Церковноприходские школы Бахмутского уезда второй половины ХIХ века

Зарождение и развитие народного просвещения нельзя представить без церковноприходских школ, которые в большинстве своем появились после школьной реформы 1864 года и достигли наибольшего расцвета во время царствования Александра III.

Согласно “Правилам о церковноприходских школах”, изданным в 1884 году, создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырехгодичные) школы. В них изучали Закон Божий, письмо, чтение, церковное пение, историю, арифметику. Находились школы в ведении Святейшего Синода.

Церковноприходские школы помогли научить детей читать, писать и считать, сыграли большую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения, чем и принесли Отечеству огромную пользу.

В государственном архиве Донецкой области хранятся уникальные документы второй половины ХIХ века об открытии церковноприходских школ на территории нашего региона, количестве учащихся, проблемах обучения.

В рапорте благочинного протоиерея Иоанна Аврамова епископу Екатеринославскому и Таганрогскому указано: “Во второй половине истекшего 1861 года при церквах моего ведомства открыты школы в девяти селениях: Железном, Скотоватом, Ново-Бахмутовке, Землянках, Алексеевке, Михайловке, Солнцевке, Григорьевке и Авдотьино, кроме трех существовавших прежде в Александровке, Корсуне и Андреевке. Учение в них производится постоянно, неопустимо с должным рвением священниками, а в случае их отлучки до исправления треб одним из причетников”.

В рапорте от 25 мая 1862 года объясняется, почему не была открыта школа в селении Авдеевка – “по неимению помещения и надлежащих к тому вещей – столов, скамей и проч. Священник по недавнему поступлению его на приход имеет наемную – очень тесную квартиру”. Многие школы из-за отсутствия помещений находились в домах священнослужителей.

В 1862 году в церковных школах Бахмутского уезда обучались 310 учащихся, из них при Александро-Свирской церкви с. Александровки – 27; Вознесенской церкви с. Корсуни – 30; Рождество-Богородичной церкви с. Андреевки – 26; Дмитриевской церкви с. Скотоватого – 24; Покровской церкви с. Землянки – 15; Николаевской церкви с. Григорьевки – 19 и так далее.

В церковноприходских школах грамоте обучались в основном мальчики. Так, в числе учеников приходской школы Вознесенской церкви с. Корсуни (1861 год) значится только одна девочка – Пелагея Кондракова. В школе при Покровской церкви с. Михайловки, по свидетельству наставника школы диакона Адриана Преснякова, “девочек вовсе нет”, а из обучающихся 25 мальчиков “всякий день 4-х или 5-ти не бывает в школе по причинам самым ничтожным, вернее сказать, по нерадению или родителей их, или их самих”. Но заставлять родителей не отвлекать своих детей от занятий священнослужители не имели права, так как это могло “поселить в крестьянах решительное нежелание к образованию своих детей”. Священники должны были действовать только добрыми советами и убеждениями.

Еще одной причиной непосещения школ и уменьшения числа учащихся послужил неурожай 1862 года. Священник Платон Данилов сообщает протоиерею Иоанну Аврамову: “Крестьяне окружных деревень, терпя сами недостаток в хлебе, не могут доставлять оного в Галициновку своим детям – ученикам школы, которые потому уходят в дома своих родителей”. Еще одна проблема прослеживается в рапорте священника с. Ясиноватого: “Для преподавания вновь приходящим крестьянским мальчикам не имеется букварей гражданской печати, для выписки коих прошу Вашего Высокоблагословения ходатайства и для двадцати экземпляров при сем прилагаю один рубль двадцать копеек серебром с пересыльным”.

В документах благочинного третьего округа церквей имеются интересные сведения о первой церковноприходской школе местечка Юзовки. Школа была открыта в сентябре 1888 года, находилась в ограде Преображенской церкви в каменном, крытом железом здании, была достаточно снабжена классной мебелью, учебными руководствами и письменными принадлежностями. Учительницей с 1896 года состояла окончившая курсы в Епархиальном женском училище Шапарова Ульяна Михайловна с жалованьем 360 рублей в год; попечителем – мещанин г. Славянска Иван Никифорович Шевцов. Как видно из рапорта заведующего школой священника Евгения Матвиевского, в школе в 1897 году обучались 45 мальчиков и 11 девочек.

В 1896 году в Юзовке была открыта вторая церковноприходская школа, находившаяся на 9-й линии. В ней обучались 54 мальчика и 39 девочек.О возросшем числе обучающихся девочек свидетельствует открытие в селе Корсуни в 1896 году женской церковноприходской школы.

В церковноприходских школах обучались дети разных сословий: “из мастеровых детей, из казенных крестьянских детей, из мещанских детей”. Каждый учащийся изучал определенный ряд предметов. Игнат Шерапов из приходской школы Вознесенской церкви с. Корсуни – Священную Историю, арифметику, чтение и чистописание; Егор Бабков – катехизис, арифметику, чтение и чистописание; Григорий Данилов – азбуку. В данной школе занятия с детьми проводил “отставной мастеровой” Антон Шерапов под надзором священника Николая Гонтаревского.

По окончании школы и прохождения “испытаний” на каждого учащегося составлялся документ, аналогичный современному школьному табелю. Выпускник школы при Александро-Свирской церкви с. Александровки Иван Бедин, поступивший в школу в 1857 году и окончивший ее в 1861 году в возрасте 11 лет, имел следующие оценки по предметам: чистописание – “хорошо”; арифметика – “хорошо”; церковное пение – “очень хорошо”; Священная История и катехизис – “порядочно”; чтение – “весьма хорошо”. Отмечалось, что мальчик “редких способностей”. Обязательно указывалось и поведение каждого ученика: “кроткое”, “скромное”, “хорошее”, “похвальное”, а также прилежание: “ревностное”, “усердное”.

Постановления о назначении учителей церковноприходских школ уезда приходили на имя благочинного третьего округа церквей из Бахмутского уездного отделения Екатерино-славского епархиального училищного совета. Учительницы церковноприходских школ в основном оканчивали курсы Епархиального женского училища или женских гимназий.

Бахмутское уездное отделение также разрешало брать плату за обучение детей, родители которых не оказывали помощь в строительстве школ, но только в “необременительном размере”. Как правило, это составляло три рубля в год. Власти не оставляли церковноприходские школы без своего внимания.

В 1895 году Государем Императором на нужды церковноприходских школ была дарована ежегодная субсидия в сумме 3 279 205 рублей. А в 1897 году в “Церковных Ведомостях” № 28 было напечатано Высочайшее повеление о безвозмездном отводе для церковноприходских школ земельных участков и о безвозмездном отпуске для этих школ из казенных лесных дач необходимого лесного материала.

Также по Указу Его Императорского Величества в Екатеринославскую Духовную Консисторию ежегодно должны были поставляться сведения о церковноприходских школах по определенной форме.

Священнослужители были озабочены не только духовным развитием детей, но и их физическим здоровьем. Проблема сегодняшнего дня – делать детям прививки или отказаться от них, существовала и 150 лет назад. Екатерина II своим личным примером еще в 1768 году положила начало оспопрививанию на территории Российской империи, а день 21 ноября был объявлен днем победы над страхом перед оспой. Прививались дети только от одной болезни – оспы, и в обязанности священнослужителей входило составление оспенной ведомости.

В ведомости, составленной церковнослужителями Петро-Павловской церкви села Галициновки за вторую половину 1864 года, имеются сведения, что в деревнях Алексеевке, Нетайлово, Желанной, Кураховке, Александрополе, Варваровке, Красногорке, Софии, Ясинобродке “прививки предохранительной оспы не было”. Намного лучше обстояли дела в селах Селидовке и Корсуни – в 1864 году были привиты от оспы соответственно 106 и 57 человек. В метрических книгах регистрации смертей церкви с. Селидовки за 1865-1867 годы зафиксировано только два случая смерти от оспы, и десятки – от кори и холеры.

Церковноприходские школы являлись главным конкурентом министерских начальных училищ, но по уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению пособиями и школьным оборудованием значительно им уступали. К концу века в Бахмутском уезде было открыто 38 церковноприходских школ.

В 1917 году Советом Народных Комиссаров церковноприходские школы были упразднены, но заложенное ими духовно-нравственное воспитание продолжает жить через поколения людей в нас, потомках.

Марина Коровина