Протоиерей Алексий Боднар: «Пастырская деятельность как форма психотерапии и психологического сопровождения лечебного процесса»

«Пастырская деятельность как форма психотерапии и психологического сопровождения лечебного процесса»

В настоящее время в Донецкой области имеется большое количество храмов, которые фактически являются больничными.

Донецкая и Горловская епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата имеют на территории 67 лечебных учреждений Донецкой области свои храмы: 11 типовых и 56 храмов в приспособленных помещениях. 83 храма расположено в нескольких метрах от больниц.

В этих храмах ежедневно осуществляют свою пастырскую деятельность 196 священников, из них 73 непосредственно в больничных храмах.

В таком положении существуют все предпосылки для плодотворного взаимодействия медиков и духовенства.

Основанием для взаимодействия, с одной стороны, является врачебный долг, стремящийся улучшить телесное и психологическое состояние пациентов, а, с другой стороны, долг пастырский.

Пастырская деятельность может рассматриваться как разновидность психотерапии, то есть клинической дисциплины, имя которой дословно означает «врачевание души». Ментальность нашего народа настороженно относится к психотерапевтам, и имеет высокий уровень доверия к православному духовенству.

Одно из наименований священника в Новом Завете звучит как «пресвитер», и переводится на русский язык как «человек, который врачует душу» (старец).

Священник в больнице может больше, чем клинический психотерапевт. Ведь священник является совершителем богослужений, что дает ему такое средство, которого лишены клинические психотерапевты. В тех случаях, когда продуктивный психологический  контакт затруднен, священник, совершая Таинство, способен помочь пациенту.

Остановимся на более понятной для врачей сфере деятельности священника – на межличностном общении. Эта сфера разделяется на три направления: 1. общение между священником и пациентом, 2. священником и медработником, и 3. священником и родственниками больного.

Первое направление. Современный врач перегружен профессиональными обязанностями, поэтому ему тяжело выполнять функцию психотерапевта, как это планировалось советской деонтологией. Но мир не переносит вакуума. Человек обязательно найдет себе замену, которой  может стать не только дипломированный специалист-психолог, но и люди опасные для психического здоровья: сектанты и аферисты-шаманы.

Методы общения священника и пациента, вполне соответствуют правилам психологического консультирования.

Острая потребность в подобном существует в тех лечебных учреждениях, в которых проходят лечение люди, испытывающие глубокий жизненный кризис: онкологические больные, люди со стигматизирующими заболеваниями, например, туберкулезом и СПИДом, люди, жизнь которых стремительно, и, как иногда кажется, бесповоротно изменилась.

Многие пациенты страдают депрессивными расстройствами и страхами, исходящими из глубины личности, не обусловленными окружающей реальностью. Это больные кардиологического профиля и беременные женщины. Острота страха у последней группы часто превышает страхи онкологических больных. Иногда психологический климат в палате отделения патологии беременности во много раз  более мрачен, чем в палате онкологической больницы.

Второе направление.

В среде медицинских работников высокую распространенность имеет так называемый «синдром выгорания», из-за которого качество жизни медицинских работников недостаточное, что ведет к депрессии, ухудшению здоровья и семейным проблемам. Христианство имеет достаточный потенциал для противодействия этим профессиональным проблемам, который заложен в системе его этики и нравственно-аскетического  учения.

Третье направление.

Особенности отечественной клинической психологии таковы, что информирование больного о тяжести его заболевания ограничено. Вся полнота информации обычно предоставляется только родным. При этом, опять же по отечественной традиции, часто лечащий врач сознательно или непроизвольно «сгущает» краски, так как родственники больного не воспринимаются им как те люди, чувства которых лечащий врач должен охранять от страданий. Поэтому больной создает вокруг себя целую сферу вовлеченных людей, которые также нуждаются в психологической разрядке во избежание, хотя бы, острых конфликтов. Особенно это касается тяжелых больных педиатрического профиля, например, в онкогематологии, и родителей детей-инвалидов, а также родственников онкологических и реанимационных больных.

Существует богословская дисциплина – пастырское богословие, которая системно рассматривает эту деятельность священника.

В пастырское богословие входят пастырская психология, психотерапия, психопатология, и психиатрия.

Действия священника могут быть  направлены на  реабилитацию, на изменение реакции личности на болезнь, на преодоление психологических и социально-психологических последствий хронических заболеваний.

Больничное пастырство – особенное, и нуждается в соответствующей теоретической подготовке. Особые кризисные условия служения требуют от больничного духовенства значительных навыков и специальных знаний. В этом направлении, если медицинскому сообществу не все равно кто будет общаться с их пациентами, нам важно взаимодействовать. Так же и духовенству необходим объективный и непредвзятый взгляд со стороны для того, чтобы теоретические знания, полученные в семинарии, соответствовали реальности.

Но не только это должно стать основой для разработки образовательной программы для больничного священства. Священникам, проходящим больничное служение, необходимо иметь эрудицию в общемедицинских вопросах, разбираться в вопросах клинической этики и психологии, уметь хотя бы поверхностно ориентироваться в диагностике психического состояния человека, с которым общается, иметь представления о лечебно-охранительном режиме, правилах асептики и безопасности в больнице (особенно при общении с заразными больными). Без клинического мышления священник в больнице теряет из вида многие важные проблемы. А без знаний правил поведения в больнице может стать источником опасности. Без знаний больничной этики священник может стать источником психологического напряжения.

С деятельностью больничного пастырства связана проблема волонтерства.

Волонтеры необходимы  для целевого выявления больных, нуждающихся в пастырской  помощи, для обеспечения возможного ухода за тяжелобольными дома  и в стационарных лечебных учреждениях, материальной и психологической поддержки больных и их семей.

В настоящее время разрабатывается программа подготовки таких волонтеров. Планируется ввести в эту программу не только  медицинские знания и  навыки, но и знакомство со  средствами психологического сопровождения и психокоррекции.

Нам необходимо взаимодействие для подготовки условий работы волонтеров и сертификации их знаний.

С этим так же связан вопрос паллиативной помощи: надомной и стационарной, то есть хосписной. Концепция современного хосписа предусматривает обязательный компонент – участие духовенства.

Церкви есть что предложить, но сотрудничество по-прежнему не достаточное. Некоторые специфические проблемы хосписов остаются часто тайной для духовенства.

В общении и взаимодействии нам необходимо  сформировать у врачей более адекватные представления о роли  священника в лечении, реабилитации и сохранении здоровья людей, в возвращении больным людям мотивов жизни и надежды, реабилитации инвалидов и их ресоциализации. Необходимо оставить в прошлом образ священника как совершителя ритуальных услуг.

Учитывая потенциал для взаимодействия еще 22 апреля 2003 года  было заключено  «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Украинской православной церковью». В свете этого соглашения нам необходимо уточнить статус больничных храмов и духовенства и уточнить пути решения совместных задач.

Статус деятельности больничных священников не ясен и не определен никаким официальным документом, что ограничивает пастырскую  деятельность степенью взаимопонимания с администрацией.

Поэтому нам   необходимо качественно изменить форму  взаимодействия между Донецкой и Горловской епархиями и Управлением охраны здоровья Донецкой областной госадминистрации. Необходимо заключить соглашение о  сотрудничестве для того, чтобы скоординировать усилия Управления охраны здоровья и Донецкой и Горловской епархий в деле осуществления социально значимых  задач.

Для начала важно документально оформить отношения в виде договора «Облздрав  + епархия», который должен стать основанием для дальнейшего заключения отдельных договоров  «конкретное лечебное учреждение + конкретный приход», где на основании конкретного договора «на месте» может обсуждаться место и время  богослужений, встреч священника с пациентами, форма работы в отделениях.

Нам необходимо документально уточнить взаимоотношения для того, чтобы руководители лечебных учреждений и клирики Донецкой епархии имели возможность спокойно взаимодействовать в деле своего единого служения, не опасаясь осуждения со стороны вышестоящего начальства.

Кроме деятельности больничного духовенства к этим задачам относятся вопросы демографической политики,  укрепления институтов семьи, материнства и детства, предотвращения абортов,   донорство и многие другие, которые составляют интерес и для Государства,  и для Церкви.

Необходимо участие духовенства в мероприятиях, которые проводятся Управлением здравоохранения и  отдельными лечебными учреждениями. И наоборот, Донецкая и Горловская епархии проводят ряд семинаров и конференций по темам, которые могут быть интересными сотрудникам лечебных учреждений. Кроме того, взгляд со стороны может оживить некоторые представления, как сотрудников больниц, так и клириков епархии.

Особая тема для взаимодействия – это обсуждение проблем биомедицинской этики, как в медицинском сообществе, так и в среде духовенства.

В настоящее время существует два признанных направления биоэтики, одно из которых – религиозное. Для нашего региона православие является традиционным, и поэтому ознакомление медицинского сообщества с основами православной биомедицинской этики является логичным. Это может способствовать укреплению морально-этических убеждений студентов-медиков и всего  профессионального медицинского сообщества.

В сфере преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях медицинского профиля   для специалистов медиков нельзя игнорировать мировоззренческие вопросы, и все оставлять на откуп меркантильной этики. Несколько лет назад в Медицинском университете уже читались лекции по биомедицинской этике, в которых участвовало духовенство Донецкой епархии.

В нашей области при многих приходах действуют общества трезвости, разрабатываются и реализовываются программы реабилитации алко- и наркозависимых. В этом направлении также есть основание для взаимодействия.

Миссионерский отдел и отдел катехизации осуществляет просветительские программы по профилактике  ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем. В первую очередь в виде различных мероприятий по укреплению института семьи, что также может рассматриваться как вклад Церкви в укреплении здорового образа жизни населения Донецкой области.

Итак, признавая сферу сохранения здоровья сограждан предметом сотрудничества Государства и Церкви, нам необходимо оформить долгосрочный договор, чтобы отношения Донецкой и Горловской епархий и Областной госадминистраци в этом направлении могли давать свои плоды – духовное и телесное здоровье людей.