Болезнь… Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. А, особенно, если он получил множество травм и телесных повреждений в результате несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия. Как не прискорбно это событие, но оно служит некоей остановкой, временем подумать над всей своей жизнью, переоценить приоритеты. В нашем городе почти при каждом лечебном учреждении есть храм или часовня. Возведение храма осуществляется и в Институте травматологии и ортопедии, который находится в Киевском районе города Донецка.
О том, насколько необходим храм в больнице, что это даст для больных и персонала, о трудностях строительства, мы поговорили с настоятелем Свято-Владимирского храма протоиереем Георгием Гончаренко, который по благословению владыки Илариона духовно окормляет Кресто-Воздвиженский приход и возглавляет возведение временного храма-часовни в честь воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
– Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, историю общины строящегося Кресто-Воздвиженского храма.
– Свое существование община строящегося храма начала с 2002 года, когда по инициативе администрации больницы и по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского была открыта молитвенная комната в честь иконы Божьей Матери «Призри на смирение» в главном корпусе областной травматологии.
В феврале 2004 г. на территории медучреждения был осуществлен чин закладки камня и освящение места для строительства Свято-Кресто-Воздвиженского храма, и в том же году началась подготовительная работа по его возведению.
В июле 2013 г. начался сам процесс строительства храма. Инициативу и финансирование строительства взяло на себя одно из научно-производственных объединений г.Донецка. В настоящее время есть фундамент под храм.
В сентябре 2016 г. на территории травматологии была открыта часовня в честь воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Духовное окормление больницы в последние годы осуществляли протоиерей Сергий Бувайлик, затем протоиерей Виктор Рыбачук. Эти священнослужители заложили прочный фундамент благотворных отношений между медперсоналом и служителями Церкви Христовой.
– Какие на сегодняшний день трудности возникают в процессе возведения храма, как временного, так и основного?
– В связи с тем, что финансирование типового храма в начале войны было остановлено и до настоящего времени не возобновлено, владыка Иларион решил воздвигнуть временный храм-часовню. Осуществлять духовное окормление Кресто-Воздвиженского прихода и возглавлять строительство временного храма-часовни с недавнего времени владыка благословил меня.
Из-за финансовых затруднений говорить о продолжении строительства основного типового храма сейчас не приходится. Кроме того, утеряны многие документы на его строительство. Нам приходится их восстанавливать.
Что касается строительства временного храма-часовни, то уже заложен его фундамент рядом с фундаментом основного храма. Скоро начнут возводить стены из металла и утеплителя. И здесь главная трудность – недостаточное финансирование. По мере поступления средств будут продолжаться строительные работы. Прихожане для того, чтобы быстрее построить храм даже сами приходят и своими руками помогают строительству. Мы будем рады всем, кто в состоянии оказать строительству храма помощь финансовую, техникой или материалами. При наличии необходимых средств, храм планируется открыть в этом году.
– Вы сказали, что на территории больницы уже есть Кресто-Воздвиженская часовня. А чем отличается часовня от храма?
– Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим. Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня. Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны. Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни. Главная задача и суть, как часовни, так и храма – помочь человеку в определенный момент вырваться из привычной суеты и соединить мысли с Богом.
В настоящее время возникла необходимость строительства временного храма-часовни, потому что только при совершении главного богослужения – Божественной литургии духовная жизнь в больнице будет полноценной и насыщенной.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, коротко – в чем смысл Литургии?
– Само понятие «литургия» означает «общее дело». Это богослужение, за которым издревле собирается вся община церкви, и общим делом здесь является молитва в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа и соединение вместе с Ним через причащение Его Тела и Крови. Самая главная часть Божественной литургии (то, ради чего мы, собственно, собираемся на нее, и с чего она и зародилась) – это молитва всей Церкви, которая условно называется Евхаристия. Так назвали ее последователи Иисуса Христа, ученики апостолов и первые христиане. «Евхаристия» в переводе на русский язык – «благодарение». Мы благодарим Бога за те благодеяния, которые Он сделал для нас. Без Евхаристии невозможно спасение, потому что Иисус Христос сказал: «В том, кто будет есть плоть Мою и пить кровь Мою, буду Я пребывать, а тот во Мне; и тот будет жить вечно». То есть мы участвуем в Литургии и вкушаем Святые Дары, чтобы жить вечно, как нам обещал Иисус Христос.
Посредством Литургии, участвуя в Евхаристии, принимая в себя Кровь и Тело Иисуса Христа, мы продолжаем жить с мыслью, что Бог непосредственно присутствует в нашей жизни. Участникам Литургии очень важно ощущать великое таинство, чтобы душа каждого молящегося входила в святилище Божие, чтобы все присутствующие чувствовали удивительную и таинственную благодать Божию. Даже звон колоколов перед Литургией будет вселять радость в души людей, находящихся в пределах больницы.
– Батюшка, кто из священников будет духовно окормлять всех верующих больницы кроме Вас?
– Кроме меня духовно окормлять пациентов и медперсонал будет настоятель храма в честь Андрея Первозванного г.Донецка протоиерей Виктор Рыбачук и клирик нашего храма протоиерей Владимир Валиков. Мы все вместе будем выполнять требы, которые будут заказываться, проводить собеседования с больными и их родственниками, а также медперсоналом по их просьбе.
– Где и когда проводятся молебны?
– Сейчас проводятся молебны в молитвенной комнате в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение» (по вторникам с водоосвящением) и в Кресто-Воздвиженской часовне (по четвергам).
Хотелось бы еще отметить, что владыка Иларион обратил внимание, что на ул.Университетской нет ни одного храма. Поэтому двери построенного храма будут открыты для всех желающих жителей города. Для этого возле храма будет открыто ограждение больницы, чтобы вход в храм был как можно короче.
– В травматологии находятся на лечении в основном люди с травмами, полученными в результате ДТП или несчастного случая, а также онкобольные. Иногда больные ропщут: «За что мне такое увечье? За что меня так Господь наказал?» Действительно ли, тяжелый недуг, увечье, травма посылаются человеку, как наказание за что-то?
– Что касается профиля больницы, то можно сказать следующее. Каждый человек знает, что пренебрежение элементарными правилами дорожного движения, нарушение техники безопасности на производстве, да и вообще нездоровый образ жизни приводит к плачевным результатам – человек оказывается на больничной койке. Кого можно обвинить в том, что после застолья со спиртными напитками человек сел за руль и попал в аварию? Или, по излишней спешности идя по гололеду, поскользнулся и получил травму? Неужели Господа нашего Иисуса Христа?
В эти трагические моменты жизни больному нужна особая благодатная помощь, ведь именно она может привести человека к вере и примирить его с Богом. И дело священника и его помощников – врачей и медицинских сестер, а также сестер милосердия – оказать именно такую помощь.
Священник может помочь больному понять, что попущенная ему болезнь — это призыв Божий изменить свою жизнь. Особенно важно служение священника умирающим — возможность помочь человеку перейти в вечность, примирившись с Богом и людьми, приобщившись Святых Христовых Таин. Священник призван помочь умирающему прожить оставшиеся до смерти дни в мире с Богом и близкими.
Болезнь — один из моментов жизни, когда можно особенно сильно почувствовать близость Бога. В больнице как нигде востребована духовная поддержка и напоминание о том, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Нет другого такого места, где миссионерское служение было бы настолько уместно и так важно, как в больнице.
В духовной поддержке нуждаются не только больные и их родственники, но и врачи и весь медперсонал больницы, ведь они несут ответственность за физическое оздоровление больных. Но невозможно помочь излечиться человеку физически без духовного оздоровления. Важнейшей задачей священника в работе с врачами является изменение сознания медиков, расстановка их приоритетов в другом порядке.
– Что должен делать медперсонал, чтобы приобщиться к духовной жизни?
– Врачи и медработники разного уровня должны проявлять себя как настоящие христиане, регулярно посещать храмы, принимать церковные Таинства, соблюдать посты, стараться не нарушать Божиих заповедей, в молитвах просить у Бога прощения за себя, своих близких и друзей, молиться за своих пациентов. И самое главное – не помешать приходу больного ко Христу.
История медицины знает немало примеров врачей, соединявших в своем служении попечение о телесном здравии с заботой о внутреннем состоянии человека. Достаточно вспомнить такие имена, как бессребреники Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобный Агапит Печерский, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, и многие другие подвижники, прославленные Церковью в лике святых. Они оставили нам поучительное свидетельство того, что человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо предоставить не только соответствующее лечение, но и оказать духовную поддержку.
– Каким требованиям должен соответствовать священник, который находится на больничном служении?
– Больницу можно назвать школой Любви. Хочешь научиться любить ближнего, как заповедовал Христос, – начни служить при больнице. Тут забываешь обо всех своих бедах, проблемах и невзгодах, и сердце становится мягче, и быть бы в малом верным, чтобы войти в радость Господина Своего (ср. Мф. 25, 21).
Служение священника при больнице отличается от служения на обычном приходе. Люди попадают сюда лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Большинство обратившихся к священнику за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никакого представления о духовной жизни. Всех их придется учить с нуля.
Следует помнить, что от поведения пастыря в этой конкретной больнице зависит формирование отношения всего медперсонала к Церкви Христовой. Добрые отношения с медиками всегда будут на пользу Церкви. Качественная пастырская работа среди врачей и медсестер обязательно приведет к тому, что медики не будут смотреть на служение священника в больнице только как на допущение или снисхождение.
Церковь – врачебница для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравнивается с трудом врача. И долг священника, служащего при больнице в том, чтобы сохранить для Господа всякого, кого Он призвал унаследовать Царство истины.
– А многие ли больные нуждаются в духовной беседе? То есть, может быть, есть какой-то вопрос, который требует разрешения, человек радуется, что увидел священника, и Вам его задает?
– Мне не раз приходилось бывать в больницах, чтобы исповедовать и причастить больных, провести таинство Соборования. На моем пути в больнице обязательно бывают радостные встречи, люди спрашивают благословения, рассказывают о своих нуждах. Видно, что есть много людей, которые нуждаются во встрече и общении со священником в больнице.
– Родственники переживают за своего близкого человека… Он может находиться в состоянии озлобления, неприятия болезни. Или просто он неверующий. К вам обращаются по поводу того, чтобы поговорить с ним, окрестить его перед кончиной, принять исповедь?
– Конечно, были и такие случаи. Тут, безусловно, надо проявить деликатность. Мы не можем навязывать человеку наше христианское мировоззрение. Конечно, можно просто по-человечески пообщаться. Мы можем предложить человеку ознакомиться с основами нашей веры. Иногда бывало, что при беседе в свободной форме, может быть даже без свидетелей, человек раскрывался как ищущий Бога и укреплялся в своих наилучших идеях, обретал даже христианское основание для жизни.
– Нужно ли объяснять родственникам болящего, как им быть в данной ситуации, чтобы не навязывать страдающему человеку встречу со священником?
– Часто родные сами нуждаются в поддержке. В таком случае они могут приходить в наш храм-часовню помолиться. Очень важно, что они могут обрести там основание для преодоления своего тяжелого душевного состояния. После молитвы они могут обрести оптимизм, здравомыслие, открыть для себя какие-то пути выхода из сложившейся ситуации.
– А какие Вам приходится давать советы людям? Какие просьбы и желания бывают чаще всего?
– Просьбы и желания чаще всего – получить утешение в скорби, надежду в исцелении от болезни. Увидеть перспективу, может даже новую, своей жизни. Уже то, что человек в больнице увидел храм, часовню, икону, пообщался со священником, – создает благоприятную обстановку для его души. Конечно, трудно бывает человеку скорбящему, болящему все объяснить. Но важно то, что в больнице есть храм, часовни, сюда человек ходит на общение с Богом, а уже Господь помогает ему, утешает.
– Что касается молитвы… Как можно объяснить человеку, нацелить его на то, что молитва – это процесс общения с Богом?
– Мне кажется, люди, приходящие в храм или часовню, настроены на то, чтобы помолиться и через молитву получить у Господа Бога помощь, исцеление. Я не припомню сейчас даже такого случая, чтобы приходилось кого-то убеждать или переубеждать, что нужно молиться. Больница – это место борьбы, страдания. Конечно, люди вспоминают Господа Бога и начинают молиться. Только немножко подсказать человеку нужно, помочь разобраться в смысле, цели молитвы – и, конечно, молитва становится уже дыханием души человеческой.
– Каким святым больной человек может помолиться о своем здравии?
– Все святые молятся за нас; можно к любому святому обратиться в молитвенном ходатайстве. Но чаще люди обращаются к тем святым, которых они знают, которые близки им. Например, Ксении Блаженной (Петербургской), Иоанну Кронштадтскому, святителю Николаю Чудотворцу, великомученику и целителю Пантелеимону, преподобному Агапиту Печерскому, Матроне Московской. Всем известен святой врач, целитель Лука (Войно-Ясенецкий). Если святитель Лука больше покровитель хирургов, то появился недавно еще святой врач-терапевт – страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин.
Интересный святой – целитель, чудотворец преподобный Амфилохий Почаевский. Скольких людей он вылечил! Он имел подготовку, был костоправ, народный врач-целитель. Будучи человеком святой жизни, он как практик помогал людям и молился за своих пациентов. Они получали с его помощью исцеление. Мы с прихожанами дважды бывали в паломничестве в Почаевской Лавре, посетили кладбище, где находится могила святого Амфилохия.
Святые являют какое-то сродство с больными людьми, особенно когда в их жизни было какое-то страдание, которое человек сейчас переживает; или же, наоборот, они в жизни своей избавляли от тех страданий, болезней, от которых страдают наши пациенты.
– Были ли Вы свидетелем моментов, когда человек был безнадежен и вставал на ноги или чудесным образом по молитвам выздоравливал?
– Да, в моей пастырской практике были такие случаи. После соборования человеку становилось лучше, он постепенно начинал выздоравливать. Матери вымаливали своих детей. Человек лежал в реанимации, доктора говорили, что случай безнадежный, по-человечески уже все средства были употреблены на лечение болезни, а эффекта это не дало. Но приходила его мать, ежедневно припадала к иконам Божией Матери, молилась в храме… Да, сегодня это можно назвать чудом. Но самое главное, мы везде видим Промысл Божий и явление Божией милости.
– Когда человек поправился по молитвам другого человека, но остается в прежнем состоянии – не молится, существует, а не живет. Как ему помочь начать жить?
– Мы не знаем, почему Господь Бог откладывает момент отшествия человека из жизни временной в жизнь вечную. Мы не понимаем этого. Почему тот, кто должен был уже быть предан земле телом, вдруг обретает новую жизнь?
Памятен один случай. Человек тоже был вымолен матерью. Пока она молилась, он находился в трудном, болезненном состоянии; он тоже, видимо, обратился, когда уже пришел в сознание, начал пытаться молиться, обращаться к покаянию. А после того, как поправился, к сожалению, оказался неблагодарным Господу. Быть благодарным, конечно, трудно. Но душа человеческая – тайна.
Самое главное, мне кажется, здесь то, что, с одной стороны, было приложено усилие со стороны близких, знакомых, что они молились; их Бог благословит. А уж тот, который получил исцеление, – тут его воля, его жизнь. Быть может, он позже осознает, что произошло, и будет благодарен Богу.
– Часто ли бывает, что человек, обращаясь к вам с каким-то вопросом, имеет на самом деле вопрос не духовный, а больше такой, который можно адресовать психологу?
– Главная наша задача – это психотерапия, терапия души. Мы эту психотерапию совершаем исходя из наших ресурсов и возможностей. Все в Церкви устроено для исцеления человека – и души, и тела его. Душа человеческая исцеляется молитвой, покаянием, разумным всесторонним воздержанием человека. Важно, что именно священник может совершить, скажем, Таинство исповеди. Душа получает исцеление.
Конечно, бывает, необходима помощь в том, чтобы человек разобрался в каких-то своих душевных проблемах. Естественно, всякий священник, имея какой-то жизненный опыт, практику общения с людьми, может оказать такого рода помощь. Есть специалисты-психологи, которые в каких-то моментах могут оказать более эффективную помощь, поддержку. Трудно разграничить, где сфера влияния психолога, а где священника. Конечно, бывают такие случаи, когда человеку очевидно нужна какая-то систематическая, регулярная помощь специалиста. Все зависит, конечно, от ситуации «пациент (или прихожанин) – священник». Тут бывает необходимо очень много внимания, усилия, чтобы оказать человеку психологическую помощь.
– Были ли случаи в Вашей практике, когда с Вашей помощью человек впервые открывал Священное Писание, начинал его читать?
– Конечно. Часто бывает так, что человек считает себя православным христианином, крещеный, а никогда Евангелия не читал. Или прочитал когда-то поспешно и не разобрался ни в сюжете, ни в основах Священного Писания. Конечно, мы должны такому человеку предложить почитать слово Божие. Слово Божие целительно. Человек, читающий Евангелие, общается с Богом и получает благословение и исцеление. Это тоже род терапии души. И телесные недуги облегчаются при чтении Священного Писания.
– Если человек тяжелобольной, телесная болезнь убивает его тело, но в этот момент душа может открыться, устремиться к Богу?
– Да. Телесные страдания ограничивают человека в его греховных устремлениях. Конечно, человек ищет выхода из немощи своей, из недуга. Кто поможет? Врач поможет, но без Божией помощи и врач будет бессилен.
– Что Вы хотите пожелать прихожанам строящегося Кресто-Воздвиженского храма и Вашего родного Свято-Владимирского храма накануне праздника Крещения Руси?
– Конечно, я бы пожелал всем доброго здоровья и милости Божией, радости духовной. Если когда случится заболеть, впасть в какой-то недуг, – не унывать, не отчаиваться, но вспомнить о милости Божией, о молитвах Божией Матери. Не забыть о том, что нужно покаяться. Вспомнить о том, что нужно причаститься Святых Христовых Таин. Те пациенты больницы, кто еще пока не переступил порог церковный, пусть не боятся священников, пусть призовут пресвитера церковного, тот помажет его святым елеем во исцеление души и тела и преподаст благословение, совершит исповедь и причастит Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это все для пользы, для исцеления человека.
Своим родным прихожанам, которые мне стали такими за 17 лет настоятельства, хочу пожелать также крепкого здоровья телесного, пусть вас окружают добрые люди – наши братья и сестры во Христе. Чтобы мы могли откликаться на беды друг друга. Я желаю, чтобы мир, тишина и благоденствие пришли на нашу многострадальную Донецкую землю. Чтобы наш храм пребывал вечно, и сохранилась община.
Хотелось бы пожелать прихожанам обоих храмов больше терпимости по отношению друг к другу, христианской любви, чтобы мы не только на словах были христианами, но и на деле: по отношению друг к другу проявляли те высокие качества, черты, которые требует от нас Сам Господь.
Господь принес Себя в жертву за всех нас, и мы должны хотя бы маленькую частичку своей души дарить ближним. Самый большой подвиг человека – бескорыстное служение Богу и людям. Я желаю всем нам, чтобы мы стремились к этому в нашей жизни.
– Благодарим Вас, батюшка, за беседу.
Беседовала Анна Толмачева