Какого бы совершенства ни достигал общественный строй других народов, выражающийся в том или другом виде государственного управления, но никогда он не будет могущественнее государственного строя, обоснованного на церковном соборном начале, объединяющем верующих согласно учению Православной Церкви, в общении Святых Таинств.
Как бы ни развивалась наука обществоведения, учащая о способах обозначения общего благоденствия, никогда она не дойдет ни до высоты, ни до жизненности учения православной церкви о любви к ближнему.
Какого бы ни было учение современных государственных людей о способах объединения Государственной Мощи, никогда оно не превзойдет начала Русского Царско-Народного Самодержавия, когда это Самодержавие будет действительно Народным, черпая свою силу и свою осведомленность непосредственно их 40000 Православных Приходов. Обновление России и пробуждение Русского Народа осуществимы при условии оживления Православного Прихода, не только Церковного – в Церкви, но и общежитейского – вокруг Церкви.
Враждебные Русской Народности силы, все существующие недоумения и неясности – все исчезнет и подчинится Русскому Народному Духу, проявившему себя во всей своей широте в Православных Приходах.
Но для этого нужно, чтобы каждый Православный Приход представлял из себя самобытную, самодовлеющую со всех сторон, обороненную от чуждых влияний твердыню Русской Народности. Тогда и только тогда Русская Народность будет действительно неуязвимой.
Когда каждый Православный Русский будет находить в своей приходской жизни полное удовлетворение всех своих потребностей духовных и жизненных, будет он иметь ясное представление о том, что он должен отстаивать и защищать.
Когда в Православном Приходе осуществится полное соотношение с высшим Церковным и Государственным Управлением, тогда и Церковь, и Государство будут стоять твердо на Русских Народных Началах.
Из непосредственных сношений между высшим управлением и приходским самоуправлением создастся общенародная осведомленность о нуждах и задачах общегосударственных. Любовь к отечеству будет не туманным чувством, а выражением ясных и определенных народных мысли и воли.
Широкое начало самоуправления в приходе имеет еще одно наиболее существенное значение в том, что оно дает возможность каждому по мере сил и способностей приложить свой труд к общему делу, участвовать в общем Церковном и Государственном Строительстве. Каждый, кто несет свою посильную лепту в дело благоустройства в храме Божьем, на помощь приходских бедным на приходское народное образование, на приходскую лечебную помощь или на другое приходское общеполезное начинание, будет сознавать в то же время, что он участвует одновременно и в устроении общегосударственного дела.
Для того, чтобы Православный Приход был бы действительной основой Государства, чтобы установить между ним и высшим Правительством непосредственные сношения, чтобы он действительно удовлетворял всем духовным и жизненным потребностям населения, он должен быть оборудован всеми способами общественного самоуправления.
Православный Приход должен быть не только Церковным, но и осуществлять собой задачи местного земского самоуправления – руководящего, а не руководимого уездным земством; он должен быть отражением всех ведомств высшего правительства. С Министерством Земледелия Приход должен сносится через приходское мелкое сельскохозяйственное общество, с правительственными учреждениями, ведающими народным образованием, – через приходское Попечительство и приходскую земскую управу, с Министерством Финансов -через приходское учреждение мелкого кредита, с Министерством Внутренних Дел – через приходскую земскую управу, союзы взаимопомощи и потребительные общества.
Приходской земской управе должны быть переданы все общегосударственные канцелярские обязанности, как по отбыванию воинской повинности, так и по статистике.
Каждый Приход должен представлять из себя самостоятельный полицейский участок со своим собственным полицейским чином.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДОЛЖЕН РАСЧЛЕНИТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
1. Приходское попечительство
Приходское попечительство узаконено Указом Св. Синода от 2 августа 1864 года, затем 18 ноября 1905 года Св. Синодом учреждены Приходские Советы.
Различие между первым и вторым в том, что в Приходские Попечительства привлекаются к участию все прихожане, и Председатель Попечительства избирается ими из своей среды. В Приходском же Совете председательствует священник, и к участию в Совете привлекаются лица из прихожан по его приглашению.
В этом различии кроется существенная неправильность.
В Приходском Совете вместо начала Соборного, имеющегося в Приходском Попечительстве, вводится подчиненность его приходскому духовенству.
Нисколько не в порицание сельскому духовенству, несомненных достоинств и заслуг которого нельзя не признавать, необходимо однако же отстаивать, в приходском строе Соборное начало, которое составляет главную жизненную и духовную силу Православной Церкви.
Недостаточно широкое осуществление в жизнь Указа 1864 года и недостаточная жизнедеятельность существующих Приходских Попечительств происходят не от несостоятельности самого законоположения, а вследствие отдаленности от приходской жизни Архипастырей, признанных быть руководителями народной духовной жизни. Пример преосвященного Серафима Орловского – лучшее доказательство того, что можно достичь живым отношением к делу. Если бы Св. Синод тоже со своей стороны, не переставая указывал бы высшему правительству на нужды Православных Приходов и на необходимость Государственной помощи наиболее нуждающимся, то несомненно количество приходских Попечительств значительно бы возросло и деятельность бы их оживилась.
Наиболее полное осуществление в жизни получил бы Указ 1864 года, если бы местные архиереи через посредство Св. Синода обратились бы к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ с ходатайством, чтобы Он, в силу Своей Самодержавной Власти, повелел бы неотложно учредить во всех православных приходах Приходские Попечительства, возложить на них попечение о неспособных к труду и о народном образовании в духе Православной Церкви и Попечительствам, не имеющим достаточно своих средств, оказать помощь из Государственного Казначейства единовременно или постоянно, в ссуду или безвозвратно, сообразно с их положением. Задачи Приходских Попечительств определены статьей 1-й Положения о Приходских Попечительствах (закон 2 августа 1864).
Задачи эти следующие: 1) благоустройство и благосостояние приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, 2) устройства первоначального обучения детей и 3) благотворительные действия в пределах прихода.
Участие духовенства в Приходском Попечительстве определено статьями 2, 3 и 11. Священнослужители состоят непременными членами Попечительства, и настоятель церкви заменяет Председателя Попечительства в случае его отсутствия.
Необходимость свободного избрания Председателя из мирян, согласно закону 1864 года, вытекает из того соображения, что приходской священник в большинстве случаев и без того обременен множеством занятий, что желательно привлечь к делу Попечительства наиболее влиятельных прихожан почетной должностью Председателя, и что, наконец, не все священники вполне сознают необходимость общественного начала в церковном хозяйстве и весьма многие относятся к нему несочувственно.
Преосвященный Серафим Орловский своей деятельностью подал благой пример. Он лично объехал всю епархию, созывал в благочиниях съезд духовенства и влиятельных мирян, совместно обсуждал способы приходской деятельности и в один год достиг уже неожиданных результатов. При ясно определенной ВЫСОЧАЙШЕЙ Воле и при деятельном участии местных архиереев несомненно найдутся и средства из добровольных пожертвований для деятельности Приходских Попечительств.
Но при этом нельзя упускать из виду Православные Приходы, расположенные в местностях с редким православным населением, разбросанные среди иноплеменников и иноверцев или раскольников. Таким приходам необходима Государственная помощь: с одной стороны, ввиду нищеты церковной обстановки (полуразвалившиеся деревянные храмы, недостаток облачений, сосудов, отсутствие песнопения, недостаток иногда даже необходимых веществ для совершения Таинства Причащения), с другой стороны, ввиду роскошной обстановки церковного богослужения других вероисповеданий с целью отвлечения от Православия.
Государственная помощь необходима для обеспечения духовных потребностей нескольких миллионов православных по роду занятий, живущих вне приходской церковной жизни. Если армия боевая снабжена походными церквями и штатным духовенством, то не менее того нуждается в храмах и духовенстве не менее многочисленная миллионная армия железнодорожная. Главные станции должны образовать из себя железнодорожные приходы, иметь свои храмы, свое штатное духовенство.
Фабрично-заводские и промысловые рабочие тоже должны иметь свои постоянные или походные храмы и свое штатное духовенство, и должны быть распределены по своим собственным приходам, приспособленным к их бытовым условиям.
Государственная же помощь необходимая вообще для устроения православной церковно-приходской жизни. Сколько церквей, не имеющих церковного хора – необходимого условия церковного благолепия. Если содержание хора – дело прихода, то учреждение должности путешествующих регентов для обучения их должно быть из средств Св. Синода.
Церковный приход в более близком отношении к Правительству может иметь крупное государственное значение в деле помощи к труду неспособных, голодающим или нуждающимся вследствие стихийных бедствий и в деле народного образования.
Относительно помощи нуждающимся таковая будет действительна и возможно производительна, только когда она будет правильно организована в приходском попечительстве. Для этого нужна, с одной стороны, помощь из Государственного Казначейства и, с другой стороны, правительственный контроль при определенном порядке отчетности.
Почти миллиард рублей, который издержан Правительством и земством с 1892 года по настоящее время на голодающих, был бы на половину сбережен и более полезно израсходован, если помощь населению была бы оказана через правильно и закономерно действующие приходские попечительства под правительственным надзором.
Народное образование тоже только тогда будет правильно поставлено, когда оно будет поручено в Православных приходах Приходским Попечительствам. Только тогда народное образование будет действительно народным и согласно учению Православной Церкви.
В настоящее время замалчивается из-за партийной тактики противогосударственная и противоцерковная деятельность многих земств в деле народного образования. Голос правды останавливается тем, что кто против земства, тот за петербургское чиновничество. Пора посмотреть на земство просто и правдиво. Опрос местного населения и сельского духовенства в особенности дал бы веские указания относительно враждебности многих передовых земских деятелей к Русской Государственности и Русской Церковности, проявленной в особенности в деле народного образования. Направление это существовало не в отдельных земских деятелях, но и в земских учреждениях целых губерний, и можно сказать, что большинство губернских земств было им заражено. Тот же опрос подтвердит, насколько вообще земская деятельность, была чужда и отдалена от местных нужд и мало их удовлетворяла. Тем, кто указывает на полезную деятельность земства, можно представить и быстрый рост земского обложения, дороговизну земских предприятий и сооружений, несоответствие их жизненным условиям и потребностям населения, погоню за показной стороной дела за счет деловой.
Если сравнить деятельность земства, как она отразилась на местах, с деятельностью отдельных священников или мирян с самыми скромными средствами, то достигнутые результаты будут далеко не в пользу земства. Из этого сравнения очевидно будет, что решение вопроса о местном самоуправлении не в той или другой постановке губернского и уездного земства, а в широком развитии самодеятельности в приходской жизни.
Земские деятели сами давно уже пришли к тому же убеждению и требуют учреждения законодательным путем мелкой земской единицы, но при условии подчинения им и отделения ее от прихода.
Действительно время настало для создания нового земства, ничего общего с существовавшим до сих пор не имеющего: земства действительно Русского и Народного, объединенного вокруг приходской церкви. Такое земство и будет при возрождении Православного Прихода не как случайного и добровольного, а как обязательного государственного органа местного самоуправления с определенными средствами из местного и государственного обложения, с определенными обязанностями и под правительственным контролем.
По ВЫСОЧАЙШЕЙ Воле найдутся средства для широкой деятельности Приходских Попечительств относительно помощи нуждающимся, относительно первоначального народного образования и всех местных жизненных потребностей населения. Путь же, по которому идет Правительство в настоящее время, внося в Государственную Думу законопредположения относительно местного управления на началах еще большей подчиненности местной народной самодеятельности теперешнему земству и правительственному чиновничеству – путь более опасный для Русской Народности, чем иноземные преобразования, вводимые прежним правительством в высшем Государственном управлении. В последнем случае Русской Народности опасность грозила сверху, в настоящем случае она метит в самый корень, открывая непосредственный путь к местной жизни чуждым ей началам
2. Приходское земство
Земское самоуправление, чтобы действительно быть народным, должно быть обосновано на начале приходского самоуправления. Значение прихода, как основной ячейки народного местного самоуправления, не находится в непосредственной связи с приходом церковном и с Приходским Попечительством, хотя несомненно соборное начало Православной Церкви и приверженность Русского Народа к Православию должны отразиться благотворно на общественном начале, лежащем в основании местного самоуправления.
Бесплодность и искусственная деятельность губернского и уездного земства в значительной части происходила от отделения и иногда от враждебности чувству.
В приходском земстве духовенство и миряне будут участвовать только [настолько,] насколько они плательщики земских сборов.
Земско-приходское управление может быть единоличное или трехчленное по желанию приходского земского собрания. Оно же выбирает из своей среды членов Приходской Земской Управы.
Приходское земство ведает местным хозяйством в пределах, указанных уездному и губернскому земству в настоящее время.
Приходское земство не имеет права самообложения. Размер земского обложения устанавливается один общий в законодательном порядке на основании доходности имуществ, определенной Государственной всеобщей оценкой.
Уездное земское собрание состоит из гласных выборных по одному от каждого прихода. Оно распределяет между приходскими земствами уездные земские средства и производит самостоятельно расходы только общеуездные по полномочию, данному ему Общим Собранием.
Каждое приходское земство самостоятельно расходует свои средства на школы, лечебную помощь, дороги, содействие сельскому хозяйству и т. п. Прихожане-плательщики имеют право обжаловать действия приходского земства Губернатору.
Губернское земство должно быть упразднено, и вместо него при Губернаторе учреждается Совет представителей от уездных земств для выяснения общих губернских земских задач и указания уездным земствам в этом направлении.
Из определенного процентного отчисления земских сборов составляет общеимперский капитал на помощь наиболее нуждающимся земствам.
Учреждается общеимперский земский банк для кредитования земских учреждений на капитальные расходы, требующие долголетнего Общеимперским земским капиталом и земским банком заведуют представители от земских учреждений выборные на областных земских съездах под председательством лица по ВЫСОЧАЙШЕМУ назначению.
Приходское земство в осуществление ВЫСОЧАЙШЕЙ Воли, выраженной в Манифесте 26 февраля 1903 года1, уничтожит отчужденность теперешнего земства от начал Русской Народности.
Бывшие земские деятели, черпавшие свое положение из лживого присвоения себе положения представителей народных нужд и требований, будут считаться не с молчаливой толпой и не с петербургским чиновничеством, а с действительным Русским Народом, объединенным в своих приходах. Земское управление будет удешевлено сбережениями от дорогостоящих губернских земств, от более дешевых окладов должностных лиц, ведущих земское дело одновременно со своим и вследствие большей близости к делу.
В приходском земстве люди будут выбираться по действительным их достоинствам ввиду близкого знакомства всех между собою.
В приходском земстве будет больше единства и общности действий вследствие влияния церковного начала, меньшего круга действий и менее крупных размеров расхода.
В приходском земстве не может быть вопроса о сословности.
Приходское земство будет действительно Православным, Русским Народным, близким к земле местным самоуправлением, началом и основой Русской Церковности и Русской Государственности, так как раз что вся земская деятельность будет происходить на глазах и при участии самих плательщиков, раз, что в приходе будет целый ряд учреждений, находящихся в непосредственной связи с различными ведомствами высшего Правительства, то несомненно, что, с одной стороны, в Русском Народе распространится осведомленность о государственных задачах и о государственной деятельности, с другой, и Правительство будет руководиться народными нуждами и требованиями.
В довершение полноты приходского земского строя необходимо, чтобы Русского Царско-Народного Самодержавия осуществлялось бы в действительности простым и узаконенном способом посредством установленного права за каждым приходским земством обращаться с челобитными по своим нуждам к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ во всех случаях, где хотя бы и не имелось нарушение законных чьих-либо прав, но где проявление государственной власти в лице недоброжелательного чиновника или враждебного Русской Народности начала грозит началам Русской Народности и державности Русского Народа.
Народнохозяйственные общественные учреждения
Совершенно независимо от приходского Попечительства, ведающего церковным приходом, и приходского земства, ведающего средствами земского обложения, в приходе должен быть образован целый ряд учреждений народно-хозяйственного значения для взаимострахования и взаимопомощи между исправными домохозяевами и для обеспечения им удобного и доступного кредита имущественного и личного и помещения на хранение их сбережений.
Учреждения эти следующие:
- Мелкое сельскохозяйственное общество;
- Учреждение мелкого кредита;
- Общество взаимопомощи и потребительные общества.
Учреждения эти не обязательные как приходское Попечительство и Приходское земство. Они возникают и действуют в силу добровольного соглашения нескольких лиц в приходе. Число членов не определено никаким соотношением к числу прихожан. Они могут возникать и действовать при наименьшем числе членов, необходимых для обеспечения выбора управления и общности дела; Их конечная задача обеспечить состоятельных хозяев от несчастных случаев в жизни путем взаимострахования, дать им необходимые оборотные средства для развития своего дела и путем общности действия удешевить покупку жизненных потребностей. Учреждения эти не имеют ничего общего с Церковным Приходом за исключением только установления предела их ведения границами прихода. Общее участие в церковном приходе членов этих учреждений создаст близкое между собой знакомство, удобство сношений и хорошие отношения, созданные на почве христианского учения.
1. Мелкое сельскохозяйственное общество
Мелкое сельскохозяйственное общество учреждается и действует согласно Нормальному Уставу сельскохозяйственных обществ, утвержденных Комитетов Министров 28 февраля 1898 года.
Число учредителей Общества неопределенно и может быть не более трех лиц.
Задачи Общества: 1) изучение сельского хозяйства, 2) распространение по сельскому хозяйству полезных знаний, 3) выработка правильных способов ведения хозяйства, 4) сообщение сельским хозяйствам полезных советов, 5) устройство выставок, аукционов и 6) поощрение трудов и заслуг по сельскому хозяйству медалями и почетными наградами.
Разрешение на устройство общества выдается губернатором по представлении о том ходатайства.
Сельскохозяйственное общество имеет право обращаться за содействием в Департамент Земледелия (адрес: Петербург, Департамент Земледелия. Департамент обыкновенно оказывает содействие в размере до 300 рублей ежегодно или деньгами на канцелярию, на устройство показательного поля, на устройство склада, или на ту же сумму высылает быка, барана, семена трав, веялку, плуг, сеялку, крестьянскую молотилку и т. п.
В настоящее время таких обществ существует более тысячи, и некоторые из них широко развили свою деятельность, так что ознакомление с ней будет поучительно для начинающих. В особенности широко поставлено дело из Полтавской губернии.
Для успеха деятельности мелкого сельскохозяйственного общества достаточно одного преданного делу человека.
Даровая раздача семян трав или новых растений, присланных Департаментом, и посев их угловым порядком на усадьбах в виде опыта бывает обыкновенным началом деятельности общества. Когда члены его и местное население убедятся в выгодности новых посевов и их уже начинают производить в полях, тогда даровая раздача прекращается, и общество переходит на комиссионную, покупая большим количеством и продавая по мелочам.
Этим путем полагается начало сельскохозяйственному складу, который еще расширяется покупкой и продажей земледельческих орудий.
Оборотные средства склада составляются из пособий Департамента Земледелия и земства, из отпускаемых Департаментом Земледелия и Земством из земского склада земледельческих орудий, из отпускаемых в кредит частными заводами земледельческих орудий и из займов у частных лиц.
Членские взносы идут исключительно на содержание канцелярии.
Склад увеличивает свои средства и покрывает текущие расходы из скидки, доходящей до 30 %, которую ему делают фабриканты земледельческих орудий.
Когда население достаточно заинтересованно в деле улучшения сельского хозяйства выдвигается вопрос об улучшении скотоводства. Департамент земледелия в этих целях отпускает племенных производителей даром. Государственное Коннозаводство (Петербург, Надеждинская, 13) дает жеребцов на временные или постоянные пункты. Предпочтительнее просить жеребцов на временный пункт, так как в таком случае жеребцы присылаются с опытным конюхом, содержатся на счет казны и за случку берется крайне дешево: от 3 р. 80 коп. до 5 р. 80 коп.
Завершением деятельности мелкого сельскохозяйственного общества следует считать ежегодное устройство сельскохозяйственной выставки, на которой наглядно представлены достигнутые результаты, выставлены наиболее поучительные и убедительные способы улучшения сельского хозяйства. Во время выставок желательны устные сообщения сведущими лицами по разным отраслям крестьянского хозяйства.
Сельскохозяйственный склад при развитии своей деятельности легко может быть преобразован в потребительскую лавку с продажей всего необходимого в крестьянском обиходе.
Мелкие сельскохозяйственные общества – одно из наиболее могучих средств для увеличения народного благосостояния увеличением производительности сельского хозяйства.
Из опыта отдельных мелких сельскохозяйственных обществ: 1) введением земледельческих орудий полевые работы облегчены в три и в пять раз и во столько же более производительны; 2) урожайность посевов увеличена в два и в три раза; 3) установлено более правильное соотношение посевной к кормовой площади; 4) производительность сенокосов увеличена в десять раз; 5) введены новые посевы в особенности кормовых корнеплодов, дающих громадное количество корма и 6) убыточное для сельского хозяйства скотоводство превращено в промышленное, дающее выгодный заработок населению в течение круглого года, перерабатывающего сырье в более ценные произведения животноводства и являющееся неистощимым источником богатства как отдельных хозяев, так и всего государства.
Если бы правительство решилось затратить сорок миллионов рублей на содействие открытию мелких сельскохозяйственных обществ в 40.000 Православных приходах, то эти деньги вернулись бы в ближайшем времени сокращением расходов на продовольствие голодающим и необычайном ростом косвенных налогов от увеличения потребления богатеющим населением.
2. Учреждения мелкого кредита
Учреждения мелкого кредита: ссудо-сберегательные или кредитные товарищества имеют утвержденные Министерством Финансов нормальные уставы.
При наличности не менее двадцати лиц и заявлении о желании учредить товарищество, представленном в Отделение Государственного Банка в губернском городе на имя инспектора мелкого кредита, инспектор обязан выехать на место, дать подробное объяснение о задачах и образе действия товарищества, убедиться на месте о кредитоспособности учредителей и самого товарищества и выхлопотать утверждение устава. Затем он обязан приехать на место, открыть действия товарищества и ежегодно его ревизовать. На первоначальные обороты Государственный Банк дает в ссуду известную сумму денег в зависимости от числа членов и предвидимых оборотов товарищества от одной и до нескольких тысяч рублей.
Разница между ссудо-сберегательными и кредитными товариществами в том, что в первых члены товарищества участвуют в составлении основного капитала своими паями, уплачиваемыми сразу или ежегодными взносами в течение 25 лет.
Участие членов паями имеет большое значение: 1) оно является страхованием личных обязательств члена и общих оборотов товарищества, 2) каждый член, будучи пайщиком, является более заинтересованным в товариществе и считает себя в своей доле хозяином дела и 3) наличность паевого капитала дает в глазах населения более устойчивости товариществу, и в ссудо-сберегательное товарищество охотнее притекают вклады.
В кредитном товариществе основной капитал образуется от чистых остатков от оборотов. Члены товарищества заинтересованы только [в том], насколько они получили или имеют в виду получить денег в ссуду.
Кредитные товарищества пользуются меньшим доверием со стороны вкладчиков и потому требуют большего кредита со стороны Государственного Банка. Учреждение мелкого кредита действует тем успешнее, чем меньше район его действия.
В приходе ссудо-сберегательное товарищество имело бы особенную устойчивость ввиду близкого знакомства каждого с хозяйственным положением своего соседа.
Малое число членов и вследствие того недостаточность оборотов для покрытия расходов по управлению возмещалось бы дешевизной управления и возможностью поручить делопроизводство или школьному учителю, или чиновнику почтово-телеграфного ведомства.
При учреждениях мелкого кредита во многих случаях устроены ссудные операции под хлеб, для чего построены склады-амбары на средства, отпущенные в ссуду в рассрочку Государственным Банком. Этим путем население выгадывает до 20 % на ценности продажного зерна, выжидая более выгодное время и продавая зерно определенной отделки и крупной партией.
Как это показал пример многих учреждений мелкого кредита, они являются средством не менее могучим для поднятия народного благосостояния, чем мелкие сельскохозяйственные общества. В особенности действительна деятельность этих учреждений там, где учреждения мелкого кредита действуют совместно с мелкими сельскохозяйственными обществами, и где своевременно была им оказана денежная помощь со стороны или Правительства или земства.
Если бы Правительство решилось оказать широкое содействие к открытию учреждений мелкого кредита во всех 40.000 православных приходах, то, истратив на это в виде ссуд 40 миллионов рублей, оно могло бы получить их обратно с процентами через два года и воздействовать решительным действием на поднятие народного благосостояния.
С учреждением 40.000 учреждений мелкого кредита деятельность Министерства Финансов принуждена была бы быть Русской Народной, узнавая о положении народного хозяйства не от еврейских банкиров, не из донесений исправников, а от самого населения.
Ни в чем не могла бы так выразиться в настоящее время близость Царского Самодержавия к Русской Народности, как учреждением Всероссийского Банка для учреждения мелкого кредита, акционерами которого были бы учреждения мелкого кредита, а управляющий был бы ВЫСОЧАЙШЕМУ назначению.
Несомненно, что близко время, когда петербургские канцелярии поймут, что сила государственных финансов не в иностранных капиталах, не в миллионерах, а в труде и сбережениях народных, собираемых копейками и рублями и выраженных в миллионых оборотах учреждений мелкого кредита.
3. Приходские общества взаимопомощи
Приходские [общества] взаимопомощи могут быть учреждены по соглашению неопределенного числа лиц в порядке, указанном законоположением 4 марта 1906 года о союзах и обществах.
Согласно ст. 2, общества и союзы могут быть учреждены без испрошения на то разрешения правительственной власти с соблюдением правил, изложенных в дальнейших статьях. Согласно ст. 17 лица, желающие образовать общество, обязаны представить письменное о том заявление губернатору или градоначальнику, который, в случае встреченных им препятствий к образованию общества, передает заявление на рассмотрение губернского или городского по делам об обществах присутствия.
Общество взаимопомощи имеет своей задачей взаимное страхование своих членов в могущих быть несчастных случаях. Главные случаи, которые могут быть предусмотрены обществом, следующие: 1) на похороны, 2) падеж скота, 3) пожар или наводнение.
Всего более распространены до настоящего времени похоронные кассы. При выдаче на похороны 25 рублей членский взнос потребуется в 50 коп. ежегодно. Примеры других стран указывают, какое значение имеет для сбережения народных сил и увеличения народной производительности широкое применение страхования и в особенности взаимного страхования.
Приходские общества взаимопомощи будут иметь следующие выгоды перед земским страхованием: простота сношений, дешевизна управления и целесообразность расходования остатков.
Суммы общества должны хранится или в учреждениях мелкого кредита, или в сберегательной кассе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положение Русской народности в настоящее время более опасное, чем когда-либо.
До последнего времени русская деревня жила своей самобытной жизнью, и хотя развитие путей сообщения и почтовых сношений и втягивало ее в общемировую жизнь, но до последней войны внешние влияния мало на ней отражались. После испытанных неудач пошатнулась в Русском народе вера в Правительство, руководящие сословия и даже в церковное управление. Враги России воспользовались наступившей расшатанностью, чтобы внести еще большее смятение обещаниями неосуществимыми, сгущением красок в испытываемых недочетах.
Неясностью изложения законов 17 октября 1905 года и 17 апреля 1906 года Правительство усилило народную смуту.
В настоящее время вносится в Думу предложение об уничтожении сословного крестьянского управления и общинного начала в землевладении, что равносильно обезличению крестьянства.
Враги России воспользуются этими законами, чтобы провести в деревне своих единомышленников не в виде только временных посетителей, а в качестве постоянных обывателей.
Ввиду наступающей опасности Русская народность, черпая указания из Высочайшего манифеста 26 февраля 1903 года, должна утвердиться в своих Православных приходах и оказать через них поддержку Царскому Самодержавию, тем самым давая ответ тем, которые в Царско-Народном Самодержавии видят лишь единовластие и произвол.
Все изложенное относится только к Православному Русскому народу, народу Державному в пределах Империи, народу стомиллионному, от которого зависит будущность Русского государства.
Иноверцы и иноплеменники, входящие в состав Империи, получат свой особенный строй местного самоуправления, когда Русская народность укрепится.
При русской народной терпимости устройство иноплеменников и иноверен будет соответствовать их вероисповеданиям и бытовым особенностям, насколько они не будут противоречить с общегосударственным управлением.
Кн. Александр Щербатов.
2 апреля 1909 г., Москва