22 мая свой престольный день отметил один из самых деятельных и миссионерских приходов Донецкой епархии – храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, расположенный на границе двух крупнейших городов Донбасса – Донецка и Макеевки.
По случаю торжества настоятель храма протоиерей Евгений Пейков, известный многим даже за пределами донецкой земли, предложил читателям сайта “Донбасс Православный” заметку о своем храме, его истории, а также нынешних реалиях жизни и деятельности православной общины.
История и современность.
Наш приход является одной из старейших церквей городов Донецка и Макеевки. Свою деятельнсть он начал еще в начале 20 века. В ведомости о Свято-Николаевском храме за 1911 г., хранящейся в Донецком Государственном архиве написано: «Церковь построена в 1908 г. по усердию и на средства рабочих Макарьевского рудника. Она каменная с такою же колокольней, покрыта оцинкованным железом». Запечатлена в архивных документах и трагедия, когда на руднике от взрыва газа погибло 2 смены шахтеров. Было это 18 июня 1908 г. Отпевание погибших шахтеров было совершено в этом храме.
Почти 55 лет прослужила эта церковь Николая Чудотворца людям. Как это ни удивительно, но она пережила и Первую Мировую войну, и коммунистическую революцию, и годы красного террора, и 20-е богоборческие годы, когда один за другим разрушались тысячи храмов Божьих, и, наконец, Вторую Мировую. И сегодня можно встретить прихожан того храма, свято хранящих память о нем и его священнослужителях. Одним из самых любимых и уважаемых священников свято-Николаевского храма, был о. Алексий Донец. Наши приход несколько лет оказывал опеку и помощь его вдове, матушке Елене. Вот что она рассказала о свом муже, который в непростое безбожное время руководил нашим приходом.
О. Алексий родился 16 августа 1922 года в селе Беш-байраки Роменского района Кировоградской области. После случившегося пожара, семья осталась без крова и вынуждена была переехать в Крым, в колхоз возле Бахчисарая. Мама была верующая, в церковном хоре пела, отец работал кузнецом.
Перед войной Алексий поступил в морское училище, оттуда его и в армию забрали, когда началась война. Прошел всю войну в частях морской пехоты, имел боевые награды.
В 1947 году переехали опять в родное село, тут мы и познакомились. Оказалось, что мы дальние родственники. Там жила еще одна верующая семья. Их сын в Одесской семинарии учился. Алексий хотел поступить в морское училище, и поехал с ним в Одессу но когда зашел в семинарию, то сказал: «Я отсюда не выйду» и решил поступать в семинарию. Родители его были верующие и обрадовались такому решению.
Мы в то время уже встречались, но он сразу мне не признавался, куда решил поступать. Стал серьезным, начал читать духовные книги. Однажды спрашивает: «Лена, как бы ты посмотрела, чтоб я стал священником?».
Я этому очень обрадовалась и поддержала это решение. Алексий сказал «Если ты откажешь, то у нас с тобой ничего не получится, потому что я твердо решил стать священником».
Поступил он сразу на второй курс, окончил в 51 году, мы поженились, и он получил назначение сюда, в Сталино. Рукоположил его владыка Никон, и первые 2 года службы о. Алексия были в Свято-Николаевской церкви (ныне разрушенной) в районе железнодорожного вокзала. Когда родилась у нас вторая дочь в 53 г., он получил указ в Чистяково, а через полгода в Свято-Николаевский храм в Сталино, но теперь уже на Калиновке. Настоятелем в этот период был о. Леонтий. Диаконом служил о. Сергий Першиков. А когда нависла беда над храмом, безбожная власть решила закрыть и разрушить храм, батюшка вместе с прихожанами терпеливо сносил все скорби, и до конца не отступал от своего служения. Преставился батюшка в 1994 г.»
В 1963 году решением Донецкого облсовета Свято-Николаевская церковь была закрыта, а затем снесена. Страшную картину разрушения храма в 1963 г. доносят до нас воспоминания немногих доживших до наших дней очевидцев.
Прихожанка старого храма Прасковья Филипповна рассказывает:
«Я ходить начала туда в 1955 г. Там всегда было много народу, а в праздник в церковь не зайдешь, хотя она и большая была. Люди со всего города приходили в этот храм, очень его любили. Но вот в 1963 г. власти сказали, что храм надо закрывать, потому что в ней будто бы опасно было находиться. Рядом был террикон, выработки здесь не велось уже больше года, и вдруг на храм стали сыпать породу. Камни летели даже в алтарь, в окна…
И закрыли наш храм. Было это как раз на страстной неделе. В Великую среду вечером люди исповедались, и батюшка вышел и сказал: «Кто исповедался, завтра идите причащаться на Ларинку, у нас больше службы не будет. А в четверг церковь закрыли. Столько людей было, плакали все, псалмы читали. Людей выгоняли аж за ворота…»
Пасху в том году так и не служили…
Но церковная община во главе с о. Алексием и о. Леонтием не опустила руки. Священники и прихожане усердно подыскивали помещение для того, чтобы перевезти церковное имущество, часть которого отняли власти, и продолжать службы Богу. Был найден дом, который продавала одна семья, но власти пригрозили хозяевам и они отказали. Несмотря на угрозы и гонения нашелся один человек Павел Исаев, который не побоялся отдать свой дом для размещения Свято-Николаевской церкви. И вот на границе городов Донецка и Макеевки, по ул. Горбачевского, был приобретен дом, который впоследствии был переоборудован под церковь.
Участники перестройки домика под церковь рассказывают: «Не разрешали власти строить. Крадучись ночью привозили кирпичи, и мы ходили разгружать машины. Своими силами мы ставили железные трубы, на которых держится кровля, поднимали потолки, утепляли их шлаковатой, расширяли стены. Иконостас собрали из остатков иконостаса старого храма, принесли спасенные от разграбления иконы и утварь.
Освящение нового храма было совершено на праздник прп. Сергия Радонежского 18 июля 1963 г. Службу освящения храма провел о. Александр Шокало.
С тех пор св-Николаевский приход стал одним из немногих духовных островков в океане безбожного советского общества, благодаря которым в тяжелое время люди могли молится, крестить, венчаться.
На фото здание этого храма, до его перестройки в типовой храм.
Тот факт, что эта старая церковь простояла к сегодняшнему дню более сорока лет, является поразительным и даже в своем роде маленьким чудом. Дело в том, что пристройки, сооруженные к дому, были построены без фундамента, на голом асфальте и к 2008 году начали разрушаться. В 2009 – 2013 году было построено новое знание на месте старого.
Причем стояла задача сделать это таким образом, чтоб надолго не останавливалось богослужение и социальная работа храма. Для этого вокруг здания были построены фундаменты, новые стены, и только в самом конце было разрушено изнутри старое здание и покрыта крыша с куполами. На фото стройка новых стен.
Вот так выглядит новое здание на момент начала военных действий.
К сожалению, наш приход значительно пострадал в период войны на Донбассе. Осколки снарядов пробили крышу храма, повреждения были устранены своими силами прихожан. Но еще более пострадали прихожане нашего прихода. Несколько жилых домов, в которых проживают прихожане храма, были разрушены, многие семьи остались без средств к существованию. В самые голодные годы было организованны благотворительные обеды, сбор и выдача гуманитарной помощи, одежды и предметов первой необходимости. Более ста человек получали ежедневно помощь и периодически продуктовые наборы и хозтовары. И по сей день по мере возможности эта помощь осуществляется. Инвалидам предоставлялись коляски, костыли и другие необходимые предметы. Доставку стариков, не могущих самим добраться до прихода, осуществляют волонтеры на своих личных автомобилях. Благодаря им многие старики получают не только социальную и гуманитарную помощь, но и духовную и психологическую поддержку. После богослужений в нашем приходе проводиться воскресные школы и беседы для детей и взрослых, во время которых проводиться просветительская работа, налаживается общение, священники и педагоги с теологическим и психологическим образованием отвечают на животрепещущие вопросы, которые во множестве возникают у большинства людей в наше непростое время.
Важное направление социальной работы в приходе – профилактика и реабилитация алкоголизма, а также помощь родным и близким зависимых. Это не новое для православной церкви направление, по данным госархива, в дореволюционный период в нашем регионе при многих храмах существовали трезвеннические общины, в которых сотни людей находили пример и наставление для ведения трезвого образа жизни. Многие одержимые губительным недугом пьянства получали помощь в избавлении от этого тяжкого недуга. Затем храмы были разрушены и православные трезвенные традиции на время были преданы забвению. Сейчас, во вновь открытых храмах православные священники возрождают добрые традиции православной трезвости. По благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского было учреждено Донбасское православное общество «Трезвение»Для осуществления этой деятельности, в январе 2008 года, в день праздника святого мученика Вонифатия, которому православные молятся об исцелении от недуга пьянства, состоялось открытие Донбасского православного общества «Трезвение». Для этого в приход был приглашен социальный работник, психолог, который проводит занятия для созависимых, а также для зависимых были открыты группы всемирного содружества Анонимных Алкоголиков, группы для семей Ал-Анон, для тех, кто рос в семье алкоголиков и сталкивался с насилием – Взрослые Дети Алкоголиков, для людей, испытывающих эмоциональные проблемы – Анонимные Депрессивные. Активно сотрудничаем с областным и городским наркодиспансерами. Наша цель заключается в том, чтоб человек, прошедший лечение в больнице или реабилитационном центре мог после выписки из стационара не остаться наедине со своими проблемами и старыми друзьями, которые поведут его на старую дорожку, а нашел новое общение и новые цели в группах трезвости, обществах Трезвения и приходской деятельности. Люди с опытом трезвости, которые сами прошли через все трудности помогают новичкам и через это утверждаются на дальнейшем трезвом пути. После собраний проводиться чаепитие и в непринужденной обстановке все желающие могут получить ответы на интересующие их вопросы. За 10 лет работы сотни семей получили помощь и поддержку, многие десятки бывших зависимых нашли свой трезвый путь и трудятся на благо семьи и общества.
С началом военных действий эта деятельность не прекратилась ни на один день, службы, собрания, социальная и психологическая работа проходили под грохот взрывов. Наш приход находиться на границе Донецка и Макеевки, в прямой близости от Ясиноватой, Авдеевки и других мест, прилегающих к районам боевых действий. Территория деятельности прихода распространяется на территории Макеевки, наиболее пострадавших от обстрелов, а на территории прихода в Донецке проживают семьи, переселившиеся из Авдеевки, Спартака, Путиловского района, где жизнь в силу постоянных артобстрелов стала невозможной. Некоторые прихожане вынуждены были покинуть свои дома, в чем были без теплой одежды и предметов необходимости, многие из них обратились за помощью в приход и всем миром собирали помощь и передавали этим людям.
Истории нашего храма свидетельствует, какие бы ни были тяжелые времена, приход может быть центром духовной, социальной и благотворительной деятельности не только для прихожан, но и для всех жителей своего района и играет важную роль в общественной жизни. Даже в годы войны наш приход находит возможность продолжать благоустройство храма, приобретает на пожертвования прихожан все необходимое для своей деятельности.
Наш храм находится по адресу ул. Горбачевского 43, маршруты 7, 23, 24б, 100 до остановки Геологическая. Молебен перед Иконой Неупиваемая Чаша об исцелении недугующих алкоголизмом и другими зависимостями проводиться по пятницам в 9.30. По окончании молебна в 10.30 проводится вводная лекция психолога, на которую можно прийти родным и близким алкоголиков и получить всю интересующую их информацию по программе выздоровления. По воскресеньям после службы воскресные занятия для всех желающих проводит настоятель храма протоиерей Евгений Пейков. Если в вашу семью пришла беда, не стесняйтесь обращаться за помощью, чем раньше она будет оказана, там больше шансов на возвращение к трезвой жизни.