Икона никому ничего не должна18 мая празднуется Всемирный день музеев, установленный по инициативе ЮНЕСКО. Все музеи мира тщательно готовятся к этому дню, чтобы предстать перед своими гостями в лучшем свете, порадовать новыми экспонатами, похвастаться достижениями, среди которых есть и предметы сакрального искусства. Церковь призывает молиться пред иконами и почитать их как святыни, музеи – относиться как к исследовательскому материалу, оценивать их художественную и культурную ценность. Иногда возникает конфликт интересов и непонимания целей. Но там, где эти мнения соприкасаются, появляется новое течение, сочетающее научный подход с глубокой верой. Такой подход сегодня демонстрируют многие музейные работники и коллекционеры, чья деятельность вносит огромный вклад в возрождение современной иконописи и сохранение древнейших памятников иконописного искусства. Проблему нахождения икон в музеях и перспективы сотрудничества с Церковью мы попросили раскрыть директора Донецкого областного художественного музея Галину Владимировну Чумак и донецкого собирателя икон Олега Мечиславовича Здановича. – Сегодня в России широко развернулась кампания по возврату Церкви православных святынь, в частности, древних икон, которые прежде находились в фондах музеев. Существуют ли в Украине такие процессы и как вы относитесь к такой тенденции? Олег Зданович: Когда я слышу фразу “Икона должна…”, мне становится немного смешно, потому что икона, вообще-то, никому ничего не должна. Должны люди по отношению к иконе проявлять заботу, любовь, старание по отношению к древней иконе, как к памятнику, который остался нам от предков, который в тяжелый период для нашей страны находился в забвении, в опале, под надзором компетентных органов, поэтому правильно то, что мы сегодня должны относиться к иконе с той любовью, с которой относились наши предки. Галина Чумак: Десять лет назад, когда я работала в управлении культуры, к 2000-летию от Рождества Христова, мы получили письмо из Министерства культуры с просьбой рассмотреть передачу Церкви тех произведений сакрального искусства, которые попали к нам из храмов. Но, насколько мне известно, у нас не было обратного процесса, мы ничего не возвращали в храмы. Ту роль, которую икона играет для человека, она выполняет в любом месте, где бы она ни находилась. И я не вижу ничего преступного в том, чтобы в музеях находились иконы. Ведь далеко не все в нашей коллекции из предметов церковного искусства попало к нам прямо из храмов. Многие иконы люди приносили и передавали в дар, и это хорошо. Ведь человек приносит икону в музей, чтобы она работала, чтобы она служила. У нас она находится в отличном состоянии, в отличных условиях, она публикуется, к ней приходят люди, она дарит им радость, какую-то надежду. Я думаю, что все-таки, коль скоро икона и предмет церковного искусства попали в музей, то пусть уж они там и находятся. – Чем являются музеи для коллекционера ? Олег Зданович: Для настоящих коллекционеров музей – это конечная цель собирательства. У нас есть примеры из прошлого. Знаменитая Третьяковская галерея появилась на основе коллекции семьи Третьяковых. Многие ведущие музеи сегодня созданы благодаря выдающимся коллекционерам прошлого: Рябушинскому, Остроухову, Морозову, Щукиным, Ханенко. Коллекции этих людей, которые собирались всю жизнь, стали основами музеев, которыми мы сегодня гордимся. Выдающиеся иконы современности были сохранены стараниями коллекционеров и сотрудников музеев. Киевская энкаустика – иконы, которые в 1850 году отец Порфирий Успенский лично привез из Синая. Он нашел их на колокольне среди заброшенных и поломанных икон. Это был прогрессивный человек своего времени, и он понимал, что такое реставрация, что такое раскрытие иконы. Он просто попросил эти иконы у монахов, и они ему их отдали за ненадобностью. И благодаря стараниям реставраторов мы сегодня имеем самые древние иконы, написанные в технике энкаустики – это V-VI век. Во всем мире таких образов остались единицы. Подобным способом были спасены многие знаменитые памятники. “Владимирская” икона была раскрыта в начале XX века плеядой замечательных реставраторов, “Троица” преподобного Андрея Рублева и многие памятники-святыни земли русской сегодня живы благодаря стараниям реставраторов, музейных работников – людей которые живут этим, людей которые создают необходимые условия. Ведь для того, чтобы древняя икона не разрушалась, необходимо создавать для нее особые условия, начиная от влажности и температуры и заканчивая светом и экологией. Она требует очень бережного обращения. – Каковы отношения музея с коллекционерами? Галина Чумак: Это вопрос непростой, потому что коллекционеры бывают разные. Во-первых, это люди очень страстные. И если это у них всепоглощающая страсть, то она приводит к пагубным явлениям. Они могут “заказать” какую-то картину из фондов музея, и это приводит к катастрофе. Если же коллекционер – человек глубоко культурный, то он создает свою коллекцию и работает, популяризирует, сотрудничает с музеем. Олег Зданович: Настоящий коллекционер без музейного работника – не коллекционер. Ведь музейные работники – это высококлассные специалисты. Такого багажа знаний, как у них, нет ни у одного из коллекционеров. Огромную роль в повышении их квалификации играет возможность доступа к фондам музея, работы с огромным количеством памятников, вращение в научной среде. Поэтому если коллекционер подходит с своему занятию со свей серьезностью, то он просто обязан, я считаю, обращаться за консультациями и всячески сотрудничать с музейными работниками. – Олег Мечиславович, передаете ли вы музею материалы из своих коллекций? Музеи с коллекционерами работали, работают и должны работать. Хороший пример подает Киев: в стенах Русского музея проходят выставки частных коллекционеров. Этот процесс уже начался, и он набирает обороты. В России ситуация еще лучше. Постоянно в тесном сотрудничестве с коллекционерами находится Центральный музей имени Андрея Рублева. Можно сказать, вокруг него находится основное средоточие русских коллекционеров. Также существует уже не один частный музей, открытый в тесном сотрудничестве с музейными работниками. Первый был открыт в 1999 году на Урале в городе Екатеринбурге Евгением Вадимовичем Ройзманом. Здесь отражены практически все этапы развития старообрядческой иконописи горнозаводского Урала. Это не просто музей, здесь собран замечательный штат специалистов, реставраторов, вход в музей практически бесплатный, ведется колоссальная работа по реставрации и популяризации иконописи. Потрясающие выставки проходят под патронатом коллекционера и мецената Виктора Александровича Бондаренко (г. Москва). – Существуют ли в Донецке подобные инициативы? Олег Зданович: Хрустальная мечта моей жизни – создать здесь, в Донбассе, музей иконописи, чтобы жители города и все желающие могли посетить специализированный музей, в котором будет православная иконопись и прикладное искусство. Я предпринимаю определенные шаги в этом направлении, но пока большими успехами похвастаться не могу. Галина Чумак: Вообще-то я убеждена, что рано или поздно всякая коллекция становится, если не на сто процентов, то в какой-то степени коллекцией музея. Потому что не всегда потомки коллекционера понимают и принимают эту эстафету. – Подобный проект, пожалуй, сложно будет осуществить без участия Православной Церкви. Сотрудничаете ли вы с Донецкой епархией? Олег Зданович: Безусловно, человек, который собирает иконы, почитает их, не может быть неверующим. В книге “Хроники спасенного иконостаса” мы описывали то, как в наши руки попало 4 памятника конца XVI века, они были в плохом состоянии, практически утрачены. Этот труд подвел нас к мысли о необходимости восстанавливать старые традиции, когда на каждое дело испрашивалось благословение. И мы обратились к митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону за благословением. Владыка нас выслушал, увидел проделанную работу, благословил наш проект, написал к нему вступительное слово, в котором выразил свое мнение, а также точку зрения Православной Церкви. Так, с Божией помощью, у нас получился замечательный проект, на который обратили внимание не только в Украине и России, но и во всем русскоговорящем пространстве. Галина Владимировна: У нас в этом смысле ситуация хорошая. Мы сотрудничаем и с коллекционерами, и со священнослужителями Донецкой епархии. Благодаря коллекционерам у нас побывала одна из ведущих специалистов – искусствовед по иконописи Российской Федерации Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова. Она дала нам серьезную консультацию при открытии иконного зала. В июле 2009 года впервые в истории музея состоялось освящение иконного зала. Теперь мы относимся к нему как к храму. И священники, и коллекционеры принимают активное участие в работе над нашим каталогом иконописи. Если в таком ключе дальше развивать отношения музея коллекционеров и Церкви – это только на пользу всему обществу. Безусловно, мы еще долго будем говорить о том, что наше общество не вышло из того упадка, в которое ее ввергли события ХХ века. Еще долго мы будем собирать по кусочкам ту систему ценностей и отношений, которую буквально растоптали страшные катастрофы прошлого века. Но, несмотря на это, мы можем увидеть признаки возрождения и обновления культуры, в том, что все больше людей тянутся к прекрасному, ищут новые пути и способы сотрудничества и объединения различных духовных и культурных материй в единое целое пространство, в котором может обитать здоровая христианская душа. И пусть флагманом этого движения станут музеи. Дарья Иванникова Уникальная экспозицияИконный зал Донецкого областного художественного музея является единственным в Донбассе. Здесь представлены иконы и произведения церковной утвари, медное литье. Коллекция иконного зала небольшая, более 100 экспонатов. Лучшие из них, своевременно реставрированные, выставлены в этом зале. Он был открыт к 2000-летию христианства и работает уже 10 лет. В прошлом году экспозицию обновили, добавили новые экспонаты. “Все, кто к нам приходят, интересуются иконописью, действительно, вещи, которые здесь собраны, представляют большой интерес. – Рассказывает Марина Владиславовна Третьякова, заместитель директора Донецкого областного художественного музея. – Наиболее старые экспонаты – иконы XVII-XVIII веков, много икон XIX века. Есть образа в серебряных, чеканных окладах. Мы стараемся показать разнообразие иконописи, разнообразие школ, манер. Даже то небольшое количество экспонатов, которыми мы располагаем, позволяет нам сделать интересную экспозицию, проводить здесь экскурсии, рассказывать людям об иконописи, особенно учащимся, молодым людям, которые мало об этом знают”. Коллекция иконного зала постоянно изучается. Татьяна Михайловна Панова, старший научный сотрудник Донецкого областного художественного музея, которая много сделала для того, чтобы собрать и изучить музейное собрание иконописи, подготовила к изданию каталог-альбом “Сто икон из коллекции Донецкого областного художественного музея”. Мы надеемся, что в скором времени он будет издан. Это будет замечательное иллюстрированное издание с научным описанием каждой из представленных ста икон. Художественный музей был воссоздан после войны, когда он потерял большинство своих экспонатов. В возрождении коллекции принимали участие многие музеи Советского Союза. Были здесь и иконы. Украинские переданы изо Львова, Ужгорода. Были переданы образа из Третьяковской галереи и из государственного музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Приносили иконописные произведения и частные владельцы, многие из которых музей приобретал. Есть в иконном зале святыни, подаренные целым семейным собранием. Не желая продавать, люди дарили их музею. В Донецком художественном музее открылась выставка православных икон В коллекции Донецкого областного художественного музея находится более 100 икон
Татьяна Михайловна Панова, ведущий научный сотрудник ДОХМ
К исследованию икон музея привлекаются православные священнослужители
В июле 2009 года Донецкий художественный музей посетила И.Л. Бусева-Давыдова
Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова (г. Москва) помогает в атрибуции икон донецкой коллекции
Иконный зал Донецкого областного художественного музея
|