14 августа во Святых Горах был проведен крестный ход к Северскому Донцу. Там, у вод Донца, под сенью часовни архиепископ Святогорский Арсений возглавил водосвятный молебен, по завершению которого окропил святой водой братию и молившихся богомольцев. В слове, обращенном к собравшимся на торжественное богослужение, Владыка Арсений сказал: “Всех вас, всечестные отцы, братия и сестры, поздравляем с праздником изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеством икон Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы; семи мучеников Маккавеев и матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Сегодняшний день – не просто день, в который празднуется почитание этих святынь и угодников Божиих, но день, когда, согласно летописным сказаниям, празднуется Крещение Руси князем Владимиром Киевским, которое совершилось на притоке Днепра, на реке Почайне. Оно совершилось 1025 лет назад, в 988 году. Видно, не даром на сегодняшний день приходится так много праздничных событий: и изнесение Древ Честного Животворящего Креста Господня, и сияние благодатью икон Спаса и Божией Матери, и мучеников Макковеев. В этот день праздника как бы прообразно показана вся жизнь нашего святорусского народа. Когда, взявши Крест Христов, Русь Святая понесет верность Христу, любовь к Божией Матери, когда, подобно мученикам Макковеям, отстаивая верность, истинность и правду святого православия. По своей простоте народ сегодня святит мак. Но мученики Макковеи выступили еще до пришествия Христа в ветхозаветной религии за истинность Богопознания, за истинную веру. В переводе с древнееврейского “Макковеи” означает “братья-молоты”. То есть твердость их была такая, как твердость молота. Твердость их правды стала сокрушительной для языческого неверия и безверия тогдашнего времени. Но наш народ по простоте в сегодняшний день освящает и мак, освящает и цветы, а Церковь святая, как любящая мать, принимает эту детскую простоту нашего народа и освящает приносимое им. Освящается в сегодняшний день и мед, как бы прообраз той сладости райской, которую вкусит человек, истинно живущий в нравственности христианской, по заповедям Божиим. Наверное, смысл в этом еще и тот, что невозможно рассказать словами, какой мед сладкий. Вроде бы, мы знаем: мед – простое вещество, вот оно перед нами, но не объяснишь его сладость словами, пока не попробуешь. Так и духовная жизнь, ведь невозможно словами рассказать о ее сладости, привлекательности… Вот так и мы, подобно сладости меда, приняли сладость нравственной и духовной жизни и назвались Святой Русью. Дай Боже нам жить в этой сладости духовной, в этом утешении. Ведь, согласитесь, что жить с чистой совестью – это уже великое счастье, когда у человека чистая совесть. Но если у человека будут все богатства, все блага мира, которые его бы его утешали, а при этом у человека была бы совесть не чиста, то ему уже ничто не в радость. И дай Боже нам, жить в чистоте совести, в чистоте нравственности, стремиться к заповедям Божиим. И не забывайте, что слезы покаяния после ошибок наших, они тоже имеют сладость, они тоже имеют утешение для души. Это особые слезы, слезы, омывающие скверну духовную и дающие свет Христов в душу. Помоги Господи нашему многострадальному Отечеству, нам, принявшим свет православной веры, донести его до Второго Пришествия”.
|