«Слезы радости во время спектакля — лучшая награда!»

«Слезы радости во время спектакля — лучшая награда!»

Храм святителя Игнатия Брянчанинова расположен почти на окраине Донецка, за аэропортом. Но, несмотря на такое месторасположение, приходская община насчитывает несколько сотен людей.

На воскресной литургии всегда очень много детей и подростков. По окончании богослужения они не расходятся. Идут в здание воскресной школы, где изучают Закон Божий и посещают музыкальные занятия. А после, в полдень, начинается самое интересное.

В небольшой комнатке, увешанной иконами, ребята разного возраста одеваются в яркие костюмы и по бумажке начинают читать роли. Поют, учат слова и разыгрывают диалоги. Все это — репетиция очередного спектакля театральной студии «Благодар», который ведет свою деятельность под чутким руководством супруги настоятеля храма, матушки Натальи Намоконовой.

О «Благодаре» матушка рассказывает охотно и с огромной любовью, в промежутках между вопросами подсказывая юным актерам нужную интонацию или жест.

Об актерстве и таланте, о православном воспитании и миссионерстве получилась наша беседа, приуроченная к Дню театра.

— Матушка, театр — это всегда некое лицедейство, некоторые воспринимают это искусство несколько настороженно. Откуда же пришла идея создания театра православного да еще и при храме?

— Вот поэтому я и не люблю слово «театр». Мне больше нравится словосочетание художественная студия «Благодар».

Пять лет назад у нас наконец-то появилось здание воскресной школы. Мы развернули огромную деятельность — кроме уроков по Закону Божиему, организовали музыкальные занятия, стали устраивать небольшие детские спектакли — к Рождеству и Пасхе. Однако со временем все большее количество ребят стали изъявлять желание выступать на сцене. И тогда мы решили исценировать Рождественскую сказку. Ребята приняли идею на «ура». Они выучили слова, отрепетировали, выступили перед прихожанами. Всем очень понравилось. Тогда-то мы и решили сделать еще один спектакль — Пасхальный. Так, спектакль за спектаклем и родилась студия «Благодар» — по благословению настоятеля храма святителя Игнатия Брянчанинова, протоиерея Александра Намоконова, усилиями и трудами регента приходского хора Щесюк Людмилы Валентиновны, прихожан и деток.

— Кто участвует в постановках?

— Участвуют детки из воскресной школы. Прошло уже пять лет с тех пор, как появилась студия. Дети растут, поэтому наш актерский состав не может оставаться одним и тем же. Например, за эти годы девочка, которая выступала в нашем первом спектакле, сама уже стала мамой. Наша студия детско-юношеская. Поэтому в последнем спектакле участвовали совсем маленькие детки — семи и десяти лет. Но есть и взрослые. Они часто возмущаются: «Матушка, нам уже по 23 года, уже замуж пора выходить!» (смеется)

— Выступление на сцене предполагает некоторые профессиональные навыки, например, хорошую дикцию…

— У нас есть уроки сценической речи — скороговорки, орехи за щеками — все это мы проходили. Дети выступают на сцене, у них должна быть идеальная речь. Я часто повторяю, что если ты обращаешься к людям, то нельзя небрежно относиться к своему языку.

Сегодня прогресс на лицо — в последнее время мы не учимся, а только исправляем ошибки — например, «гэкание» и «шокание», которым страдаем в силу географического проживания.

Мне хочется максимально отточить мастерство. Думаю, без промысла Божиего, без Его помощи никакой студии никогда бы не получилось. Я ведь сама педагог, и знаю, сколько нужно приложить усилий, чтоб появилась театральная группа. А учитывая то, что на репетиции у нас остается лишь по полтора часа два раза в неделю, шансы наши на хорошие выступления были минимальными.

Но с молитвой Божией все творится. Дети есть дети, иногда хитрят и на репетициях балуются, а мне говорят: «Матушка, это пока никто не видит. А когда мы выйдем играть — будем серьезны». В этих случаях я всегда отвечаю: «Ребята, кого вы хотите обмануть? Думаете, помолитесь, и Господь все даст? Нет, нужно работать — много и упорно. И здесь, в храме, и дома». Поэтому я заставляю их много работать, сама переживаю, расстраиваюсь, иногда плачу. Но, думаю, это нормальный процесс. Ведь все, что происходит на сцене во время выступления, нужно пропустить через свое сердце двадцать раз перед выходом к зрителям.

— Кто ваша аудитория?

— Наша аудитория — это, прежде всего, наши прихожане. Изначально студия задумывалась для того, чтобы люди, которые стоят в храме, родители, посмотрев спектакль, увидели своих детей по-другому.

К тому же, никогда, ни одному человеку, ни одному обществу, которое попросило бы нас выступить, мы не отказали. Мы часто ездим в детские дома, в интернаты, в больницы. Люди потом признаются нам, что увидеть деток, говорящих о Боге — это как бальзам на душу, терапия.

— У вас всегда потрясающие костюмы!

— Спасибо. У нас есть замечательная мама, вместе со своей знакомой шьющая превосходные костюмы, которые, кстати, мы придумываем сами.

У нас есть уже три основных комплекта. Первый — относящийся к Риму, к Палестине, т. е. к Новому Завету. Второй комплект — это русские костюмы. А самые любимые нашими девчонками платья — это, конечно, бальные. Мы готовили их к замечательному спектаклю об Ангеле Хранителе.

Кстати, у нас есть и свой костюмер, Наташа. Ей 12 лет, стаж «работы» в нашем театре уже 2 года. Вы бы видели ее работы! Она своими руками расшивает костюмы бисером, изготавливает всевозможные маски.

— Дети часто охладевают к труду . Наверное, нелегко каждый раз увлекать их новыми идеями?

— Да, бывает трудно. Время от времени ребята заявляет: «Все, матушка, выступать больше не хотим, мы уже взрослые». И я начинаю уговаривать: «Дети, есть такой потрясающий сценарий! Смотрите!» Важно правильно подать материал, рассказать о нем так, чтобы у них загорелись глаза.

Конечно, мы живые люди, и иногда устаем друг от друга. Тогда я говорю: «Поймите, никто не знает, как сложится жизнь. Может быть, именно этот спектакль, именно то, как вы рассказывали о Боге, когда-нибудь перевесит чашу весов в вашу сторону, и Господь определит вас в достойное место. Нельзя зарывать талант, дарованный Богом».

— Огромная заслуга в том, что студия «Благодар» существует, настоятеля храма, отца Александра. Он рецензирует спектакли?

— Как правило, мы готовим ему сюрприз, стараемся сохранить спектакль в тайне до тех пор, пока все будет готово. Но, конечно, иногда мы советуемся, без благословения ничего не начинаем.

Иногда батюшка и сам репетирует, проговаривает с детками отдельные моменты. Отец Александр очень любит детей. И всегда на спектаклях плачет. Спектакль о преподобном Серафиме Саровском три раза смотрел и три раза плакал. Я очень благодарна ему за эти слезы — для меня это лучшая награда.

Вообще, я глубоко уверена, что дети, участвующие в наших постановках — не актеры, а, в первую очередь — миссионеры. Я часто говорю им: «Поймите, вы не просто слушатели воскресной школы. Вы — миссионеры, вы должны прийти и рассказать людям о Боге. Кто-то на улице, кто-то дома, а кто-то — на сцене».

— Матушка, вы педагог со стажем. Свои знания, умения реализовываете в общине.

— И это приносит мне огромное удовольствие. Я восхищаюсь своими детьми, восхищаюсь тем, что в субботу вечером они не сидят в барах, как их одноклассники, а занимаются в студии. Я восхищаюсь тем, что они, несмотря на тысячи соблазнов, все равно приходят в храм. Воскресная школа и студия — вот то, что дает мне силы жить!

Беседовала Анастасия Рева