Созвучие, объединяющее поколения

Созвучие, объединяющее поколения

По благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона 24-25 сентября в Донецке прошел Первый открытый фестиваль-конкурс вокально-хорового академического искусства “Созвучие Победы”. Организатором фестиваля выступила Донецкая епархия Украинской Православной Церкви.

Наша беседа состоялась с авторами этого проекта – руководителем Детской специальной хоровой школы “Благовест” Юлией Евзебиевной Шандро-Любчинской и режиссером школы и фестиваля Ириной Владимировной Колчак.

Юлия Евзебиевна Шандро-Любчинская и протодиакон Димитрий Болгарский
Ирина Владимировна Колчак

– В наше время проводится очень много разнообразных песенных конкурсов, фестивалей, чем отличается от них “Созвучие Победы”?

Ю.Е.: Сегодня широко популяризуются в СМИ песенные фестивали эстрадной направленности. Отличие же нашего конкурса заложено в самом названии – Фестиваль-конкурс ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО искусства. Хоровое пение, которое так близко нашему народу, сегодня неоправданно забыто. Поэтому одна из главных задач нашего фестиваля – это возрождение лучших певческих хоровых традиций.

И.В.: Я думаю, что уникальность его еще и в том, что, пожалуй, впервые на конкурсе, посвященном празднованию Победы, исполнялись не только песни о войне, но и духовные песнопения. Великая Отечественная война не была борьбой идеологий или социальных строев, это была настоящая борьба за Веру и за Правду. И тот удивительный подвиг, и самоотвержение, которые проявил наш народ в этой войне – это, прежде всего, вклад нашей Православной Церкви в Победу над богоборческой силой германского фашизма.

– Вы почти ответили на мой следующий вопрос о том, почему председателем жюри был приглашен отец Димитрий Болгарский – протодиакон, заведующий Регентским отделением и дирижер хора Института искусств НПУ им. М. Драгоманова, автор многих книг о богослужебном пении, – ведь в конкурсе принимали участие не церковные хоры, а коллективы Дворцов культуры и музыкальных школ?

Ю.Е.: Вы забыли добавить, что Отец Димитрий Болгарский еще и Заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор. Ему близки как светское академическое искусство, так и церковная музыка.

Задумывая этот фестиваль, мы решили, что сегодня очень важно возрождение не только лучших традиций церковно-певческого искусства, но и патриотического хорового наследия. И мы благодарны отцу Димитрию Болгарскому, что он нашел время в своем плотном рабочем графике и приехал к нам из Киева, чтобы помочь нам осуществить задуманное.

– А все ли осуществилось так, как вы планировали?

И.В.: Конечно же, нет. Хотя нужно сказать, что “первый блин” вышел не комом. Были, несомненно, огрехи, которые, к счастью остались за кулисами.

Осуществилось главное – это понимание того, что сегодня, как никогда, такой фестиваль необходим. К такому выводу пришли все: жюри, зрители и участники. Младшим участникам нашего фестиваля – 6 лет, а старшим больше 80-ти. Фестиваль объединил поколения, объединил начинающих исполнителей и профессиональных в едином желании своим творчеством славить Бога и Великую Победу! Такой пример сегодня очень нужен подрастающему поколению. Лекции, уроки по истории – сегодня для них это только сухие факты. А вот песни той поры, рожденные в окопах, в блокадном Ленинграде, находят отклик в детских душах.

– Значит, можно надеяться, что после первого фестиваля планируется и второй?

Ю.Е.: Мы надеемся на Божию милость и молимся, чтобы так оно и было. Сегодня нам представляется, что финал такого фестиваля, как “Созвучие Победы” должен проходить 6 мая, в день памяти святого Великомученика Георгия Победоносца. Он был небесным предводителем нашего народа, победившего фашизм, и, конечно, не случайно разгром немецкого фашизма пришелся на праздник Георгия Победоносца – 6 мая 1945 года.

Символ георгиевской ленточки есть и в логотипе нашего фестиваля. В этом году главные победители номинаций получали в подарок вместе с дипломом золотой памятный Знак фестиваля и икону Святого Георгия Победоносца.

– Конкурсные номинации фестиваля включали ведь не только хоровые коллективы?

И.В.: Конечно. Мы постарались, если можно так сказать, увлечь идеей фестиваля как можно большее количество людей. Нет ни одной семьи в нашей стране, которую обошли бы стороной страшные трагедии этой войны, и когда мы слышим песни военных лет, в наших душах рождается созвучие, соприкосновение с событиями того периода. Как будто в наших генах, в наших сердцах заложена память о тех великих годах. Отсюда идея ввести номинацию “Семейные ансамбли”. Если быть откровенными, то в этом году мы не успели подготовиться к этой номинации на должном уровне. Но мы знаем, как много у нас в Донбассе и в Украине поющих семей и надеемся, что на следующем фестивале зрители увидят лучшие из них.

Еще одна номинация – “Ансамбли духовного пения” – родилась в ходе подготовки фестиваля, и мы этому, конечно, очень рады.

– Вы не назвали номинацию “Инсценирована военная песня в исполнении вокальных ансамблей”, это аналог конкурсов, которые проходили в каждой школе в советские времена или была какая-то другая идея?

Ю.Е.: Нет ничего плохого в тех конкурсах, о которых вы сказали. Это часть работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, и нам надо брать на заметку всё лучшее. Хотя идея, конечно, была иная. Сегодня на пороге XXI век. И в искусстве происходит некое смешение жанров. Так появилось направление театрализации в хоровом и академическом пении.

И.В.: Если выразиться образно – это высший пилотаж мастерства. Пока мы недотягиваем до этого уровня. Но нам очень хотелось бы, чтобы и донецкие зрители, и участники фестиваля все же увидели исполнителей такого высокого полета.

В то же время номинация “Инсценированная песня” украсила фестиваль. Особенно поразили жюри и зрителей участники цехов ДМЗ. Это были мини-спектакли, продуманные с великолепным видеорядом. Во время песни “Дети войны” стройцеха ДМЗ слезы не могли сдержать даже мужчины. Открытием были и песни, прозвучавшие в авторском исполнении работников железнодорожного цеха.

– В заключение фестиваля участники возложили цветы к памятнику “Жертвам фашизма”. Это станет традицией фестиваля “Созвучие Победы”?

И.В.: Фестиваль проходил в стенах ДК металлургов, бывшего ДК Ленина, на территории которого в годы оккупации фашисты устроили самый большой в Донбассе лагерь военнопленных. Здесь при отступлении они расстреляли и заживо закопали более 25 тыс. советских солдат. В подвалах этого ДК воины кровью писали свои имена.

Когда планировался ход проведения фестиваля, директор ДК металлургов Николай Васильевич Присяжнюк, член жюри фестиваля, Заслуженный работник культуры Украины, певец, композитор, Лауреат Всеукраинских и международных конкурсов, особенный акцент сделал на этих событиях. Об этом говорилось со сцены, этой теме многие участники посвящали свои песни. Поэтому церемония возложения цветов – это не просто традиционная акция, это осмысленная, пережитая в сердцах дань памяти нашим защитникам. Это живое напоминание о том, от какого зла и какой ценой нас спасли наши деды и прадеды.

Беседовала Наталья Старова