«Чапаев» против «Адмирала», или Когда нет любви Божией

4 ноября – день рождения выдающегося флотоводца адмирала Александра Васильевича Колчака.

В октябре нынешнего года во всех кинотеатрах Донецка состоялся премьерный показ фильма режиссера Андрея Кравчука “Адмирал”. Эта картина повествует о жизни и любви лидера Белого движения адмирала А.В. Колчака. Красивая человеческая история на фоне ужасов Гражданской войны.

На форумах и в прессе было сказано уже немало слов по поводу спецэффектов, не уступающих голливудским, об игре актеров Константина Хабенского в роли Колчака, Лизы Боярской в роли Анны Тимиревой, Сергея Безрукова в роли генерала Каппеля. И только фабула фильма, на мой взгляд, остается пока за рамками дискуссии. Несколько строк для заполнения этого пробела.

Действия фильма разворачиваются в таком историческо-временном отрезке: с 1916 года (время Первой мировой войны) и до 1920 (период войны Гражданской в Российской империи).

Начинается картина эпизодом морского сражения, когда крейсер под командованием Колчака вступает в бой с немецкой эскадрой. Весь экипаж русского корабля встает на молитву, все едины – простые матросы и морские офицеры. В результате единения и веры в заступничество высших сил была достигнута победа!

Далее мы уже видим, как в 1917 году революционные матросы убивают своих офицеров. Происходит деление на белых и красных. Но разве разделился Бог? Разве не написано: “Дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Матф.12:25). Для Всевышнего нет ни “голубой крови”, ни “черной кости”, для него едины все души православные. В связи с этим вспоминается эпизод из фильма “Доктор Живаго”, когда после боя главный герой находит в карманах у белогвардейского солдата и красного партизана бумажки с текстом псалма: “Живый в помощи”. Оба – одной крови, оба – славяне, оба – православные!

Создатели фильма “Адмирал” в череде подобных (“Господа офицеры: Спасти императора” и др.) делают правку истории в “идеологически модную” ныне сторону. Теперь уже принято считать, что красные – плохие, а белые – хорошие.

Ну и куда же, скажите, податься тому “бедному крестьянину”, выросшему на образе Чапаева из одноименной киноленты. Он ведь помнит, как каппелевцы предпринимали психическую атаку на позиции дивизии легендарного комдива. В “Адмирале” же генерал Каппель – это “удивительно светлый человек”. В “Чапаеве” у пулеметчицы Анки заканчиваются патроны, в “Адмирале” каппелевцы идут в штыковую атаку из-за отсутствия боеприпасов. Где же, скажите, правда сермяжная (она же кондовая, посконная и домотканая)? А главное – на чьей же стороне теперь правда? На чьей стороне теперь Всевышний?

Красные называют себя атеистами. Адмирал Колчак (по фильму) цитирует 1-е послание к Коринфянам апостола Павла: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”. Но я убежден, что как раз любви ни у одной из противоборствующих сторон в Гражданской войне и не было. Была вера в правоту своего дела, была надежда победить противника, но любви не было. Сейчас часто говорят о том, что большевики виновны в развязывании братоубийственной Гражданской войны. Но ведь для войны, как и для мира, нужны две стороны. Почему представители Белого движения приняли участие (как субъект конфликта) в этой братоубийственной бойне, которая обошлась нашему Отечеству в миллионы жизней? Почему вместе с представителями 14 иностранных держав-интервентов согласились участвовать в войне не против большевиков (“партейных” в красных полках было всего несколько тысяч) – нет, против своего же народа, рабочих и крестьян? Потому что не было с ними любви, которая есть Бог. Потому и потерпели они поражение в той братоубийственной, неправедной войне.

“Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает” (Гал. 6:7). В ветхозаветные времена Господь наказывал избранный народ за неправедность, насылая на него противника немилосердного: “вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием”. (Иер. 25:9). Заметьте, пророк называет царя Вавилонского (агрессора и тирана) рабом Божиим, т.е. исполняющим Его волю. Также и красные (хотя их и выставляют ныне душегубами) исполняли предписанное им Всевышним (иначе как бы они победили?). Богом не только милующим, но и наказывающим белых, за то, что “не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе” (Иер. 25:7).

Фильм “Чапаев” после выхода на экран “разлетелся” на десятки цитат и крылатых выражений, в то время как из “Адмирала” мне запомнилась одна.

Верховный правитель России адмирал Колчак произнес (может быть не дословно, но смысл такой): “Какие бы законы мы не приняли, нас все равно расстреляют, если мы потерпим поражение”. Согласен на 100 процентов! Законы – действенные законы – нужно принимать тогда и для того, чтобы не было деления на красных и белых, на “голубую кровь” и “черную кость”. Когда же началась война, вступают в действие другие законы. Когда народ един и открытым сердцем воспринимает призыв на брань: “За Веру и Отечество”, то это дело святое и благословенное. Когда же бойцов поднимают в атаку словами: “За власть Советов (кадетов, эсеров, монархистов без разницы)”, против своих же соотечественников – это чревато страшной трагедией. И вот такая трагедия стала частью нашей истории.

4 ноября Православная Церковь празднует День иконы Казанской Божией матери. В этот же день в России отмечают День народного единения. Этот праздник, по словам митрополита Московского и всея Руси Алексия, “напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру”. Именно праздники, в основе которых лежит духовное, не вызывающее противоречий событие, и станут истинно народными. Ведь что может быть важнее для людей, чем стабильный гражданский мир? А он достижим лишь в случае, когда “цари земные”, верша судьбы народа своего, не забывали, что и над ними есть Судья. “И не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют” (Дан.12:10).

Что же касается исторических персонажей, героев фильма “Адмирал” и “Чапаев”, Александр Васильевич Колчак навсегда останется в истории как выдающийся флотоводец, исследователь Арктики, герой Русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.) войн.

А Василий Иванович Чапаев – легендарным комдивом Красной Армии, войска которой противостояли интервенции 14 иностранных государств против нашей страны.

Оба же они – достойные сыновья своей несчастной страны, лидеры которой, “имея вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим. 3:5), довели положение в обществе до состояния, когда законы были попраны, а граждане, разделившись на красных и белых, стали выяснять, за кем больше веры и надежды, забыв о любви. Любви Божией, которая из них есть больше.

Сергей Перч