Четыре Евангелия

«Неужели один евангелист не мог написать всего, что нужно? Конечно, мог, но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собою и при всем том написали так, что все как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины…»

Святитель Иоанн Златоуст

В первые годы после того, как воскрес и вознесся Иисус Христос, Его ученики-апостолы рассказывали людям то, что они знали, видели и слышали, то, что они сами пережили, следуя за Христом. В этом заключалась проповедь христианства. Когда христианское учение распространилось во многих странах и христианских общин появилось очень много, апостолы начали писать письма – послания. Письма эти читали вслух, когда христиане собирались на молитву и для причащения Святых Тайн.
 
Через тридцать-сорок лет после Воскресения Христова рассказов об Иисусе Христе, о Его детстве, о Его жизни и о Его учении набралось очень много. Некоторые из них были записаны учениками Христа, другие – с их слов людьми, которые сами уже не знали Иисуса Христа, а некоторые были даже придуманы. Все эти рассказы переписывались христианами друг для друга.
 
Еще не прошло и ста лет с тех пор, как жил на земле Иисус Христос, еще живы были люди, знавшие и слышавшие Его учеников, когда на церковных соборах стали проверять все записанные повествования об Иисусе Христе. К III веку был установлен канон Нового Завета. Слово «канон» значит «правило» или «порядок». В Новый Завет вошли только те книги, подлинность и историчность которых были несомненны: четыре Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном (греческое слово «Евангелие» значит «добрая, хорошая весть»), «Деяния Апостолов» (рассказы апостола Луки о проповеди и трудах апостолов после Вознесения Господа) и двадцать одно послание (или письма) апостолов разным церковным общинам или отдельным людям. Последней книгой Нового Завета было «Откровение» – повествование апостола Иоанна о бывшем ему таинственном видении о будущем нашего мира.
 
С тех пор, как был установлен канон Нового Завета, в его содержании не делали никаких изменений.
 
Об этом свидетельствуют и дошедшие до нас некоторые очень древние рукописи. В сухом и жарком климате Египта сохранились и в XX веке были найдены тридцать страниц папируса II века, на которых записаны Послания апостола Павла. Папирус этот находится теперь в Дублинском музее в Ирландии. Сохранился фрагмент, отрывок Евангелия от Иоанна, анализ которого показал, что он написан около 125 года.
 
Первое Евангелие в книге Нового Завета написано апостолом Матфеем. Матфей был еврей, но служил сборщиком налогов для римлян – налогов, установленных, когда Иудея была завоевана Римом. Таких людей, очень часто нечестных, другие евреи ненавидели и презирали. Однажды, когда Иисус Христос увидал такого сборщика налогов, Матфея, Он сказал ему: «Иди за Мной!» Матфей встал, оставил все и пошел за Ним. И когда фарисеи стали упрекать Господа за то, что Он ест и пьет с такими грешниками, Иисус Христос ответил: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».
 
Матфей написал свое Евангелие главным образом для своего народа, для евреев. Он доказывает, что Иисус Христос и есть тот Спаситель, тот Мессия, которого они ждали, и часто ссылается на пророчества Ветхого Завета. Писал он, по-видимому, на арамейском языке, на котором говорили тогда в Палестине. Впоследствии апостол Матфей проповедовал христианство в Индии вместе с апостолом Фомой, потом в Африке, в Эфиопии и там был убит.
 
Евангелист Марк был сыном богатой жительницы Иерусалима Марии. Он помогал апостолу Петру в его трудах и путешествиях и записывал все, что ему рассказывал Петр, так близко знавший Спасителя.
 
Марк писал свое Евангелие главным образом для язычников, неевреев, обращавшихся в христианство. Он не так часто, как Матфей, ссылается на Закон Моисея и на ветхозаветных пророков, которых хорошо знали евреи, но которые были незнакомы язычникам. Евангелие от Марка дает короткое и точное описание главных событий жизни Христа.
 
Апостол и евангелист Лука был одним из семидесяти учеников, призванных Иисусом Христом после первых двенадцати. Он был образованный грек, родившийся в Антиохии, по профессии врач. Его Евангелие написано хорошим литературным греческим языком в форме письма Феофилу, образованному и знатному жителю Антиохии, ставшему христианином.
 
Он часто дает исторические справки о том, когда произошли описываемые события.
 
Лука был верным спутником и помощником апостола Павла. Во втором своем послании тому же Феофилу Лука рассказывает о трудах и путешествиях апостолов.
 
Его описание морского путешествия апостола Павла читается, как интересный рассказ про известных мореплавателей (См. Деяния, гл. 27-28).
 
По преданию, апостол Лука был и художником, он написал первое изображение Божией Матери. В его Евангелии много подробностей, которые могла знать только сама Матерь Божия.
 
Апостол и евангелист Иоанн написал четвертое Евангелие и три послания-письма. Иоанна особенно любил Иисус Христос. Он был еще совсем юный сын галилейского рыбака, но ушел из дома к Иоанну Крестителю. Там он увидел в первый раз Иисуса Христа и последовал за Ним. Единственный из учеников, кто не оставил Спасителя до самого конца и стоял с Матерью Божией у креста, на котором Христос был распят. Ему поручил Господь заботиться о Своей Матери, и до конца своей земной жизни Матерь Божия прожила у Иоанна. Иоанн был единственный апостол, который не умер как мученик, а прожил до глубокой старости. Последним заветом его были слова: «Дети, любите друг друга».
 
Написал свое Евангелие Иоанн гораздо позднее, чем другие евангелисты. Поэтому он не столько описывает события, сколько объясняет их смысл.
 

Софья Куломзина