«В Православии наша сила»

«В Православии наша сила»

Что мы знаем о казачестве? То, что у казаков красивая форма и старинные традиции. Что они защищают свою Родину и являются людьми православными. А еще казаки — это герои украинских сказок, всегда отважные и бесстрашные.
Правда, есть и иная трактовка. Например, для подрастающего поколения «Казаки» — это компьютерная игра, а в школьных учебниках казаки все больше предстают эдакими любителями выпить и «землю сотряснуть».
А чем занимаются современные казаки? Кто знает о них? И для чего вообще мужчины вступают в такие, казалось бы, несовременные казачьи полки?
С Юрием Гилевским, атаманом первого Землянковского казачьего конного полка им. Ивана Сирко, мы встретились на настоящей казачьей заставе. Улыбчивый, добродушный, он с огромной любовью рассказывал нам о казачьих традициях, о том, чем и как живут современные казаки. А потом — показывал лошадей конного полка, рассказывал об истории каждой.
О казачестве, о его корнях и о современных героях украинских детей получилась наша беседа с настоящим казачьим атаманом.

— Юрий Владимирович, кто такой современный казак?

— Во-первых, я хочу отметить, что казаки не любят разграничивание на современных и на несовременных. Казак всегда чтит свои традиции, живет теми же ценностями, которыми жили его предшественники, например, сто лет назад. Кто такой казак? В первую очередь, это человек, который любит свою Родину, который верен Православию и своему народу. А еще — сердце казака всегда болеет за судьбу своей страны.

— Что нужно для того, чтобы стать казаком?

— Знаете, среди казаков ходит хорошая поговорка: «Поступить в казачий полк легко — вылететь еще легче». Так вот, чтобы стать казаком, необходимо иметь желание и понимание, для чего тебе это нужно. А чтобы остаться в полку, одного желания мало. Во-первых, у нас жесткая дисциплина. Во-вторых, чтобы удержаться в казаках, необходимо полностью изменить стиль своей жизни.

Я часто говорю своим ребятам, что присяга в казаки — это одно из самых важных и ответственных событий в жизни. Потому что это не просто обещание перед людьми. Присяга — это, прежде всего, обещание перед Богом. И отвечать за это обещание мы будем на Страшном Суде.

Согласно реестру, в нашем полку сегодня сто сорок два человека. И я счастлив, что все эти люди достойны высокого звания «казак».

— Каковы задачи казаков, чем вы занимаетесь?

— Испокон веков главная задача казака была в охране своей Родины, своего народа, веры. Сегодня наш полк охраняет санитарную зону канала Северский Донец-Донбасс и Макеевское резервное и Верхнекальмиусское водохранилища.

К этой работе мы относимся с огромной ответственностью. Вода — это жизнь, и мы прилагаем все силы для того, чтобы жители региона употребляли чистую воду.

Наш полк конный, поэтому на заставе мы держим сорок пять лошадок. Уход за ними тоже отбирает много сил, зато наши лошади — победители всевозможных конкурсов.

В этом году, когда в Донбасс приезжал Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл, мы обеспечивали его безопасность в Свято-Успенской Святогорской Лавре. Но я не могу сказать, что это была работа. Это был такой огромный зов души, такая радость! Все казаки хотели быть в это время в Лавре, каждый хотел приложить свою руку к общему делу защиты Первоиерарха. Ведь всегда, во все времена одной из самых главных задач казака была охрана Предстоятеля!

— Казаки всегда чтили традиции, многие из которых живы и по сегодняшний день…

— Это правда. В казачьих полках очень много красивых, а главное, наполненных огромной мудростью традиций.

Например, атаман в нашем полку избирается ежегодно на праздник Покрова Божией Матери. В этот день после Торжественной литургии собирается весь полк, и атаман отчитывается перед ним о своей деятельности. Кстати, подобные отчеты у нас происходят дважды в год — на Покров и весной, на третий день после Пасхи.

Но выборы атамана проходят именно осенью. Отчитавшись, атаман кладет на землю булаву, нагайку и атаманские клейноды. И начинается обсуждение. Казаки анализируют все поступки атамана в течение года, все удачи и поражения полка. Они критикуют, высказывают свое мнение, стыдят. Я горжусь тем, что в нашем полку каждый открыто, в глаза высказывает свое мнение, что за время обсуждения с атамана сходит четыре пота! (Смеется.)

Обсудили, решили, проголосовали за атамана. Кстати, о голосовании — в нашей процедуре не бывает воздержавшихся. Мы считаем, что у каждого должно быть свое собственное мнение — атаман должен быть чи «згода», чи «незгода». Третьего у нас быть попросту не может.

И вот, когда большинством голосов атамана утвердили, казаки обращаются: «Батько атаман, бери клейноди!» По нашим обычаям атаман дважды отказывается от высокой должности. И лишь в третий раз соглашается.

В старину при утверждении атамана его обливали грязью, посыпали пеплом, били нагайками. Все это делалось для того, чтобы в течение года атаман не зазнавался, не забывал о том, откуда он пришел и кем он был. От этой традиции у нас осталась не так много — после того, как атаман взял в руки булаву, его начинают хлестать нагайкой, приговаривая: «Не я б’ю — батько б’є! Не я б’ю — мати б’є! Не я б’ю — Україна б’є, щоб поважав народ, щоб боявся Бога!»

— Юрий Владимирович, а как Вы стали атаманом?

— Любовь к казакам, к казачьим традициям, к этому особому укладу жизни была привита мне с самого раннего детства. Все дело в том, что мой прадед по отцовской линии был сотником украинского казачества, дед по материнской линии происходил из белгородских казаков, а бабушка — из кубанских. При таких родственных связях было просто невозможно стать не казаком. (Смеется.)

С детства я слышал много казачьих песен, былин, рассказов. Но в своей жизни никогда не стремился стать именно атаманом.

Двенадцать лет назад меня пригласили организовать в Макеевке казачий полк, который числился лишь на бумаге. Мы организовали, работали, и, так уж вышло, что через несколько лет меня выбрали атаманом. С тех пор я переизбираюсь уже пятый год.

— Ваш полк ведет еще и социальную работу…

— Да, в Енакиево у нас есть подшефный интернат. Мы давно и очень крепко дружим — ездим к ребятам верхом на лошадях на первый и последний звонки, поздравляем их со всеми праздниками, а летом они приезжают к нам на заставу на несколько недель. Живут здесь в палатках, готовят еду на костре, ухаживают за лошадьми, учатся ездить верхом.

Мы очень любим этих ребят — любим их за то, что они открыты, доверчивы, им остро не хватает любви… А еще эти дети абсолютно не боятся никакой работы — и нам очень хочется, чтобы в их жизни все сложилось наилучшим образом. А мы попытаемся им в этом помочь.

Также у нас в шефстве находится общеобразовательная школа, ученики которой вот уже несколько лет занимают призовые места в конкурсе «Нащадки козацької слави».

Кстати, о молодежи. Долгое время в учебниках детям рассказывали о том, что казаки — это люди, которые любят лишь выпить да закусить. Никто не представлял казака украинским национальным персонажем, мужественным, отважным человеком, который любит свою Родину и свою Веру. В итоге герои наших детей — заморские черепашки-ниндзя, Рембо, Терминатор. Нашим детям подменили понятия, ценности, героев.

Конечно, мы пытаемся возродить культуру, показать исторические ценности, увлечь этим детей! Мы приезжаем к ним на лошадях, в казацкой форме, и нужно видеть, как у ребят загораются глаза! Это же все наше, это наше украинское достояние! Это наши корни, наши герои, это наша история!

И нам, казакам, очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя ребятня уже завтра сменила нас, и чтобы они относились к казачьей культуре с той же любовью, с которой сегодня относимся мы. Чтобы наши дети были достойны славы прадедов!

Протоиерей Михаил Чайкин, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца, пос. Ясиновка г. Макеевки:

— Несколько лет назад я услышал, что в Макеевке возрождается казачий полк им. Ивана Сирко. А спустя некоторое время атаман этого полка пришел ко мне за благословением. Так мы познакомились.

Конечно, в самом начале у нас было много сложностей. Дело в том, что во все времена казаки были глубоко верующими, православными людьми. Наверное, каждый из нас читал «Тараса Бульбу» и помнит момент, когда при принятии присяги у будущего казака спрашивали: «Откуда ты? Как твое прозвище?» — и потом — «Православный ли ты человек?» После этого будущий казак должен был прочесть наизусть «Отче наш» и «Символ веры». Только после этого он имел право вступить в казачьи ряды.

В наше время все не так просто. В казаки вступают не мальчики, туда приходят сложившимися людьми, людьми, которые выросли во времена воинствующего атеизма. Именно тут нас ждали трудности: казачество возродить хотим, но вот веры, казачьего уклада жизни, к сожалению, не знаем.

Конечно, и сегодня у нас не все гладко. Но мы растем, стремимся. В этом году обязательным условием для принятия в казаки было знание молитвы «Отче наш». Кроме того, наши казаки должны быть хорошими семьянинами, дисциплинированными людьми. Они должны быть примером для подрастающего поколения. Думаю, что у наших казаков это получается.


Фоторепортаж Александра Шурлакова