10 августа в Мариуполе состоялось соборное богослужение у иконы Божией Матери Бахчисарайская «Мариупольская Одигитрия».
Праздничную Божественную литургию в храме Святого Александра Невского (подворье строящегося Свято-Покровского собора) возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский. Ему сослужили Преосвященнейший Амвросий, епископ Волновахский, благочинный Николаевского округа Мариуполя, настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора протоиерей Николай Марковский, благочинный Михайловского округа Мариуполя, настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей Алексий Устименко, настоятель Свято-Покровского собора протоиерей Гавриил Агабеков, духовенство благочиний Мариуполя и Свято-Васильевской обители.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Ольги Поповой.
За Малым входом митрополит Иларион вручил богослужебно-иерархические награды клирикам храмов Николаевского благочиния.
За богослужением была вознесены сугубые молитвы о мире в Украине, о единстве Православия во всем мире и об избавлении от морового поветрия.
После освящения Даров Высокопреосвященнейший Иларион совершил диаконскую хиротонию иподиакона Иоанна Устименко.
По запричастном стихе к многочисленным прихожанам и гостям обратился настоятель Свято-Владимирского храма протоиерей Михаил Красулин. В проповеди он рассказал об истории чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Мариупольской и о традиции почитания этой иконы в православном Мариуполе.
Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая. Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.
Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.
Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.
В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.
В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.
Мариупольская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.
В 1936 г. Свято-Успенский храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в Киев. С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.
Множество прихожан причастились Святых Христовых Тайн.
По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход с Мариупольской Одигитрией.
В завершение богослужения к прихожанам и гостям храма с напутственным словом обратился викарий Донецкой епархии епископ Амвросий.
Александр Кулик