Образ и подобие Божие в человеке

И рече Бог: сотворим человека

 по образу Нашему и по подобию…

                  (Быт. 1:26)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Все мы когда-либо, начиная еще с детства, задавались вопросом о своем происхождении. Мы видели гармонично устроенный вокруг себя мир и, ясно рассудив, понимали, что у него есть Творец. Также мы видим и гармоничное устроение человека, ведь открыв учебник биологии, мы явно убедимся, что в теле человека нет ни одного лишнего органа, ни одной лишней клеточки, все в организме человека имеет строго свою функцию и это выливается в гармонию. Слышав голос своей совести мы понимали также, что не только из тела состоит человек, но и из души и духа, который есть высшая часть души и он постоянно стремится к Богу. Эти познания мы черпаем из Священного Писания, где в книге Бытия мы получаем гораздо более важное познание – человек не просто сотворен Богом наряду с животными, но сотворен по образу и подобию Божию. Что же это такое – образ и подобие Божие, в чем оно заключается, и какая между ними разница?

Образ Божий в человеке составляет сущность его души, он находится в ее многоразличных свойствах и силах: в бессмертии человеческого духа, в разуме, способном познать истину и стремиться к Богу, к благу, в свободе воли, самовластии, в господстве над землей и над всем, что на ней существует, в творческих силах. Хотелось бы подчеркнуть тесную связь между свойствами Божиими и дарами данными от Творца нашей душе, которые являются отражениями Его совершенств, например,  Бог вечен — и человек имеет вечное, неуничтожимое бытие, Бог премудр — и человеку дан разум, Бог есть Царь неба и земли — и человек имеет в мире царственное достоинство, Бог есть Творец — и человек имеет способность к творчеству – все это есть проявление образа Божия в человеке, который дан всем без исключения людям и является в них неизгладимым. Его можно осквернить, измазать греховной грязью, однако полностью стереть его с человека невозможно.

Подобием Божиим в человеке является его способность направлять силы своей души к уподоблению Богу, это дарованная Творцом человеку возможность стать богоподобным путем его свободных личных усилий, которая заключается в духовном совершенстве человека, святости и добродетелях, в стяжании даров Духа Святого. Над приобретением подобия Божия нам следует потрудится самим, тем самым реализовав дарованную нам Богом способность воли. Достижение богоподобия является целью человеческой жизни. Если человек всеми силами стремится к добру и истине, к правде Божией, то он становится подобием Божиим, но если же человек любит самого себя, творит зло, враждует, лжет, заботится только о земных благах, уповая в этом сугубо на свои силы, а также заботясь только о теле своем, забывая о душе, то такой человек перестает быть Божиим подобием, а вполне уподобляется животным и злому духу – диаволу. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст в своих многочисленных творениях называют состояние богоподобия обожением, когда человек живет не по человеческим нормам, но по Божественным заповедям. Тогда он становится не орудием собственных страстей, желаний, греховных влечений и помыслов, но орудием в руках Божиих, тогда через него начинает сиять и распространяться на других людей благодать Божия; он остается человеком, но всякое его слово и всякий помысел, всякое его действие становится пронизанным Божественной благодатью и Божественным присутствием.

 

Но в чем же заключается различие между образом и подобием Божиим? Это хорошо можно рассмотреть на  примере отношений родителей и детей, ведь Господь является нашим Небесным Отцом, и поэтому отношения человека с Богом подобны отношениям детей со своими родителями. Мы прекрасно знаем, что дети всегда являются образом своих родителей, а вот подобием – далеко не всегда. Этот образ заключает в себе основные свойства человеческой природы, который родители передают своим детям: у ребенка также две руки, две ноги, два уха, и т.д., а вот подобие родителей ребенку с рождения не дается – его нужно приобрести в процессе жизни и воспитания. Под подобием мы должны понимать положительные личные качества родителей. Когда ребенок станет таким же добрым, мудрым, великодушным, щедрым и благочестивым, как его родители, тогда можно говорить, что он уподобился им, приобрел  их подобие. И конечно, он должен к приобретению такого положительного подобия всячески стремиться.

Точно также и нам необходимо постоянно стремиться к приобретению подобия нашего Небесного Отца, которое было утрачено прародителями нашими – Адамом и Евой через грехопадение, ведь до этого они имели и образ и подобие Божие в себе. Но впоследствии в них сохранился только образ Творца, который сегодня имеет каждый из нас. Подобия же все их потомство, то есть весь человеческий род уже не имеет, но стремиться к нему жизненно необходимо, и Сам Господь, видя только намерение человека,  никогда не откажет в помощи и всячески направит его на верный путь. Ведь без подобия общение с Богом невозможно, и если мы не уподобляемся Господу, то уподобляемся врагу рода человеческого – диаволу, так как человек не может стоять в своем духовном развитии, –  он или движется вверх к Богу, или падает вниз к греху и смерти. Важнейшие признаки подобия мы можем найти в Евангелии: это любовь к врагам, чистота сердечная, смирение, милосердие и все прочие Христовы заповеди, и те, кто соблюдает их, непременно восстанавливают утраченное в себе подобие Божие и становятся истинными Божиими детьми, родными по духу своему Небесному Отцу. Они входят в небесную Божию семью, и их братьями и сестрами становятся все угодившие Богу святые небожители. Потрудимся же над тем, чтобы и нам войти в эту небесную семью, чтобы и нам сподобиться их благодати, их родства с Богом, их непреходящей небесной славы. Аминь.

19.03.16.                                                                         диак. Дионисий Сабов