«Православное кино не имеет права на ошибку…»

«Православное кино не имеет права на ошибку…»

На недавно прошедшем фестивале православного кино «Покров» были представлены два фильма, изготовленные телевизионной редакцией Донецкой епархии. Мы побеседовали с участником фестиваля, режиссером Мирославом Бабуковым.

– Мирослав, расскажите, какие работы Донецкой епархии Вы, как режиссер, представляли на фестивале «Покров»?

– В этом году на 10-м, юбилейном, фестивале православного кино «Покров» телевизионная редакция пресс-службы Донецкой епархии представила два фильма. Первый фильм – «Спас кровоточивый» – о древней иконе, которая была обретена, восстановлена и возвращена на свою историческую родину в Сумскую епархию. Это 15-минутный фильм, рассказывающий об истории и символике этой иконы. Этот фильм удостоен диплома за рассказ о православной святыне. Вторая работа – презентация деятельности Иоанно-Предтеченского и Свято-Владимирского братств «Трезвение» – также была отмечена дипломом участника фестиваля. Эта презентация готовилась специально к съезду, недавно прошедшему в Киеве, и было решено и ее представить на суд зрителям. Таким образом от нашей епархии участникам фестиваля и жюри были продемонстрированы две работы.

– Как долго и какой командой Вы работали над фильмом «Спас кровоточивый»?

– Команда у нас замечательная. Это бессменный рулевой – протоиерей Георгий Гуляев, который написал сценарий к фильму. На площадке именно он был режиссером-постановщиком. Можно сказать, что это была его дебютная работа в этом амплуа. Операторы – Александр Шурлаков и Дмитрий Смольников. Как всегда нам помогали заместитель руководителя пресс-службы Донецкой епархии Елена Николаевна Резникова, журналист Анна Баркулова и режиссер и оператор Александр Темченко. В общем-то вся пресс-служба помогала, все работали в одной связке в течение двух недель.

– Какая работа, из представленных на «Покрове», больше всего Вам запомнилась?

– Из 150 работ были отобраны 40, все были интересными. Творческие группы, представившие свои работы, являются разными по своим силам, исполнению и численности. Если сравнивать с нами, с Донецкой епархией, то у нас коллектив очень немногочисленный, но довольно сильный.

Из художественных фильмов меня больше всего впечатлил фильм Павла Лунгина «Дирижер». Очень хорошо, что я его увидел впервые на экране, а не в пиратских копиях. Этот фильм вдавил меня в кресло и держал до самого окончания картины, до последних строк титров. Фильм, конечно, поднимает очень много серьезных и спорных моментов. После обсуждения и круглого стола, которые были после показа, встал вопрос, можно ли считать этот фильм православным. Федор Бондарчук, например, в своем интервью сказал, что не знает, что такое православное кино. Существует мнение, что православное кино – это кино, которое делается православными людьми для православных. Много разных мнений существует, но самое главное, как мне кажется, те люди, которые делают православное кино, не имеют право на ошибку, не могут плохо сделать свою работу.

Просмотрев много работ на фестивале, я замечал, что все работы очень разные, идейно они были наполнены и цельные, а вот по исполнению, т. е. по монтажу, озвучке и каким-то мелочам, было видно, что это сделано немного непрофессиально. Конечно, можно понять, если говорить о Церкви, что не каждая епархия может позволить себе нанять профессионалов, чтобы сделать тот или иной продукт. Но тут всплывает другой вопрос: «А нужно ли нанимать профессионалов?» Ведь профессионал может быть человеком невоцерковленным и не нести в себе то, что он будет выдавать на экран. И это тоже проблема.

Любая работа должна делаться с полной самоотдачей. Мы, телевизионщики, как и врачи, и священники, и учителя, не имеем права на ошибку. Мы через свои работы воспитываем тех людей, которые смотрят наш продукт. Мы в ответе за то, что представляем.

– Скажите, нужны ли такие фестивали?

– Я считаю, что они нужны, потому что, только общаясь друг с другом, мы можем видеть ошибки, недочеты, огрехи, которые совершают люди творческие. Православное кино несет весть о Христе в этот мир, во всяком случае – мы стареемся так делать. Именно поэтому мы должны общаться, чтобы не допускать каких-то оплошностей и ошибок, чтобы в наших фильмах было все просто, понятно, а главное – интересно. Если наши фильмы не будут интересными, то в чем тогда смысл нашей миссионерской деятельности.

– Спасибо, Мирослав, и творческих Вам успехов!

Беседовала Наталья Старова