Паломничество: духовный рост или охота на святыни?Для верующего человека посещение святых мест является духовной потребностью. А лето – это прекрасная пора для путешествий к святыням. Все больше людей приходят к решению провести свой летний отпуск не на пляже или с удочкой у реки, а совершая увлекательные поездки паломническими маршрутами – благо, туристические фирмы предлагают такие туры на любой вкус. Но всегда ли такие путешествия действительно полезны для духовного становления и укрепления паломников? Об этом – в беседе с настоятелем Свято-Игнатьевского храма протоиереем Георгием Гуляевым.
Скажите, батюшка, с Вашей точки зрения паломничество – это отдых душой и телом или оно все-таки должно сопровождаться напряжением духовных и телесных сил? – Существует такое понятие, как обмирщение, когда христианин, который должен быть в мире и в то же время вне этого мира, соглашается с тем, что происходит в окружающем его пространстве, обществе, при этом нарушает или идет на какой-то компромисс с Заповедями Божиими, с церковными традициями. Поэтому верующий человек всегда внимателен к тому, какие чувства у него в душе. К сожалению, мы видим, что обмирщение – это попытка как-то облегчить свою духовную жизнь, свести к минимуму духовные подвиги. Закономерно это или случайно? Есть мнение святых отцов о том, что перед концом света верующие не будут так поститься, молиться, как постились и молились древние подвижники, но уже само исповедание Христа будет для них подвигом. Это говорит не о том, что мы должны стремиться к такому состоянию, а о том, что будет очень и очень сложно сохранить правильный духовный настрой. С одной стороны, понятно желание человека облегчить свои какие-то бытовые вопросы, но становимся ли мы от этого лучше? Если процесс стирки заключается у нас в том, чтобы подойти к машинке и нажать кнопку. Или чтобы преодолеть какое-то пространство, мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Для получения какой-то информации, уже рафинированной, человек не напрягает свой ум, ему уже все выдали готовое, и он имеет общее представление. От этого рождается гордыня и так называемое человекобожие, когда “я все знаю, все могу, всем обладаю”, иллюзия всемогущества. То же, к сожалению, касается и духовных вопросов, когда и молитва, и пост, и благочестивые порывы человек старается тоже сделать более комфортабельными. К чему это ведет? К тому, что мы, пытаясь повторить подвиги святых древности, пытаясь подражать им, так и не доходим до сути. И спрашиваем: а почему у меня нет той искренней молитвы, той всепрощающей любви, почему я не способен каяться? Именно потому что результата мы вроде бы достигли: паломник древности шел в Иерусалим в течение нескольких месяцев, а мы можем в течение полутора часов долететь туда, и нам кажется, что оказавшись в том месте, мы должны испытать то, что испытал тот человек. А так не получается, потому что для него это было завершением долгого пути, а для нас даже смены часового пояса не происходит, и мы не испытали никаких трудностей. Я не говорю, что все должно быть сложно, что мы должны пытаться повторить все то, что было в древности и давно, это просто невозможно. Но все-таки о том, что нельзя смешивать два понятия, очень похожих, внешне напоминающих одни и те же действия, но внутренне имеющих совершенно различные задачи – об этом должен хорошо помнить каждый христианин. Можно ли условно разграничить летние и зимние паломнические маршруты? Другими словами, есть ли такие места, которые паломникам предпочтительнее посетить в летнее время? – Давайте определимся с паломничеством. Это традиционное благочестивое посещение святых мест с целью не просто увидеть, впечатлиться, пощупать, потрогать то, что до этого видел только на картинках или слышал – но это и возможность ощутить дух, то состояние, которое имели и имеют подвижники в тех или иных местах. Я бы выделил не летние и зимние паломничества, а так называемые сезонные. Например, есть паломничества в престольный день. Человек должен изначально понимать, что это будет шумно, многолюдно, немного суетливо, и если перед человеком стояли задачи общности, единства, ярких событий, каковыми являются проповедь известного священника или архиерея, посещающего в этот день приход, или привоз святыни – то это одно. Но если человек ставит перед собой другую задачу – попытаться понять, осознать и в “тишине сердца” услышать тот ритм, который есть в той или иной обители, то, соответственно, это будет другой сезон – между престольными праздниками, когда меньше наплыв паломников. Многие даже приходят к тому, что лучше приехать на несколько дней пожить в обители, потрудиться, поесть той монастырской пищи, “услышать тишину”. Понятно, что бешеный ритм нашей жизни задает и нам определенные условия. Но время отпусков – как раз то время, когда у человека меняется все, и хорошо бы сменить этот скоростной ритм, ритм получения каждодневной информации на что-то, дающее человеку услышать его сердце, услышать самого себя, не торопиться, не спешить, а получить духовный результат. Имеет ли значение для людей разной степени воцерковленности, какие места посещать с паломничеством? – Пожалуй, имеет. Мне не раз приходилось слышать о том, что только посетив какое-то определенное святое место, человек понял для себя что-то важное и стал ближе к Церкви. Понятно, что все православные храмы по своему духовному значению равны, потому что везде происходит одно и то же Богослужение – что в Иерусалиме, что на святой горе Афон, что в Троице-Сергиевой Лавре в Москве, что в Свято-Игнатьевском приходе, что в каком-нибудь маленьком сельском храме, где службу проводят в вагончике. Везде служится одна и та же Божественная Литургия, Евхаристия, когда вино и хлеб становятся Кровью и Телом Христовыми. И в этом уникальность Православия – что мы не просто в каком-то месте можем прикоснуться к какой-то очень важной святыне – камню, мощам, чудотворной иконе, но мы в любом их этих мест можем причаститься Тела и Крови Христовых, наибольшей нашей святыни. Да, мы можем применять информационные технологии с целью информирования людей о том, что есть такой-то храм. Но внутреннее христианское чувство не позволяет нам доходить в этом до коммерческих слоганов и предложений. Все мы понимаем, что главное – это Господь, Который здесь, среди нас. А есть люди, которые побывали во многих местах и даже хвастают этим, говоря: “Вот ты сколько лет в храм ходишь, молишься, причащаешься, а в Иерусалиме не была, а я уже три раза была”. И что? Как это повлияло на твою жизнь? Во время земной жизни Христа Его видели многие люди, задавали Ему вопросы, общались с Ним, но только некоторые стали Его учениками, а для остальных Он так и остался для кого бродячим проповедником, для кого – целителем и чудотворцем, решающим их земные проблемы. А кто-то становился его врагом, не поняв сущности бытия Христа, видя в Нем только человека. Возможно, для людей, не имеющих такого внутреннего настроя, позитивного отношения к христианству и любви, посещение монастырей останется всего лишь посещением камней, пусть и древних, иконы останутся для них произведением искусства, пусть и красивыми, но всего лишь творением рук человеческих, а суть происходящего для них так и останется закрытой. Может ли случиться так, что человек, считающий себя опытным паломником, постепенно превращает путешествия по святым местам в спортивную гонку, в тягу посетить все больше и больше святынь, запечатлеться на их фоне? Возможно, при этом идет утрачивание некоего духовного содержания таких поездок… – Опасность есть всегда, мы об этом знаем. Рождаясь в этот мир, мы рискуем умереть и все умираем. Приходя в храм Божий, принимая святое крещение, мы не даем стопроцентной гарантии, что человек этим войдет в Царствие Божие. Все в нашей жизни определенный риск. Но это не значит, что мы этим не занимаемся, не живем. “Если у вас нету тети, то вам ее не потерять, и если вы не живете, то вам и не умирать…”, пел известный киногерой. Понятно, что человек, к сожалению, в состоянии исказить даже самые добрые порывы. Но Господь помогает, и духовник человека или сам человек внутренне чувствует – а не превратился ли я в путешественника, который гонится за фотографиями на фоне разных святынь, он хвастает тем, что за три дня посетил сколько мест. Но хоть раз он помолился там или это был такой кросс, “охота на святыни”? Понятно, что часто человек зажат условиями турфирмы, предлагающей паломнические маршруты. И к сожалению, мы сами иногда оцениваем успешность или неуспешность паломнических туров именно количеством посещенных святынь. Мы стремимся посетить за два дня не два храма, а десять. Проявляется коммерческий подход к жизни – больше, выше, сильнее… Но я думаю, что все равно человек с Божьей помощью имеет какое-то внутреннее чувство вкуса, чувство меры, и это как-то балансируется. Наверное, самым главным показателем является отношение человека к собственному приходу. Потому что такое шатание, когда человек ни к кому не привязан, приводит и к духовному шатанию и в чем-то к безответственности. Легко видеть все и при этом не иметь ничего своего. И там хорошо, и там, и там. А вот если ты поехал в паломничество, увидел, что там хорошо – приедь и сделай так же хорошо на своем приходе. А то получается, что увидев врата Иерусалима, ты не заметишь то, что двери собственного храма расшатались и там нужна обычная помощь, мужская или женская – убрать в храме. Нужно помнить, что ты прихожанин, а остальное идет в дополнение. Тем более, что Православие не налагает на человека обязательных спасительных паломнических обязанностей. Конечно, каждый мечтает побывать на Святой Земле, но тут уже, как Господь управит.
Еще хочу обратить внимание на один момент. Мы уже насколько привыкли к своему заводскому храму, он стал настолько привычным, что мы перестаем ценить его, восхищаться им, и люди со стороны, посещающие нашу церковь, даже где-то больше ее ценят, чем мы сами. А в нашем святом храме и Богослужения проходят, и всего два храма в городе – наш и Свято-Преображенский – имеют баптистерии (большие бассейны для Крещения), и иконы у нас уникальные, есть ковчег с мощами древних и современных святых. И люди со стороны хвалят эту красоту, благолепие нашего храма, а для нас это стало уже родным, понятным и привычным. В свете прошедшего дня памяти Агапита Печерского и приближающегося дня медицинского работника, можно ли сказать о том, что духовное здоровье человека – это немаловажная составляющая его физического здоровья и можно ли считать паломничество одним из важных аспектов духовного состояния человека? – Человек – это существо целостное, это и тело, и дух, и душа. Если говорить только об одной составляющей – это значит быть человеком недалеким и не понимать природы человека. Это уже понятно, что болезнь телесная вызывает у нас негативное душевное состояние или приводит к состоянию отрезвления. И наоборот, болезни духа отражается на телесном состоянии. Это связано и с такими страстями, как гнев, блуд, обжорство, уныние. Есть медицинские аналоги этим болезням, и человеку нужно и то, и то лечить. Паломничество – это одна из методик. Но как нельзя сказать, что есть универсальная таблетка от давления – одному она поможет, а другому принесет вред – ведь у кого-то оно высокое, у кого-то низкое. Одно лекарство одним поможет, вторым навредит. Так же и паломничество нужно использовать с пользой для души, но для этого есть тот человек, который может помочь и подсказать – священник. Кому-то действительно нужно сменить обстановку, немного потрудиться, получить духовный совет – тогда ему действительно нужно отправиться в паломничество. А если человек привык везде хватать по кусочку – то такому человеку нужно “привиться” к одному храму и там искать спасения. Лето – прекрасная пора, когда нам нужно обратить внимание и поправить и свое телесное здоровье, и духовное здоровье, использовать это время с пользой для души. Это время отпусков, время, может быть, исполнения заветной мечты человека. Иногда мы живем будущим и не ценим настоящее, то, что у нас есть. Так давайте за все благодарить Бога, по возможности улучшать свою жизнь, а Господь нам в этом поможет. Беседовала Татьяна Нека
|