«…В покаянии со слезами молим Ти ся, услыши и помилуй»

«…В покаянии со слезами молим Ти ся, услыши и помилуй»

С начала ноября по благословению священноначалия во всех храмах Донбасса стали совершаться особые молебны о прекращении эпидемии вируса гриппа. Рассказать о том, как Церковь воспринимает бедствие, выпавшее на долю нашего народа, мы попросили пресс-секретаря Донецкой епархии протоиерея Георгия Гуляева.

– Скажите, пожалуйста, батюшка, откуда появился чин молебного пения против эпидемии вируса гриппа А/Н1N1?

– Церковь всегда молилась и имела особый подход к тем или иным проблемам, возникающим в человеческом обществе или у каждой конкретной личности. Во-первых, Бог уважает личность, и мы всегда просим Господа о каких-то конкретных нуждах, хотя часто восклицаем и общую, все выражающую мысль в краткой молитве: “Господи, помилуй!” Эта молитва, как вселенский вздох, как особый молитвенный плач, а остальное – это уже как бы детализация наших прошений.

Те молитвы и прошения, которые читаются на обычном молебне, отнюдь не направлены против одного, конкретного штамма вируса гриппа А/Н1N1. Речь идет о том, что издревле Церковь служила молебные пения во время губительного поветрия и смертоносной заразы, побуждая тем самым людей к покаянию, поскольку основная причина умножения беззакония – это все-таки грех.

– Неужели Господь любящий, Господь милосердный будет наказывать людей за их грехи именно таким способом?

– Дело в том, что есть люди, которым бы очень хотелось, чтобы Господь был этаким “любящим дедушкой”, который наблюдал бы за всем происходящим со снисходительной улыбкой – мол, пусть внучата балуются, а я все им все прощу. Господь – это наш Небесный Отец, Который милует, но Который и взыскует, который может наказывать. Но наказание Божие не есть гнев в нашем, человеческом, понимании, когда, не контролируя себя, со словами: “Ну, достали вы меня уже!” отец хватается за ремень и начинает направо и налево лупить всех подряд. Мы должны помнить о том, что есть зло, которое незримо присутствует вокруг нас, и параллельно с нами происходят те явления, которые относятся к явлениям духовного мира. Но Бог хранит нас от этих воздействий, хранит не только в том смысле, что Он что-то подает нам извне, но и сам человек своей молитвой, своими добрыми делами, своим стремлением творить добро, чистотой своей души ограждает себя от влияния злого мира. “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1-е Петр. 5, 8) – напоминает нам Священное Писание. И речь идет не только о духовных вещах – хотя, конечно, это прежде всего духовные вещи, но и о телесных болезнях, потому что они так или иначе приносят человеку огорчения, скорбь. Верующий человек это правильно понимает, неверующий озлобляется, может быть, ищет виновных. Ожидать, что Господь, Который умер за нас на Кресте, Который пострадал так, как не пострадал никто из людей, претерпев страшные мучения, Господь, который всю свою земную жизнь только и делал, что исцелял людей, вдруг насылает на кого-то какую-то заразу – это просто не укладывается в концепцию церковного миропонимания. Речь все-таки идет об умножении беззакония в народе как причине бедствий.

– Неужели можно провести параллель, и даже связь, между болезнями телесными и болезнями духовными?

– Несомненно. Потому что говоря о многих вопросах духовной жизни – таких как духовничество, борьба со страстями, мы употребляем врачебные термины: духовник – это врач, или скорее медбрат, который помогает, наставляет, потому что истинный Врач – это Господь.

Бывают болезни именно духовные, с ними работает священник, а не душевные (с которыми имеет дело психолог). С телесными болезнями работает телесный врач. Но поскольку человек – существо трисоставное, и в нем теснейшим образом переплетаются душевные, духовные и телесные его свойства, то проблема медицины безбожного периода как раз и заключалась в том, что люди лечили всегда свою телесную часть, иногда душевную, совершенно забывая о духовной. В результате человек оставался недолеченным. Вот, например, ожирение (кроме случаев генетической предрасположенности, гормональных нарушений и пр.) – есть следствие духовной страсти – чревоугодия или, по-простому говоря, обжорства. Такой человек не различает постов и мясоедов, не знает пределов вкушения какой-то пищи и в итоге страдает болезнями.

– Но болезнь по-разному проникает в организм человека. Есть травмы, казалось бы, не зависящие от человека, несчастные случаи…

– Но ведь часто человек изначально лезет туда, куда не нужно. Так, например, электричество при определенных условиях не приносит человеку вреда, а только пользу, но если человек лезет пальцем в розетку, не соблюдает правил техники безопасности, то это связано с его волевыми качествами. Распространены случаи, связанные с элементарным несоблюдением личной гигиены или несоблюдением предписаний врачей. Человек сам усугубляет свою болезнь. Все знают о том, что нельзя объедаться, о том, что не все продукты полезны, а некоторые даже приносят вред и отнюдь не могут быть названы ни продуктами, ни напитками (речь идет о т.н. спиртном, потому что эти растворы алкоголя наносят явный вред здоровью человека). Согласитесь, среди первых факторов, приводящих к массе болезней, начиная от заболеваний печени и заканчивая импотенцией, всегда называют алкоголь и курение. Получается очень странная картина – человек живет беспечно, пьет, курит, нарушает Заповеди Божьи, подцепляет какую-то болезнь, а потом хватается за голову – ой, а где бы найти врача, который бы мне помог. А профилактика всех этих болезней, о чем говорят врачи, предотвратила бы подобные явления – если бы он занимался физическими упражнениями или некоммерческим спортом. И если в монастырях все это решается за счет послушаний – там сильно не потолстеешь, потому что тяжелый физический труд держит плоть монаха в узде, то в обычной среде излишества в еде – вполне распространенное явление. То же самое и с венерическими болезнями. Кроме исключительных травматических случаев (изнасилование), венерические болезни – это следствие страсти человека – блуда.

– Ну а если болезнь настигает, казалось бы, ни в чем не повинного человека? Когда все вышеперечисленное исключено, и человек спрашивает – Господи, за что же онкология, почему именно я?

– Дело в том, что мы живем в обществе, каждый человек – это его ячейка, я бы сказал, клеточка этого единого организма. Мы недопонимаем до конца, насколько эти социальные связи важны. И в этом обществе должны существовать законы христианские, которые звучат следующим образом: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать, а помнить о том, что есть те люди, которым изначально, может быть, дается такой жизненный крест – речь идет о каких-то физических недостатках, болезнях детей.

Мы должны сознавать ответственность друг за друга. В любом организме есть рецепторы – те ткани и органы, которые находятся “на передовой” и первыми воспринимают воздействие внешней среды. Есть уязвимые части организма, которые скорее всего подвергаются заражению, особенно при общем ослаблении иммунитета, первые реагируют на происходящее. И проводя параллель, когда слабеет нравственность в целом в обществе, понижается порог чувствительности и защитные силы общества против зла, тогда первыми страдают самые слабые члены этого общества. А вот по реакции на этих страдающих членов общества можно как раз судить о том, насколько общество больно. Если старики сгоняются в дома престарелых и дети отсылаются в интернаты при живых родственниках, если делаются аборты и эвтаназия – тогда мы обречены на вымирание. Нельзя жить рассуждениями о жизненном успехе узкой прослойки молодых и здоровых людей, забывая о стариках с их мудростью, детях с их простотой или тех, кто нуждается в нашей поддержке. Тогда, действительно, не то, чтобы Господь не в силах нас защитить – просто мы настолько уходим от Бога, настолько выстраиваем свое человеческое царство, в котором нет места Господу, что приходят бедствия. В Евангелие Господь предупреждает: “…те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк.13 гл., 4-5).

Смерть немногих – это вразумление для живущих. Молясь о том, чтобы это губительное поветрие и смертоносная зараза прекратились, мы прежде всего делаем акцент на покаянии, чтобы Господь не помянул беззаконий и неправд людей Своих. Мы изначально признаем, что мы согрешили, что мы совершили грехи, и не Господь виноват в том, что происходит, а мы сами.

– Скажите, батюшка, сейчас предлагают много различных способов спасения от эпидемии, начиная с того, чтобы священники окропляли все вокруг святой водой, и заканчивая беспрестанным звоном в колокола. Как Вы относитесь к таким мерам, тем более, что при этом ссылаются на то, что подобные вещи происходили в старину и это помогало?

– К нам не раз обращались с подобными предложениями. К сожалению, современный человек не до конца понимает суть и назначение церковных Таинств и обрядов. То, что в храмах в старину во время эпидемии звонили в колокола, не означает, что колокол разгоняет болезни. Звонили и звонят к Божественной Литургии, к службе, призывая народ на молитву. Не вибрации колокола действуют на оболочку вирусов и бактерий – хотя Господь в силе это сотворить по милости Своей, но раскаяние в народе и отвращение от греха. Колокольный звон не должен расцениваться как панацея, пусть даже у человека страх и жажда каких-то мистических действий.

Сегодня наблюдается механическое отношение к святыне как к лекарству от всех болезней, действующих независимо от воли человека. Со времен государственного атеизма распространен миф об освящении воды серебряными крестами, но для того, чтобы эта химическая реакция действительно прошла, нужно, чтобы большое количество серебра находилось много часов в малом количестве воды, так как серебро – не настолько химически активный элемент, чтобы происходил ионный обмен, уничтожающий бактерии. Православный священник опускает крест в воду на несколько секунд, причём это деревянный крест (всё серебро у Церкви отобрали в 20-е годы прошлого века). Потом эту воду много раз разбавляют и окропляют ею все, что нужно. Не серебро освящает, а Дух Святой, благодать Божья присутствует в веществе материальном и освящает всякого верующего.

Истинное Лекарство, дающее бессмертие – это Тело и Кровь Христова, потому мы исповедуем, произнося за Литургией, что “…тело Христово примите – источника бессмертного вкусите”. Кто хочет жить вечно, быть бессмертным – тот должен причащаться Тела и Крови Христовых, что мы, верующие люди, и делаем.