Иерей Александр Винник: “Таких исповедей, как здесь, на свободе не услышишь…”Отец Александр Винник является настоятелем Свято-Покровского храма пос. Землянки. Кроме этого батюшка уже шестой год окормляет заключенных в Учреждении по исполнению наказаний № 124 г. Донецка. На территории обустроен храм в честь Пантелеимона Целителя, в который регулярно приходят осужденные для молитвы. Мы побеседовали с батюшкой об особом, непростом виде церковного служения. – Отец Александр, в чем специфика церковного служения в местах лишения свободы? – Вопрос непростой и очень интересный. В местах лишения свободы открывается весь человек, вся его духовная сущность. Господь дает ему время на исправление своей жизни, для пересмотра духовных ориентиров. И именно в этот период многие из заключенных обретают то, что на свободе не могли найти. Многие находят тут Бога, понимают смысл жизни своей, проводят тут долгие и лучшие годы своей жизни, есть здесь и такие люди, которые находятся в этом учреждении по 10-12 лет, а некоторые по несколько раз сюда попадают, к сожалению. Должен сказать, что исповедей таких, как здесь, на свободе не увидишь и не услышишь. Человек, который пришел к Богу и познанию истины здесь, в особых условиях, верит по-другому, это искренне и выболено, он раскаивается за содеянное до самых корней греха. – Батюшка, в каких формах воздействия проходит работа с заключенными? – Работа проходит следующим образом: проводятся миссионерские и катехизаторские беседы для того, чтобы люди больше узнали о Православии. Многие потом желают принять в этих стенах Таинство крещения. Также есть место беседам и личному общению. Каждые выходные заключенные собираются здесь, в обустроенном храме в честь Пантелеимона Целителя, на общую молитву, читают Псалтырь и Евангелие. В будние дни приезжаем мы, священники, проводим беседы, по желанию проводим Таинство исповеди, причастие, Таинство крещения. Всегда стараемся отвечать на их вопросы. Бывают люди, которые задают интересные вопросы, побывав на встречах с представителями других конфессий, которые тоже посещают заключенных в этих учреждениях. – Скажите, много ли людей приходят к Богу именно здесь, в местах лишения свободы? – Такую статистику сложно озвучить, ведь мы не стремимся к тому, чтобы человек едва к нам пришел и сразу с нами и остался, у нас другая задача – сеять, а Господь даст, и зерно покаяния в нужное время прорастет. – Нуждаются ли заключенные в молитве? – Молитва нужна каждому человеку, Господь сказал, что исправление наше возможно только постом и молитвой. Но за колючей проволокой люди почти все время в посту пребывают, а молитва тоже не всегда просто здесь дается, потому что люди в колонии разные, есть такие, которые сознательно мешают другим молиться. Но всегда для молитвы можно найти время, минуту, чтобы пообщаться с Богом. Исправительная колония – место особое, и Господь своим Промыслом уединяет людей, собирает здесь их, чтобы они познали Бога и спаслись. И в этом проявляется милость Божия. Те, кто, находясь здесь, это понимает, обретают ту глубокую веру, то счастье Богообщения и любовь. Здесь очень тяжело уверовать, но тот, кто уверовал, никогда не отступит от Христа. – Вы являетесь членом донбасского общества “Трезвение” и окормляете людей, страдающих химической зависимостью, это не случайно? – Это Промысл Божий! Все в нашей жизни по Промыслу Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, в этом учреждении находятся 80 % людей, попавших сюда именно из-за пагубной страсти: пьянства и наркомании, в результате чего совершили под воздействием этой зависимости грехи, в том числе и тяжкие преступления. И я рад тому, что оказался здесь и могу помочь этим людям найти путь раскаяния. – Что входит в понятие “трезвение” и почему этот процесс так важен именно для людей зависимых? – “Трезвение” – одна из составляющих того спасительного действа, которое необходимо каждому человеку для спасения в вечности. В идеале должно быть трезвение всех чувств. Нужно отличать понятия “трезвость” от “трезвения”. Под “трезвостью” понимают образ жизни или неупотребление спиртных напитков, а “трезвение” – понятие очень всеобъемлющее, оно должно коснуться всех чувств, которые есть у человека, это духовный образ жизни, наполнение ее теми качествами, которые помогают человеку спастись. Участие в Таинствах церковных, покаяние и причастие святых Христовых Таин – это те главные условия, которые помогают человеку трезвиться. А здесь, в заключении, это в особой степени необходимо, потому что многие заражены грехом. – Преступление – большой грех. Человек отсидел, выполнил условия и законы Уголовного кодекса и приговора, можно ли считать, что он искупил свой грех? Любой ли грех можно искупить? – Любой грех Господь прощает после истинного покаяния. Для нас Он оставил самый главный пример истинного покаяния и своей милости великой – прощение благоразумного разбойника, который в своей жизни совершил очень много преступлений. Но Господь после признания разбойником своей вины и искреннего покаяния сказал ему: “Сегодня же будешь со Мной в Раю”. Это был первый человек, которого Господь простил и взял с собой в Царствие Небесное. И здесь, в этом учреждении, я всегда говорю, что нет грехов, не прощаемых Богом. Если раскаяние не истинно, то Господь обличит нас этим ложным покаянием на Страшном Суде. Только Господь-сердцевидец ведает, как человек каится. – Есть такая поговорка “От тюрьмы и от сумы не зарекайся”. Так ли это? – Да, все может быть. Здесь очень много людей, которые занимали и руководящие посты, и были успешными в бизнесе и в жизни своей имели многое, но часто, в силу подвержения каких-то страстей, пьянства или наркомании, они потеряли всё. Господь освободил их от этого, чтобы они задумались о своей жизни, приняли веру в свое сердце и изменились. – Отец Александр, Вы поддерживаете общение с людьми, вышедшими из стен колонии, остаетесь ли и дальше их духовным наставником? – Ддуховный наставник – это тот человек, который окормляет духовно того или иного человека. У меня есть прихожанин, к которому я по просьбе его жены, прихожанки моего храма, пришел в колонию, чтобы исповедовать, а потом он здесь и обвенчался с ней. Теперь он на свободе, живет в пос. Землянки вместе со своей семьей, работает, ходит в церковь и возносит молитвы Богу. Конечно, есть такие случаи, когда люди выходят отсюда, а потом вновь оказываются за колючей проволокой. Не могу сказать, что я для всех заключенных являюсь духовным наставником, но все, кто поддерживает связь со мной, звонят и спрашивают совета, тем всегда стараюсь помочь и словом, и делом. – Спасибо, батюшка, и помощи Вам Божией в Вашем нелегком служении! Беседовала Наталья Старова, фоторепортаж Анны Баркуловой
|