от того, что 40-50 человек ты можешь принять в этот назначенный вечер. Взаимоотношения в лицее – это действительно пример духовной отцовско-сыновней любви.

– О чем Вы рассказываете лицеистам на лекциях?

– Мы проводим 2 раза в год духовные уроки полностью для всего курса. На уроках поднимаем жизненные темы: борьба с грехом с точки зрения христианской морали, нравственности и, конечно же, темы, которые помогали бы изгонять в их юных душах грех. В свои выступления я включаю факты, которые бы заставили юного человека задуматься о смысле своей жизни и таким образом разжечь пламя веры в его душе. Например, рассказываю жития святых, чудеса, привожу другие яркие факты, которые я использую в проповеди здесь, в церкви. Для них это сконцентрировано в духовные уроки.

– Батюшка, прихожане храма часто обращаются к Вам за советом, духовной помощью. А нужна ли Вам помощь прихожан, их братская поддержка?

– Всегда большую радость для священника доставляют искренние отношения со своими прихожанами. Это придает священнику силу для несения тяжкого пастырского креста. Поэтому призываю всех прихожан быть в отношении с батюшкой всегда искренними, не лукавить никогда, чтобы не было каких-то недомолвок, пересудов. Иногда бывает, что люди лукавят, и это чувствуется и обижает. Я всегда людей прошу на исповеди: “Говорите мне искренне, что вам не нравится во мне, в нашем храме, не скрывайте”. И, конечно же, нужна нам всем искренняя христианская любовь друг ко другу.