Церковь и проблемы экологии

Церковь и проблемы экологии

17 марта Православная Церковь чтит память преподобного Герасима Иорданского. Из жития святого известно, что вместе с ним разделял все тяготы монашеской пустыннической жизни лев, которого в свое время святой исцелил от раны. В социальной концепции РПЦ читаем: “Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы”.

Вспоминая святого Герасима Иорданского, показавшего своим житием, что возможно восстановление гармонии человека с природой, мы пообщались на тему проблем экологии с протоиереем Георгием Гуляевым, настоятелем Свято-Игнатьевского храма, расположенного на территории Донецкого металлургического завода.

– Отец Георгий, на Донецком металлургическом заводе в связи с реконструкцией закрываются мартеновские печи. Как бы вы прокомментировали это события?

– Это событие вызывает только положительные отзывы со стороны представителей Церкви. Многое из того, что происходит в жизни человека, обусловлено либо его добродетелями, либо его страстями. Казалось бы, существуют относительно нейтральные явления, к примеру, коммерция. Люди трудятся и зарабатывают деньги, но любую вещь, которую Бог дал людям, человек может как облагородить, так и испортить. Это касается всех аспектов жизни – начиная от семейных отношений и заканчивая работой на предприятии.

Мы – поврежденные грехом существа, и этот грех порою искажает наше видение и понимание вещей. Поэтому во многом стремление к прибыли довлеет над человеком, и он готов переступить через Заповеди Божии, через здоровье и жизнь других людей, лишь бы заработать деньги. Наше предприятие имеет в себе элементы православной культуры. Это проявляется не в том, что мы носим нательные крестики и принимаем участие в богослужениях, а прежде всего в сердце человеческом, которое понимает, что такое ответственность перед людьми, забота о будущем поколении и страх Божий.

– Какую позицию занимает Святая Православная Церковь по отношению к экологическим проблемам?

– Святая Церковь выполняет свою земную миссию – старается переориентировать взгляд человека от внешнего к внутреннему. Главное не просто поверхностно оценивать какие-то явления, а, как говорится, “зри в корень”, то есть видеть причину. Очень часто мы устраняем последствия, и для многих людей это намного проще, чем устранить причину. К примеру, в нашем обществе мы часто сталкиваемся с тем, что если у семейной пары проблемы – супруги разводятся, если был зачат нежелаемый ребенок – его убивают, если с людьми живет немощный старик – они отправляют его в дом престарелых. Церковь смотрит глубже: если возникла болезнь, значит, есть на это причины.

– Какова, по мнению Церкви, роль природы в жизни человека и в чем состоит причина столь сильного нарушения гармоничных отношений между ними?

– Природа – творение Божие, которое никогда не сможет стать на один уровень с Творцом и несет Ему свое послушание. Человек же, как царь природы, должен заботиться о ней как о своем ребенке. В Библии говорится, что вряд ли отец, когда сын его попросит хлеба – даст ему камень, и когда попросит рыбу – даст ему змею. Не относятся ли эти слова к нашему веку? Ведь мы не заботимся о природе и предлагаем ей змею и камень вместо хлеба.

Господь поручает человеку природу, и когда тот не справляется со своим послушанием, Бог вразумляет человека. Ведь мы понимаем, что у природы есть свой ресурс, все когда-то кончается.

Экология – это взаимоотношения между людьми и окружающим миром. Целая вселенная создавалась по одной простой причине – человеку нужно было где-то жить, это его дом, сотворенный Богом. Но мы имеем дело не с идеальной вселенной, а с той, в которой произошла катастрофа – грех человека – священника вселенной, грех того, кому поручили этот мир.

Грех нашел себе применение во внешних проявлениях нашего мира. К примеру, поврежденность души наркомана или алкоголика приводит к тому, что некогда уютная квартира превращается в притон. Человек изначально должен был стать Богом по благодати, а он захотел стать Богом через воровство того, что, по его мнению, должно было дать ему силы, знания и возможности. Произошло искушение от змия, грехопадение прародителей и, как следствие, земля стала отвечать на зло человека тоже злом. Как сказано в Священном Писании, именно тогда появились сорняки и тернии. Грех вошел в мир, и вошла в мир смерть.

– Каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию?

– Естественно, возникает вопрос: как человек может снова стать священником вселенной? Любые примеры Ветхого Завета говорят нам, что человек только относительно достигает какой-то святости. Без самого Бога любое исполнение заповедей этого Завета невозможно. Дать людям полную свободу было невозможно, и Ветхий Завет был дан для того, чтобы человечество окончательно не погрузилось во грех.

Человек не понимает, что такое благодать, и дать это понимание может только Иисус Христос. Когда Спаситель пришел на землю, стала меняться вселенная. Христос идет в Иордан креститься не потому, что Он грешен – у Него нет греха. Господь это делает для того, чтобы взять на себя грехи всех тех, кто крестился в этой воде до Него. Бог приносит мир в нашу вселенную. Христос единственный исполняет все заповеди, несет послушание Богу и становится тем жертвенным Агнцем, который берет на себя грехи всего мира.

– Возможно ли полное преодоление экологического кризиса в условиях присутствующего в наши дни кризиса духовного?

– Для христианина единственный способ восстановить гармонию во вселенной – уподобиться Христу. Мы должны прийти в меру возраста Христова, то есть наследовать во всем Спасителя. На первый взгляд это кажется невозможным, но святые нам показали, что это выполнимо. Изменение душевного состояния человека преображает его взгляд на окружающий мир.

Очень важно не умножать зло в этом мире. Иногда нам кажется, что от нас ничего не зависит, но это не так. Один человек может многое изменить. Если в природе, окружающей нас, одно гнилое яблоко может испортить целый ящик спелых фруктов, то в природе человеческой – одно хорошее яблоко может исцелить ящик гнилых.

– Можете привести примеры того, как любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывалось на живых существах?

– Дело в том, что мы потеряли очень многое – понимание между людьми. Появились посредники в общении, такие как слова, культура, обряды. Даже с Богом мы говорили через религию обрядов. Что же тогда можно сказать о понимании животных и растений? Человеку даже в голову не приходит, что эти творения ожидают от нас участия и сочувствия.

Наведя порядок у себя в душе, в своих отношениях с Богом, святые подвижники замечали, что дивным образом налаживались их отношения с окружающим миром. Известны случаи, когда к подвижникам приходили дикие звери с просьбой о помощи, а потом служили и помогали им. К примеру, когда преподобный Герасим Иорданский заподозрил льва в том, что он украл осла, лев очень обиделся и нашел тех, кто украл этого осла. Этот лев долго плакал на могиле Герасима Иорданского, когда тот преставился ко Господу и был похоронен. Наш святой преподобный Серафим Саровский кормил дикого медведя. Такие примеры говорят о том, что святостью восстанавливается гармония в природе, гармония Богом установленных порядков.

– Спасибо, батюшка!

ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. “Тварь, – пишет апостол Павел, – покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне” (Рим. 8, 20-22). В природе, как в зеркале, отразилось первое человеческое преступление.*

Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. *

Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.*

Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуется концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. *