«Духовный путь России. Священная война»
Уважаемые организаторы, участники и гости марафона!
Дорогие братья и сёстры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно рад всех вас приветствовать жизнеутверждающими пасхальными словами, в которых выражена радость великой победы Христа над смертью и злом – самой главной духовной победы, причастниками которой мы все призваны стать.
Убеждён, что не без премудрого Промысла Божия эта радость духовная сопровождает радость от другой победы, одержанной нашим народом 80 лет назад. Окончание Великой Отечественной войны в 1945 году, как мы помним, также пришлось на светлый пасхальный период. И это, как представляется, отнюдь не случайное совпадение, но весьма символичное и красноречивое свидетельство о том, какими высокими духовно-нравственными смыслами была наполнена борьба наших отцов и дедов, вставших на защиту Родины и бросивших вызов человеконенавистнической идеологии нацизма.
Великая Отечественная война, разделившая жизнь страны на до и после, стала действительно тяжелейшим испытанием для народа. Победа в войне далась ценой огромных усилий и жертв. Не будет преувеличением сказать, что память о подвиге предков, их мужестве и героизме, о страданиях и лишениях, пережитых в военные годы, крепко вошла в нашу плоть и кровь, стала важнейшей составляющей духовно-культурного кода народа.
Почему это так? Почему победа в Великой Отечественной войне занимает столь значимое место в национальной памяти? В истории России было немало военных событий, но эта война получила в народе название «священной». Значит, было нечто такое, что выходило за рамки обыденной человеческой логики, если было использовано именно это определение. Здесь уместно вспомнить и общий исторический контекст: на протяжении двух десятилетий в стране продолжается агрессивная атеистическая пропаганда, на Церковь и верующих воздвигнуты суровые гонения со стороны государства, священнослужители и миряне подвергаются жестоким репрессиям – и вдруг, в условиях тяжёлых военных испытаний, именно слово из религиозного лексикона становится выражением подлинного отношения людей к происходящим событиям. Разве это не парадокс? Парадокс, однако вместе с тем непреложный, несомненный факт, который убедительно свидетельствует о том, что на самой своей глубине в народном сознании сохранялись высокие духовно-нравственные ценности, сформированные христианской верой и церковной традицией.
Но может ли война быть священной? Библейская история положительно отвечает на этот вопрос. Позволю себе небольшое отступление, краткий историко-философский экскурс, чтобы лучше пояснить свою мысль, ведь и наша встреча проходит в рамках просветительского марафона. Да, само выражение «священная война» в таком виде в Священном Писании не встречается. Его в научный оборот ввёл немецкий востоковед Фридрих Швалли в начале XX века[1]. Однако понятие «священной войны» восходит к событиям, описанным в Ветхом Завете, когда народ Израиля начинал заселять территорию Палестины и боролся с языческими племенами, жившими на этой земле[2]. Речь идёт не просто о религиозной войне против тех, кто исповедует другую веру, а о войне, целями которой является отстаивание правды Божией, защита высших ценностей.
Несмотря на то, что всякая война есть, несомненно, уродливое проявление зла и греховности, сопряженной со страданиями, враждой, ненавистью – об этом чётко и вполне определённо сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви[3], война, с библейской точки зрения, всё же может быть названа священной, только если отвечает определённым требованиям, а именно: если она направлена против врагов Божиих и отстаивает Божественные заповеди и установления; если воины, в ней участвующие, сохраняют высокий уровень нравственности, исповедуют твёрдую веру в Бога и от Него в первую очередь ожидают победы. Эти принципы подробно и очень доступным образом разобрал в своём труде «Война и Библия» великий сербский святой XX века – святитель Николай (Велимирович), прочитать которого всем очень рекомендую.
Почему Великая Отечественная война стала священной для нашего народа? Ответ на этот вопрос заключается в том, какой враг пришёл на нашу землю, какие идеи он исповедовал, чего добивался в конечном счёте. Идеология нацизма зиждется на чувстве горделивого превосходства одной нации над другими на основании генетического происхождения – превосходства, доходящего до стремления уничтожить или полностью поработить другие народы. Это, безусловно, человеконенавистнические идеи, противные замыслу Божию о мире и заповеди Христовой о любви к ближним.
Воспитанный в православной культуре, наш народ всегда воспринимал защиту родной земли как свой священный долг и святую обязанность, при этом с давних пор в основе государственного бытия России лежали идеи мирного сосуществования многих этносов, принадлежавших к разным культурам и духовным традициям, но объединённых созидательным стремлением к совместному государственному творчеству и построению жизни на основании высоких нравственных ценностей. При ведущей государствообразующей роли русского народа, ставшего ядром для формирования нашей большой страны, такая цветущая сложность России, богатство исторического сада Божия, как выразился Иван Ильин[4], всегда воспринималась как несомненное благо и уникальное свидетельство возможности построения гармоничных отношений между людьми разных культур и убеждений.
Иными словами, столкнулись две ценностные платформы, две цивилизации: цивилизация гармоничного разнообразия и цивилизация тоталитарного подавления. Мы сейчас, разумеется, говорим не о социально-политическом строе, но о глубоком ценностном фундаменте культуры. «Священной» Великая Отечественная война стала именно поэтому. Речь шла о важнейших основаниях бытия народа, его праве на самобытность и самостоятельное духовно-культурное развитие.
Эти ценности наш народ продолжает отстаивает и по сей день на полях Специальной военной операции. Вообще следует отметить, что между событиями Великой Отечественной войны и нынешними военными событиями на Донбассе действительно много исторических параллелей. Как тогда, так и сейчас народ России противостоит идеологии нацизма, защищает право говорить и думать на родном языке, исповедовать духовно-нравственные ценности, присущие русской культуре. Сложно поверить – но это, к сожалению, факт – что после ужасов, которые принесли миру нацисты, эти идеи снова стали определяющими в политике ряда стран, придерживающихся агрессивной русофобии, призывающих убивать русских людей только на основании их происхождения и культурной идентичности.
Мы помним, что украинское руководство, пришедшее к власти после государственного переворота в 2014 году, взяло курс на уничтожение исторических связей между братскими народами, вышедшими из одной купели Крещения. Продолжает делать это и сейчас, развязав гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь. Русскоязычные граждане подвергаются серьёзным преследованиям, в их отношении применяется физическое насилие. Активное участие в расправах принимают военизированные националистические объединения, некоторые из них признаны террористическими в ряде стран.
Мужественная и самоотверженная борьба жителей Донбасса, не принявших русофобского, дискриминационного курса новой власти, продолжается вот уже более 10 лет. Дай Бог – и Церковь об этом горячо молится – чтобы этот страшный конфликт окончился крепким и справедливым миром, чтобы восторжествовала правда Божия.
Верная Христовым заповедям и пастырскому долгу, Русская Православная Церковь, разделявшая с народом все трудности и горести, всегда благословляла ратное служение и всячески поддерживала воинство. Так было в тяжёлое время золотоордынского ига, когда благодаря миротворческому подвигу преподобного Сергия Радонежского и других духовно мудрых подвижников веры, русские князья смогли, преодолев разногласия, одержать победу на Куликовом поле, положить предел абсолютному господству Орды. Так было и в трагическое для нашей страны Смутное время. Тогда, как мы помним, идейным вдохновителем борьбы с иноземными захватчиками стал не кто иной, как Патриарх Гермоген, обращавшийся с пламенными воззваниями к народу. Огромную поддержку людям оказывала Церковь в лице военного духовенства и в годы войны с Наполеоном.
С первых же дней Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь вместе со всем народом встала на защиту Отечества. 22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве с воззванием, в котором осуждался фашизм и его стремление «поставить наш народ на колени пред неправдой». Митрополит Сергий призывал мужественно встать на защиту Отечества, напоминал о славных подвигах предков, о великих деяниях благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, о других святых воинах, полагавших свои жизни ради блага Родины.
В храмах не только служили молебны о даровании победы, но и организовывали сборы в поддержку фронта. Более 150 миллионов рублей были собраны силами Церкви и переданы государству. Это удивительный факт не только потому, что сумма была действительно огромная по тем временам, но и потому, что только недавно это самое государство жестоко преследовало верующих. Но Церковь не отвернулась от своих гонителей, но явила настоящую христианскую любовь к врагам, каковыми называло себя по отношению к Церкви советское государство.
На переданные средства верующих были сформированы танковая колонна «Димитрий Донской» и истребительная эскадрилья «Александр Невский». Учитывая обескровленную церковную жизнь того времени, все эти факты иначе как великим чудом не назовёшь. Церковь вместе с народом пила чашу страданий и переживала общее горе, стремилась в лице своего епископата, духовенства и простых верующих помогать всем, чем могла.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), отбывавший ссылку в Красноярском крае, с началом войны направил советскому руководству телеграмму, в которой просил направить его в госпиталь, чтобы своим врачебным трудом и талантом служить Родине. Его прошение было удовлетворено, и гениальный хирург вернулся к медицине, совершая по несколько операций в день и спасая множество жизней. За свой выдающийся труд «Очерки гнойной хирургии», изданные в 1944 году, он получил впоследствии Сталинскую премию.
Особо следует вспомнить об архипастырском подвиге митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха, а в годы войны – правящего архиерея Ленинграда. Во время блокады митрополит Алексий отказался от эвакуации и выдержал все ужасы голода и лишений, старался утешать и поддерживать паству. После прорыва блокады он был удостоен медали «За оборону Ленинграда».
Борьбу вели священники и в тылу врага. История сохранила для нас имена протоиерея Александра Романушко и иерея Иоанна Лойко из Беларуси, участвовавших вместе с сыновьями в партизанской деятельности. Отца Иоанна вместе с прихожанами немцы заживо сожгли в храме прямо во время Литургии. Немало и других замечательных примеров самопожертвования среди клириков было явлено в годы войны.
Необходимо понимать, что великая победа ковалась не только на передовой линии фронта и в заводских цехах, но и молитвами, трудами и подвигами людей, сохранивших верность Христу. Господь не посрамил общих ожиданий – в пасхальные дни 1945 года победа над врагом была дарована.
Сегодня, когда Россия вновь переживает непростые военные испытания, нам особенно важно помнить о том, чтó составляет духовную основу нашей идентичности и культурной самобытности. Помня об этом, будем же бережно хранить верность Христу Спасителю и Его Святой Церкви и с отдачей сил, самоотверженно и добросовестно трудиться каждый на своём месте.
Благодарю вас за внимание и желаю помощи Божией в добрых делах.
[1] Friedrich Schwally. Semitische Kriegsaltertümer: Der heilige Krieg im alten Israel. Leipzig: Weicher, 1901.
[2] См. подр. в.: Кашкин А. С. Концепция священной войны в книге Второзаконие // Христианское чтение. 2013. № 2. С. 170–189.
[3] Война и мир // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (https://www.patriarchia.ru/article/87233).
[4] Ильин И. А. О русском национализме // Он же. О русском национализме. Сборник статей. М.: Российский фонд культуры, 2007. С. 32.
Донецк, 28 апреля 2025 г.