Это – Любовь. И тайна…

Это – Любовь. И тайна…

23 мая – День Святой Троицы

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения; по-другому этот праздник так и называется – Пятидесятница. Поскольку Пасха в этом году была самая ранняя (4 апреля), Троица – 23 мая – раньше не бывает. Каждый в силах понять, кем для нас является Христос и чем явилось Его Воскресение. Гораздо труднее для понимания другой вопрос: Пресвятая Троица – кто это? На этот вопрос в своем интервью с нашим корреспондентом отвечает настоятель Свято-Николаевского храма г. Донецка протоиерей Евгений Пейков.

– Некоторые – мусульмане, иудеи, свидетели Иеговы – упрекают христиан в многобожии – в том, что в христианской вере – целых Три Бога. Так все-таки у православных – Один Бог или Три?

– К сожалению, не только иноверцам, но и нам, православным христианам, свойственно заочно подвергать критике чужие заблуждения. При этом порой мы критикуем, не зная, как на самом деле думают критикуемые нами. Основной вероучительный источник христианства – Библия. Она отвечает на ваш вопрос. Бог через Моисея говорит “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.” (Втор. 6:4). И тому же Моисею были открыты слова, которые сказал Бог, создавая людей: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Если бы Библия была просто придумана или подвергалась искажению, то ее авторы и редакторы не устояли бы от искушения подправить это явное противоречие. Наивно думать, то эту и множество других подобных коллизий церковь, сначала ветхозаветная, а потом христианская, за три тысячи лет не разу не заметила. Три ипостаси Бога не противоречат учению о Единстве Бога. Но до конца Триединство Бога земной человеческий рассудок вместить не в силах: для него это остается таинством, отчасти постигаемым в некоторых образах и примерах. Поэтому Бог не сразу, через пророков, а затем через Иисуса Христа и апостолов, постепенно вводит нас в эту тайну, чтобы мы не соблазнились понять ее слишком примитивно, – как те, кто критикует учение о Троице.

– Но все-таки, если тайну нельзя понять, – ее можно как-то обозначить? Как человеческим несовершенным, но при этом жаждущим познания и понимания разумом осознать, что же значит “Бог Един в Трех Лицах”?

– Бог Един по Своей Природе – Един по Своему Естеству. Но имеет при этом три ипостаси: Отец является первоисточником бытия; Сын рождается от Отца; а Дух Святой исходит от Отца. В Законе Божьем с Богом сравнивается солнце. Подобным Богу-Отцу представляется само светило – видимый нами солнечный диск без начала и конца. Хотя нам только кажется, что мы видим солнце: на самом деле наш глаз воспринимает идущий от солнца свет. Так и Бога-Отца человек никогда не видел, но видел Бога-Сына – воплотившегося в человеческом естестве Иисуса Христа. А жизнь человека и всей планеты Земля стала возможной благодаря теплу, идущему от солнца, – подобно тому, как от Бога-Отца исходит Животворящий Дух Святой. Подобных примеров – множество.

– А зачем Богу три ипостаси?

– Лучше спросить не “зачем”, а “почему?”. Бог есть Любовь. Свою любовь Он дарит людям. Но когда еще не было ни людей, ни ангелов, Бог был Таким же: Он остается Неизменным. Кого же Бог любил, когда не было никого, кроме Него Самого? Нельзя же сказать, что Он любил Сам Себя. С одной стороны – нельзя, потому что любовь к самому себе – это не совсем та любовь. С другой стороны – можно так сказать, потому что Бог Троичен в Лицах. Отец, и Сын, и Дух Святой пребывали и пребывают вечно в любви друг к другу.

– А почему для любви недостаточно двух лиц?

– Когда двое смотрят лишь друг на друга, когда личность в своей любви замыкается на одной только другой личности, – это тоже не совсем полная любовь. Любовь истинная всегда жертвенна, в ней нет выгодного обмена: “Ты – мне; я – тебе”. Поэтому и у людей, когда двое любят лишь друг друга, а на других им наплевать, эта так называемая любовь оказывается весьма недолговечной.

– А католики считают, что Дух Святой – не третья ипостась Бога, а просто любовь между Отцом и Сыном?

– Об этом лучше спросить у самих католиков – чтоб узнать, как они это понимают. Хотя они все же считают Святого Духа третьей ипостасью Троицы – так же, как и православные. Другое дело – у католиков существует общепринятое между ними мнение, что Дух Святой исходит не только от Отца, но также и от Сына. Православие с этим согласиться не может, потому что католическим подходом в природу Духа Святого привносится некая двойственность. А если Дух Святой исходит от нескольких начал, тогда Он уже не равен Отцу, и не равен Сыну; нарушается принцип равенства лиц Святой Троицы.

– А разве лица Троицы равны? Ведь и на иконе Пресвятой Троицы в образе старца сидит Бог-Отец, одесную Него, с крестом, – Бог-Сын, а над ними, в образе голубя, – Дух Святой…

– Эта икона нетрадиционна для православия и содержит в себе богословские неточности. Тем не менее, она существует и широко используется православными, особенно на Украине, где довольно длительным было влияние западной (католической) церкви.

– А что же делать православному, желающему обращаться в молитвах к Троице, если у него дома – именно такая, католическая, икона?

– Выбрасывать ее, конечно, не обязательно. Можно ее воспринимать в качестве картины. А православному вероучению соответствует икона Андрея Рублева “Пресвятая Троица”.

– Что она изображает?

– Существует общепринятое мнение, что на рублевской “Троице” запечатлен момент, описанный в книге Бытия, когда Бог решает создать человека. В Библии это – второе упоминание о Троице, о котором я уже говорил. Для Бога это было сложное решение. Решение создать человека было проявлением готовности Бога-Отца отдать Своего Сына на смерть, и готовности Сына пойти на смерть. Потому что Богом изначально предполагалась возможность человека неправильно воспользоваться своей свободой и согрешить, отпав от Бога и поработившись греху и смерти. На иконе Рублева “Пресвятая Троица” два ангела с печалью смотрят на третьего. Это – Бог-Отец, Дух Святой и Сын, решивший воплотиться в человеческом теле. Ради чего? – Чтобы принести Себя в жертву, умереть и воскреснуть в человеческом естестве – ведь как Бог Иисус Христос бессмертен. Чтобы смыть Своей Невинной Кровью печать греха с человеческой природы; чтобы победить смерть и спасти для вечной жизни именно человеческую природу.

– А когда было первое упоминание о Троице в Библии?

– Первые слова Библии в еврейском тексте дословно таковы: “Вначале сотворил Боги Небо и Землю”. Глагол – в единственном числе, существительное – во множественном. Для древнего иудея – какая-то головоломка. Можно только подивиться твердости веры людей, не дерзнувших исправить столь вопиющую “ошибку” и сохранивших текст Библии для потомков в неповрежденном виде.

– Бог создал человека по Своему образу и подобию. В чем же проявляется тройственность человека?

– Обычно думают, что это – тело, душа и дух. Я с этим не совсем согласен. По моему мнению, у человека есть ум, или, что то же самое, душа. Из ума рождается слово. Из ума исходит дух, в котором пребывает человек. Личность – одна. Человек – один. Однако есть сам человек, есть его слово, и есть его дух. Его слово может быть услышано. А дух воспринимается только духом. Знаете, о некоторых людях говорят, что они едины по духу. Причем эти люди могут быть совершенно разных уровней интеллекта.

– Интеллект и ум – не одно и то же?

– Ум – это душа человека. Так что нельзя путать интеллект (рассудок) и ум. Цели человека и его жизни определяет именно ум; интеллект лишь решает, как эти цели реализовать. Мозг – это своего рода компьютер; программу для него формирует ум, который, в отличие от “компьютера”, вечен. В уме хранится и память, которая не стирается и после смерти мозга.

– Еще – такой практический вопрос. Какие цветы и травы надо приносить освящать на Троицу? И зачем?

– На Руси праздник Троицы приходился как раз на время сенокоса. В древности, когда хозяйство было преимущественно натуральным и деньги не были в таком ходу, как сейчас, люди, когда косили и заготавливали для своих домашних животных сено, свежескошенные травы приносили и в церковь. И священник использовал их в своем хозяйстве. Подобным образом на церковные праздники в конце лета в храм приносили плоды и мед. Для сельского жителя трава – такой же плод земли, как яблоки, орехи, мед, хлеб. Когда люди приносили свежескошенное сено батюшке, этими цветами и травами украшался и храм – чтобы было красиво, зелено, чтобы был праздник. Все то, что красиво, Церковью не отвергается, даже если не имеет в себе особого богословского значения. Зачем люди друг другу дарят цветы? – Это – проявление их любви. Так же и здесь: люди приносят на Троицу цвету, травы, украшают ими Божьи храмы и свои дома. И это прекрасно, потому что это – проявление любви к Богу.

– Почему днем особого поминовения усопших стала Троицкая родительская суббота? И как в этот особый день проявить свою любовь к оставившим этот мир; что делать, если человек не может отнести цветы на могилы своих усопших?

– Троица, или Пятидесятница, – День рождения Церкви. Христос, когда Воскрес и пребывал с учениками, предупреждал их, что оставит этот мир, но вместо Него придет Иной Утешитель. На сороковой день после Своего Воскресения Господь вознесся на Небеса; в память об этом празднуется Вознесение Господне. А на десятый день после Вознесения на учеников Христа сошел Дух Святой; и была основана Церковь. И членами Церкви являются не только люди, живущие на этой земле, но и те, кто уже оставил этот мир. Поэтому накануне Троицы, в субботу, православные собираются, чтобы помолиться о тех, кто уже пребывает в вечности; это является проявлением не только нашей любви к усопшим, но и нашей веры в то, что Церковь объединяет в себе все земное и Небесное. Раньше, когда всех односельчан хоронили на кладбище возле сельской церкви, люди молились в храме и сразу после этого посещали могилы. Теперь побывать на кладбище порой сложнее. Но это не так уж страшно. Главным для душ усопших является наше поминовение их – на Божественной Литургии, на Панихиде, в домашних молитвах.

– На следующий день после Пятидесятницы Православной Церковью празднуется Духов День. Зачем Святому Духу отдельный праздник? И не является ли это несправедливым по отношению к Богу-Отцу?

– Отец непосредственно не являет Себя миру. Он является миру только через Единородного Сына – через Иисуса Христа; поэтому в православии нет икон Отца. Иисус Христос неоднократно говорил: “Кто видел Меня, тот видел и Отца.” Поэтому для нас икона Отца – это икона Иисуса Христа. Как нет отдельной иконы Бога-Отца, так нет и отдельного Его праздника. А на вопрос о том, зачем отдельный День Святого Духа, очень легко ответить. Великие праздники всегда отмечаются несколько дней. И второй день праздника обычно посвящен тому лицу, которое так или иначе связано с этим праздничным событием. Например, праздник – Рождество Христово; его второй день – праздник Пресвятой Богородицы; второй день Крещения Господня – праздник Иоанна Крестителя. Так и Троица: первый день – это день схождения Святого Духа, Пятидесятница; второй день – День Святого Духа; отмечая его, мы утверждаем, что Дух Святой – не сила, не энергия, а Личность, Которая так же, как и Отец, и Сын, обладает Своей волей. В Библии говорится, что Дух Святой дышит, где хочет; к Нему можно обращаться. Есть специальная молитва Святому Духу, которую обычно читаем в начале всякого дела и в начале учения. Поэтому в честь Святого Духа установлен и отдельный праздник.

Беседу вел Владимир ОВЧАРОВ.