Мы приобрели самый ценный дар – веру в истинного БогаВ последние годы в лоно Украинской Православной Церкви пришло новое поколение молодых священников, многие из которых являются выпускниками Духовных семинарий. Накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира и дня Крещения Руси мы побеседовали с молодым священником – иереем Андреем Волочаевым, клириком Свято-Владимирского храма г. Донецка
– Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о Вашем пути в Церковь Христову. – Родился я в городе Макеевке 10 августа 1986 г. Родители мои – коренные жители Макеевки, простые рабочие люди. Воцерковился я в десятилетнем возрасте. Но родители мои не имели глубокой веры и в Церковь не ходили. Крестные родители не выполняли должным образом своих обязанностей восприемников в воспитании своего крестника, которые на них были возложены в Таинстве Крещения. У меня был друг, у которого была православная бабушка. Эти люди меня и привели в Церковь и поведали мне, что такое православная вера. Я очень полюбил богослужения. Однажды я стоял в Свято-Георгиевском храме и размышлял о величии и красоте богослужения. И вот, словно бы коснулась меня Благодать Божия, и я задумался о будущем священстве. И уже тогда я отчасти осознал тяжесть пастырского труда и понял, какая огромная ответственность перед Богом ложится на плечи священнослужителя за вверенную ему паству. – А как происходило Ваше духовное восхождение? Вы читали духовную литературу, ходили в воскресную школу? – Когда вблизи моего дома был построен храм в честь Антония и Феодосия Печерских, я стал очень часто посещать его. Настоятель храма протоиерей Сергий Харченко заметил мое усердие в церковной жизни и пригласил в алтарь быть пономарем. Это накладывало на меня большую ответственность, и я начал заниматься духовным образованием. Первой моей книгой был Закон Божий. Далее я начал углубляться в Православный катехизис, то есть читать более сложные и глубокие книги. Например, я пытался в тринадцатилетнем возрасте освоить Иоанна Дамаскина. Это было трудно для меня, но мне хотелось понять эти глубокие христианские мысли. Также я получал знания в воскресной школе, куда ходил после послушания пономаря. Занимаясь в воскресной школе, я всегда участвовал в постановках на праздники Рождества и Пасхи. – Кто Вас благословил поступать в семинарию? – Мой духовник, который является таковым и поныне, отец Сергий Харченко. Он благословил поступать меня в Одесскую духовную семинарию, в которую я поступил, когда мне исполнилось восемнадцать лет. После окончания семинарии я нес послушание иподиакона при богослужениях у Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона. Это послушание я нес три года. А в 4 неделю по Пасхе – Неделю о расслабленном, 15 мая 2011 г. я был рукоположен в иереи. – Кто оказал духовное влияние на Ваше становление как священнослужителя? – Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, у которого я учился пастырской мудрости. Самое главное, что я почерпнул в духовном окормлении Владыки – это дисциплина богослужения, то есть как мы должны чинно и благоговейно к этому относиться. Второе – это общение со своей паствой и со светскими людьми. Это имеет немаловажное значение в нашем служении. – Мы с Вами встретились накануне дня Крещения Руси и дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Что для Вас значит великое событие – Крещение Руси?
– Для меня, как человека православного и священника, это событие играет огромную роль, так как Крещение Руси положило начало христианизации нашего народа. Объявление христианства государственной религией произвело коренной перелом в жизни нашего народа. Киев, известный как мать русских городов, стал местом, откуда христианство распространилось по нашей земле и дальше за ее пределы. После Крещения Руси он стал ее духовным и культурным центром. И именно здесь начинало формироваться наше национальное самосознание. Конечно же, самое главное, что с Крещением Руси мы стали православными. Православие дало нам многое: дало нам религию духа, проповедующую Царство Небесное, изменило наши нравы, изменило в корне языческое понятие о семье. С самого начала Православная Церковь начала заведовать духовно-просветительской деятельностью на Руси. Православие сыграло огромную роль в дальнейшем воссоединении отдельных княжеств в единое мощное государство. Православная Церковь стала хранительницей и кормилицей нашей культуры, в частности, древнерусского зодчества. В языческой Руси не было православных храмов. Крещение Киева, а в дальнейшем и Крещение Руси открыло нам новую жизнь и явилось исходным пунктом к нашей славной истории. – Некоторые люди сегодня полагают, что князь Владимир совершил некое насилие над жителями древней Руси, силою заталкивая их в Днепр. Что Вы думаете на этот счет? – Крещение Руси летопись считает результатом сознательного выбора веры через равноапостольного великого князя Владимира. Также клевету, воздвигнутую диаволом на мудрого князя, якобы святой Владимир насильно крестил свой народ, опровергают исторические документы. Во-первых, летописцы, повествующие о крещении Киевского князя Владимира, свидетельствуют о том, что приняв святое крещение, он коренным образом изменил свою жизнь. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для Киевского князя это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни. После крещения князь Владимир стал добрым и милостивым, за что народ прозвал его Красным Солнышком. Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе князь Владимир учредил пиры не только для своей дружины и духовенства, но и пиры для нищих, увечных. Такие пиры обозначали нравственно-духовные приоритеты в политике государства. Но кроме пиров для нищей братии, по Киеву на телегах развозили пропитание для нуждающихся. И князь Владимир действительно это делал благодаря христианской вере, глубоко запавшей ему в душу. Такое умилительное состояние святого князя никак не согласуется с мнением об огне и мече. Во-вторых, святой князь Владимир помнил, как убили его деда, мужа святой Ольги, князя Игоря, когда тот пошел к древлянам за данью. Получив обычную дань, Игорь с малой дружиной вернулся к городу Искоростень, чтобы взять дань лично для себя и своей дружины. Но жители города убили его. И помня об этом, великий князь понимал, чем могло окончиться насилие над своим народом. Эти причины показывают невозможность насильственных мер, о которых говорят некоторые обыватели. В-третьих, люди с радостью шли к Днепру и говорили: “Если князь с боярами приняли веру христианскую, то и мы за ними с радостью пойдем”. Свой выбор князь делал вместе со всей правящей верхушкой: дружиной, боярами и старцами. Он доложил им о делегациях, приходивших в Киев и склонявших князя принять свою веру. Тогда все – дружина, бояре и старцы стали уговаривать князя принять православную веру. И, наконец, при возвращении войск в Киев из побежденной Корсуни был устроен торжественный вход. Народ с большой радостью встречал своего победителя, его новую жену и воинов. Победа над Византийской империей, сильнейшей в то время, воспринималась всеми как национальное торжество, а главный виновник этого – князь Владимир – был для них народным героем, любимым князем. Святой князь Владимир, познав истинного Бога, как настоящий отец своего народа, обязан был позаботиться и о своих подданных. Приказав собраться на берегу Днепра для крещения, он проявил великую любовь к своим людям и их потомкам. Поэтому никаких сомнений не может быть в том, что все киевляне с радостью шли к Днепру принимать крещение. При князе Владимире были отдельные случаи – например, Новгород крестили “огнем и мечом” благодаря Путяте и Добрыне, но сам князь Владимир был против этого. Кстати, язычество оставалось на Руси еще на протяжении двухсот лет после Крещения Руси. – Как Вы считаете, возможно ли преображение современного человека после Таинства Крещения, аналогичное преображению Киевского князя Владимира после его крещения? – Крещение необходимо человеку для его спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в котором человек может достичь нравственного совершенства и Царствия Небесного. Именно потому оно называется таинством, что через него таинственным и непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. История христианства знает много примеров, когда те, которые уверовали во Христа, а затем крестились, становились действительно другими людьми. Духовно возрожденный человек перестает жить для себя, начинает жить для Бога, других людей, находя в этом полноту бытия. Но человек должен потрудиться над собой и прийти к тому, чтобы почувствовать и осознать коснувшуюся его благодать Божию в Таинстве Крещения. Тогда с Божией помощью он сможет взглянуть на свою жизнь другими, просветленными глазами и преобразить ее. Это возможно, но при условии синергизма – соработничества человека с Богом. Если человек действительно желает преобразиться, то Господь поможет этому человеку в его преображении. – Каким должен быть крещеный человек? – Крещеный человек – это солдат армии Христовой. Это воин Небесного воинства. Крещеный человек должен реализовать себя, стать таким, каким нас хочет видеть Бог, то есть он должен приобщиться к вечности. Крещеный человек должен всей жизнью своей показывать, что та Благодать Божия, которая дана была ему при крещении, не осталась тщетной. Крещеный человек должен стать истинным христианином и по вере, и по жизни, стремиться к совершенству, быть светом и солью этого мира. Он должен знать хорошо Священное Писание, догматику, аскетику, сокраментологию (учение о Таинствах), мистику Церкви. Крещеный человек должен достойно участвовать в жизни общества и общецерковной жизни. И, прежде всего, конечно, крещеный человек должен соблюдать Заповеди Божии, а особенно самую главную заповедь – возлюби Бога всем сердцем своим, и ближнего своего как самого себя. Если он будет соблюдать Заповеди Божии, то в его сердце будет великая горячая вера, которая поможет ему в дальнейшем противостоять греху, не совершать плохих поступков. – Что Вы хотите пожелать в этот праздник всем крещеным в Православной вере людям? – В этот праздничный день я хотел бы пожелать всем людям, принявшим святое крещение в Православной вере, чтобы они помнили и ценили всегда этот день в истории Православной Церкви и нашего государства. Чтобы мы всегда в любой ситуации помнили, что мы, православные христиане должны жить по Христианским Законам. Нужно понимать, что для нас значит этот великий праздник – Крещение Руси. Это – то, что мы приобрели самый ценный дар – веру в истинного Бога. Я желаю каждому православному христианину хранить эту веру в своем сердце и пронести ее через всю свою жизнь. И самое главное, чтобы мы не забывали, кто мы есть, кем мы должны стать, помнить – зачем мы живем, быть образцом благочестия и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. И чтобы окружающие люди, глядя на нас, не разочаровывались, а видели в нас истинное лицо православной Церкви, и, наоборот, задумывались об истинности и величии Бога православных христиан. И поэтому я желаю, чтобы каждый из нас старался прославлять Бога своими добрыми делами и всей своей жизнью. – Батюшка, благодарю Вас за беседу. Беседовала Анна Толмачева
|