«Мы должны заботиться о том, чтобы человек, выйдя из храма, становился хоть чуточку обогащеннее и духовно омытым…»– Ваше Высокопреосвященство, любой юбилей – это повод осмыслить пройденный путь и дать ему соответствующую оценку. Совсем недавно отметили 1020-летие Крещения Руси, теперь эта дата стала праздником всей страны. Вот уже наступило и 1025-летие. С чем Донецкая епархия встречает этот юбилей? – С Божьей помощью, без особых потрясений Церковь сегодня совершает своё служение. Я очень хорошо помню, когда праздновали 1000-летний юбилей Крещения Руси, вернее, канун этого периода. Этот период был очень сложным, тогда Церковь находилась в сложной ситуации. В то время государство у нас было атеистическое, мы были свидетелями гонений на Церковь. Но 1988 год уже был ознаменован возрождением Церкви. Поэтому хотелось бы рассказать именно о 25-летнем периоде. После празднований 1000-летия Крещения Руси очень хотелось строить, восстанавливать. Верующие очень желали этого, это было время большого ожидания, больших перемен, люди очень хотели иметь напечатанный молитвослов, иконку, не говоря уже о богослужебных книгах и церковной утвари. После 1000-летнего юбилея это всё стало появляться. Нам Бог дал этот 25-летний период, чтобы мы все успели в него вместить и сделать: на Донетчине мы не только восстановили все приходы, но даже увеличили их количество с дореволюционного времени, у нас появились монастыри, пустынь Святогорская стала Лаврой, восстановили кафедральный собор в Донецке, мы много сделали. Единственное, что хотелось бы добавить, это больше повернуть человека к Богу. Но пока это не совсем удается. У меня болит сердце от всех этих событий, которые происходят в мире: и насилие, и разврат, и преступление Заповедей Божиих, и другие неподобающие со стороны человека поступки по отношению к обществу и к Богу. Мне казалось, что появление новых храмов вернет людей к вере. Так оно и получилось, часть людей пришла к Богу, но очень досаждает раскол церковный. Если бы не было церковного раскола, мы были еще более сильными и дружными. – То есть созданы все условия для прихода человека к Богу? – Да, это так. Помните, в Евангельской притче о званых на вечерю? Каждый по-прежнему ищет оправдания, почему он не с Богом. У одного – земля, у другого – жена, третий – занять хозяйством… Кроме того, к хорошему быстро привыкают. Есть люди, которые уверены, что храмы стояли всегда и никаких гонений не было. Но мы-то помним то время, когда нельзя было гвоздь в храме забить без разрешения райисполкома, нельзя было ни обвенчаться, ни детей покрестить. И как быстро это забылось, и появились новые козни бесовские, которые досаждают сегодня Церкви. – Донецкая епархия – это сотни приходов, монастыри, духовенство. Каждый из них – часть большого слаженного механизма и одновременно живого церковного тела. С какими трудностями, радостями, победами встречают прихожане Донетчины нынешний юбилей? – Есть очень много хорошего, и я вижу труд и верующих, и духовенства, люди стараются. И в школах воскресных работают, и на стройках храмов. Ведь не секрет, что у нас нет церковных строителей. А настоятель – это и отец семейства, и раб, и прораб, он и служитель, и строитель, и педагог, и отец, и муж жене и так далее. Это универсальные люди. Много таких священников, и есть хорошие результаты от этого на ниве Церкви. Но существуют и проблемы. Это кадровая проблема – как архиерею мне сложно осуществлять переводы священника с место на место. Это делается для того, чтобы не было конфликтных ситуаций между священником и прихожанами. Ведь часто закончившие Духовную семинарию не осознают до конца для чего они туда пошли учиться. Приходится их убеждать, и зачастую это получается. Но бывает и не удается. Всегда для меня было непонятно, как можно было, приняв сан, впоследствии от него отказаться. Также меня шокируют церковные разводы. – Владыка, скажите, как на сегодняшний день складываются отношения с властями? Наверняка период романтизма и у властей был, когда они ожидали, что придет Церковь и наведет порядок, станет каким-то идеологом, заменит собой партию? – Я никогда не ставил это в основу. Я и в те времена, когда только началось послабление, не ставил себе таких целей: заменить Церковью красный уголок, профсоюзную деятельность и так далее. Я знаю, что это утопия, потому что Церковь должна жить своей жизнью, она имеет свои законы и свой процесс развития. От Церкви нельзя пойти на футбол или другой вид спорта и среди болельщиков проповедовать слово Божией истины. Это неправильно будет. Туда люди приходят для другого. В Церковь же идут люди, которые верят в Бога. Отношения же с властями у меня складывались всегда одинаково. Я всегда был правдолюбом, всегда говорил правду при разном руководстве. Очень хорошо, что сейчас в Украине Церковь отделена от государства. Мы друг друга понимаем, мы относимся друг к другу по-партнерски. Мы говорим о необходимости развития церковных отношений со светскими, но не позволяем, чтобы светские институции вмешивались и указывали нам, что мы должны делать. Я – законопослушный человек, епархия также законопослушна, и мы понимаем проблемы, которые есть сегодня в государстве, они есть, были и будут, и их нужно решать сообща. Это и межконфессиональные, партийные, политические, межнациональные отношения, и Церковь не должна быть здесь заложником каких-то событий. Я всегда старался находить общие точки соприкосновения с власть имущими и как архиерей, и как священник. Также знаю заповедь, что «всякая власть от Бога». Я помню, что есть власть Божия и есть власть светская – «Богу – Божие, кесарю – кесарево». Так оно и должно быть, так сказал Сам Господь. У нас никогда не было конфликтных отношений. – Какие задачи, как правящий архиерей, Вы ставите для себя в ближайшее время? – В нашем регионе уже достаточное количество храмов, сейчас главное, чтобы люди не вышли из-за ограды церковной, также наша задача – воспитание более духовного человека. Сегодня мы возлагаем надежды на человека, уже не на строительство храмов, а на человека. Кому мы построили их, кто ими пользуется? Слава Богу, храмов пустых нет. Но мы также не должны забывать о том, что человек, выйдя из храма, должен стать хоть чуточку обогащеннее, духовно омытым. – Владыка Иларион, будут ли организовываться пастырские курсы для священников? – Такие курсы необходимы. Не зря в разных сферах существуют курсы повышения квалификации. Допустим, священнослужитель окончил семинарию 20 лет назад, за это время появилось что-то новое, что-то могло забыться. А священник должен работать над собой всю жизнь. Я бы ввел своеобразную аттестацию или переаттестацию священников. Термин «православный Донбасс» появился сравнительно недавно, но Донецкая епархия уже завоевала авторитет среди других епархий и является одной из ведущих в Украине. И это очень отрадно, ведь Донбасс всегда был промышленным центром, здесь мало внимания уделялось духовному, здесь не было исторически духовных памятников, а теперь в Донбассе видна искренняя вера народа в Православие. В Донбассе много тружеников, труд которых тяжел и опасен, шахтеры каждый день, уходя под землю работать, молятся о том, чтобы благополучно вернуться домой, у них естественное натуральное обращение к Богу. Это касается и металлургов, и химиков, и машиностроителей. Все эти профессии требуют не только мужества и силы, но и осторожности. Сам человек не может быть осторожным, ему еще Бог помогает и ангел хранитель. Думаю, поэтому в Донбассе так сильно и крепко сохранилась вера – вера православная, вера искренняя и чистая. – Юбилей 1025-летия Крещения Руси широко отмечался в этом году в нашей стране, церковно-государственное чествование проходит на разных уровнях… – Я уже говорил, что с власть имущими у нас складывались нормальные отношения, но самые добрые взаимоотношения начались с того момента, когда губернатором области стал Виктор Федорович Янукович. Мы с ним ровесники, и взгляды наши совпадали и на жизнь Донбасса. При поддержке Виктора Федоровича были построены Спас-Преображенский кафедральный собор, больничные храмы, восстановлен монастырь в Никольском. Полностью его заслуга была и в том, что Святогорская обитель получила статус Лавры, в которую стекается множество паломников не только из Украины, но и других стран и видят веру и молитву верующих Донецкой области. И эти отношения у нас сохранились и с последующими губернаторами, которые всегда понимали, что я не для себя прошу, а для общества, для людей, которые стоят за мной. – Одним из ключевых событий празднования стало прибытие в пределы Донецкой области Касперовской иконы Богородицы. Что означает прибытие Чудотворной иконы из Одессы лично для Вас? – Будучи епископом Херсонским, я пытался восстановить старую добрую традицию посещения Касперовской иконы Божией Матери пределов Херсонщины. Помню впервые, это было 1993 год, я просил владыку Агафангела, чтобы он дал на это свое благословение. Я видел огромное стечение народа в Свято-Духовский кафедральный собор в день прибытия этого чудотворного образа, а затем почувствовал, что люди стали лучше, добрее. Учась в Одесской духовной семинарии, я каждую пятницу был на акафисте этой иконы, каждый семинарист просил о своем, я просил Матерь Божию о покрове и заступничестве. Сегодня Сама Царица Небесная посетила наш край. Этот Чудотворный образ впервые в пределах Донетчины. Я верю, что благословение от этого образа подаст утешение тысячам верующих православного Донбасса. – Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за интервью. Беседовал протоиерей Георгий Гуляев
|