«Молодому человеку всегда тяжело без Господа в сердце»Еще памятно время, когда Православие упрекали в том, что это «религия бабушек», что молодежь выбирает другой путь, что за Божественной литургией невозможно встретить прихожан отроческого и юношеского возраста. Насколько справедливо это утверждение в наши дни? Когда-то миссионер диакон Андрей Кураев сказал о том, что молодежь, которая приходит в православный храм, движется по пути двойного противостояния: с одной стороны, идет борьба с массовыми ценностями, приверженцами которых являются их невоцерковленные сверстники, а с другой стороны — им мешают архаические пережитки прихожан более старшего возраста. Путь подобного сопротивления непрост и полон искушений, но, тем не менее, с каждым годом растет число юношей и девушек, испытывающих желание познать истинную свободу, свободу во Христе. Путь воцерковления у каждого свой. Кого-то с ранних лет приводили в храм родители, и с годами человек лишь укрепился в вере, кого-то привели в храм невзгоды и печали, а кто-то желал обрести незыблемую ось, вокруг которой вращались бы все ценности земного мира, и он понял, что нет ничего надежнее молитвы, обращенной к Господу. Но познание истины не прибавляет седин на голове, и молодость продолжает течь в жилах верующих, а это значит, что множество знаков вопроса словно повисли в воздухе и ждут долгожданных ответов. О том, что же волнует православную молодежь, рассказывает прихожанка Свято-Николаевского кафедрального собора Екатерина Баркова.
— Какие проблемы актуальны для молодежи, исповедующей Православие? С какими сложностями сталкиваются те, кто только начинает воцерковляться? — Как правило, человек приходит в храм, когда беда случилась, когда, кроме Бога, ему помочь никто не может. Я не была исключением. Легкая атлетика занимала все мое время, я добилась звания мастера спорта, и карьерные планы были заоблачные. Перед началом любых спортивных соревнований я приходила в храм помолиться, мне это придавало невероятную уверенность. И вот однажды передо мной стал выбор — принимать допинг или нет. Ни для кого не секрет, что попасть в высшую лигу без стимуляторов невозможно. Я не знала, как быть. С одной стороны, это было осуществлением моей мечты, я могла достигнуть высот в спорте, но с другой стороны, я хотела родить здорового ребенка, стать матерью, а допинг мог навсегда это перечеркнуть. За ответом на вопрос я пошла в храм. После беседы со священником я решила отказаться от препаратов и покинула профессиональный спорт. Хорошо помню слова батюшки, о том, что спорту женщина нужна до тех пор, пока у нее есть силы и здоровье, а родному ребенку мать нужна всегда. С тех пор прошло несколько лет, и я ни на секунду не пожалела о своем выборе. Воцерковляться я начала в то время, когда шел Великий пост. Впервые я решила соблюдать его и столкнулась с множеством искушений. Очень тяжело было выслушивать замечания прихожан, это сильно меня отталкивало. Каждый норовил указать на ошибку, где я не вовремя осенила себя крестным знамением, где не нужно было сделать поклон, а я сделала. Поводов было много. Эти замечания, ревностное соблюдение правил могут навсегда увести человека, особенно молодого, из храма. На мой взгляд, такая проблема весьма остро стоит на многих приходах. Только спустя время я начала понимать, что люди не со зла мне все это говорят, а стараются помочь, но ведь не каждый сможет дождаться этого понимания и, поддавшись искушению, навсегда покинет стены храма. Еще есть одна проблема, когда свечница может навязывать что-то, начинает советовать, и предложение потратить деньги на что-то человек может расценить как вымогательство. Слава Богу, в нашем соборе подобные вопросы неактуальны. Но ведь не только проблемы существуют на приходах — воцерковление имеет значительно больше преимуществ, нежели проблем. Многие молодые люди расстаются с пагубными привычками, которые не давали им освободиться от них много лет. Сколько раз я замечала, как люди, имеющие никотиновую зависимость, очень легко бросали курить. Если человек искренне покается в содеянном, Господь обязательно протянет ему руку помощи. — Вы озвучили проблемы церковных приходов, но ведь есть и другие, социальные, когда сверстники пытаются искоренить веру в человеке… — Существует и такая сторона медали. К счастью, меня сия чаша миновала, но от других прихожан я слышала о том, что друзья и близкие негативно реагируют на воцерковление, они словно пытаются спасти человека от этого «опиума». Засилье сект наложило свой отпечаток на восприятие религиозных институтов, даже на ортодоксальный. Многие считают, что Церковь лишает человека своей воли и навязывает ему что-то, хотя на деле все совсем иначе, церковь освобождает, а не пленит. В моей жизни был случай, когда пришлось расстаться со своей самой близкой подругой. Она ходила в секту и часто приглашала меня. Несколько раз я приняла ее приглашение, но потом поняла, что это не тот путь, по которому следует идти. Со временем мы перестали понимать друг друга, наши взгляды и жизненные пути разошлись. Ведь православная вера означает «правильно славить Бога». Я на себе испытала истинность этой веры, поняла, что именно Православие является Церковью Христовой. Что же касается остальных, то сильной поддержки с их стороны я не ощущала, но и противостояния активного тоже не было, скорее, их позиция была нейтральной. Некоторые из них со временем тоже стали воцерковляться, Господь их приводил к Себе через трудности и различные скорби. Я никому ничего не навязывала, ведь насильно мил не будешь, но говорила о том, что я буду рада видеть их в храме, буду рада разделить с ними молитву. По воле Божьей многие из них ходят со мной в воскресную школу. Мы друг друга всегда стараемся поддерживать, помогать в преодолении искушений. Тяжело без Господа в сердце, тяжело без молитвы и храма. И я бы советовала всем молодым людям не стесняться приходить в храм, в этом нет ничего противоестественного, наоборот, душа каждого человека тянется к Богу, и Он стучится в наши сердца, главное — услышать этот стук и довериться Ему. — Возвращаясь к моменту воцерковления, не следует забывать о том, что в большинстве своем воскресные школы делятся лишь на детские и для людей более старшего возраста. Во втором случае возрастной диапазон широк. Это хорошо или плохо? — Мне сложно судить, потому что год назад при Свято-Николаевском кафедральном соборе появилась молодежная группа воскресной школы, занятия стартовали в сентябре, как и полагается всем учебным заведениям. А в целом в нашей православной школе ребята давно занимаются. Как говорится, исполнены правды исканий не только источники знаний — в нашей школе живой правды зерно. Когда с нами стали заниматься отдельно, появилось больше времени на решение проблем, характерных для людей молодого возраста. Быть может, кому-то из взрослых прихожан могут показаться наши переживания незначительными, для них это дело прошлого. Но ведь для нас это — настоящее, и оно волнует, теребит душу. Нельзя сказать, что уроки в «старшей» группе были неактуальными, вовсе нет, мы почерпнули из них много полезных знаний, просто все должно быть поэтапным. В группе достаточно много учащихся. Если сравнивать с общеобразовательной школой, то у нас полноценный класс — около двадцати пяти учеников. Парни и девушки от четырнадцати до двадцати двух лет, а если возрастной рубеж превышен, то прихожанина переводят в «старшую» группу. Преподают священнослужители нашего храма. С Божьей помощью начали изучать Новый Завет, это была самая первая тема уроков. Объять в одном занятии этот кладезь христианской истины совершенно невозможно, поэтому не одно занятие мы познавали мудрость этого писания. — У православной девушки, женщины есть, скажем так, определенный дресс-код. Означает ли это то, что соблюдение его лишь в храме может породить вопрос о двойных стандартах? — Бесспорно, одежда откровенная, искушающая мужчину, должна максимально устраняться из жизни православной прихожанки. Но это вовсе не означает, что надо надеть на себя какой-то мешковидный тулуп и ходить в нем. Скромность и некрасивость никогда не были синонимами. Но существует еще один момент — если отказаться от глубоких вырезов на блузке весьма просто, то с брюками все намного сложнее. Многие оправдывают ношение мужской одежды тем, что она как нельзя более кстати подходит к динамичному ритму современной жизни. С одной стороны, жены-мироносицы уж точно не ездили в автобусах в час пик, а с другой стороны, в их жизни были такие сложные ситуации, по сравнению с которыми давка в автобусе и другие современные проблемы кажутся смешными. Углубляясь в историю моды, можно вспомнить, что первой, кто надела брюки, была знаменитая Коко Шанель. Это был вызов мужчинам, крик об мансипации. Само же понятие «эмансипация» означает освобождение от чего-то. Православная женщина освобождается от греха молитвой и постом. Для того чтобы обрести истинную свободу, нужно намного больше, чем просто сменить юбку на штаны. Вопрос о юбке идентичен вопросу о том, почему следует вычитывать молитвенное правило вместо того, чтобы молиться своими словами. А зачем тогда вообще к чему-то стремиться, если за плечами остался какой-то определенный жизненный опыт? Своеволие — это одно из проявлений гордыни. Наши православные предшественники сделали все для того, чтобы современные прихожане не «изобретали велосипед», они указали нам верный путь к богоугодной жизни, и не следует подвергать его сомнению, просто нужно по нему идти. Беседовала Анастасия Патрича
|






