Храм святых апостолов Петра и Павла – святыня Краснолиманщины

История складывается из крупиц: воспоминаний, разговоров, событий. История этого деревянного храма – храма в честь святых апостолов Петра и Павла – интересна. Деревянный, на первый взгляд такой простой – он не имеет богатых украшений и роскошной лепнины. но заходишь в притвор – и чувствуешь, как радуется твоя душа, как легко здесь дышится и, самое главное, молится.

Накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в нашу редакцию пришло письмо от прихожан Краснолиманского Петро-Павловского храма. В нем – уникальные воспоминания прихожан, рассказы предков и любовь верующих к своей святыне – любовь, которой дышит каждая строчка этого письма.

…Глубокие корни имеют лиманская современность и ее жители, которые верят, что живут сегодняшним – благодаря прошедшему – во имя будущего.

Каковы корни нашего края, каким он был, как создавали его наши предки? Одним из очевидцев далеких событий лиманщины был и остается храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Из уст в уста передаются воспоминания, идет молва. Нынешнему поколению выпала чрезвычайно сложная, но почетная обязанность: собрать, обобщить и в полной сохранности передать будущим поколениям былины о жизни наших предков, но прежде всего – о нашей главной святыне, о нашем храме…

В 1848 году на песчаной возвышенности, у берега загадочного озера Лиман завершилось строительство и освещение однопрестольного деревянного храма, освященного в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.

Проектирование, строительство, оформительско-художественные работы были старательно, искусно и с великой любовью выполнены самородными местными мастеровыми, народными умельцами.

Заготовка отменного дубового строительного материала велась в лесах ближнего левобережья реки Северский Донец, возле Святых Гор и северной окрестности слободы Лиман в отлогом Вильменском яру.

Местный люд всех сословий весьма заботливо и умно решал все возникающие проблемы и трудности.

Характерно, что тогда еще действовал древний указ царя Петра Первого об условиях содержания, требованиях о размерах храмов, выборе мест для их строительства, численности священнослужителей и другое.

Например, два священника полагалось лишь при условии, что в окружающем селении у храма находится не менее 250 дворов. Такая “норма” для слободы Лиман полностью соблюдалась, достаточно было и прихожан. В 1906 году их было 2976 мужского пола и 2852 – женского. В то время в нашем храме по штатному положению предусматривалось два священника, один диакон и два псаломщика. Годовое жалование священника – 294 рубля, диакона – 147, псаломщика – 98 рублей.

Наверное, эти суммы были совсем не плохими – учитывая то, что тогда можно было полакомиться домашней уткой за 80 копеек, литр молока отведать за 10 копеек, сотня сельди обходилась в 7 рубликов, а кило каменного угля стоил всего 15 копеек.

Территориальное, хозяйственное, географическое место святыни оказалось весьма удачным, что сыграло положительную роль в жизни лиманских прихожан, жителей будущего города Красный Лиман.

Вокруг храма, как грибы, росли большие и маленькие хаты-мазанки и солидные домостроения, формировались улицы. К церковной площади вплотную примкнулось волостное управление, церковно-приходская и земская школы, жандармерия (пристав), почта, базарчик.

Благоустраивались подворья слобожан, укреплялось их хозяйство. Появились целые поселения под названием: Козынивка, Мещанивка, Баклажановка, Пискунивка. Прямо от храма взяла начало улица Панская, которая на окраине слободы продолжалась и переходила в так называемую “Бабську дорогу”.

Странное название дороги историческое, получено и прочно закрепилось в устах толпы паломников, ходивших и странствующих на моления в далекий Киев.

Где-то на возвышенности, ближе к нынешнему селу Ставки (кстати, в нем только что открылась новая церковь), была сооружена оградка, установлен деревянный крест и могилка какого-то паломника. На том месте делали остановку для отдыха пешеходов, извозчиков, худобы. Там распрягали телеги, кормили лошадей, волов, обедали, молились, набирались духу и сил.

Подробно об этом рассказывала еще живая Наталия Фесенко (98 лет от роду). Ее потомки (жители 50-х годов прошлого столетия) знают, помнят “Бабську дорогу”, но уже опустошенную. Наша лиманская святыня занимает весомое место в судьбоносных событиях. Одним из них стало строительство железной дороги через Лиманскую волость, превратившей захолустную слободку в прекрасный город железнодорожников.

Начало и сдачу в работу стройки освятили и благословили благочинный и настоятель храма Федор Бородаев, священник Александр Найденовский, диакон Григорий Попов и другие. В последующие десятилетия настали непредсказуемые, дикие события, больно отразившиеся как на слобожанах, так и на святыне…

Начавшиеся гонения привели к закрытию в 1930 году церкви Петра и Павла, изгнанию настоятеля иеромонаха Устиния (Кравченко). Церковная утварь была разгромлена, сломана, уничтожена. Верующие чудом сумели сохранить хоть малую часть икон, лампад с последующим возвращением.

Священником служил Иоанн (из села Терны), старостами были Евдоким Полупан и Филипп Парфенов. Руководил храмом Прокофий Матвеевич Плоупан. Последний колокольный звон усердно и звучно посылал мирянам звонарь Григорий (по местному “Гринь”), его слышали даже те люди, которые находились далеко в поле в разгар жнивы.

С горечью и слезами на глазах вспоминает о тех страшных событиях почти столетняя крестьянка Наталия Фесенко. Она жила и живет сейчас недалеко от церкви, по улице Колхозной: “Ми усією великою родиною молотили снопи, добували зерно. Стояла прекрасна сонячна година. І раптом щось так гахнуло, що аж земля задрижала. А потім ще кілька разів підряд. Одразу дізналися, що то антихристи скидали із святої дзвіниці храму дзвони. На десятиріччя занімив наш любимий храм. А до цього звучання його урочистих малинових дзвонів було чути на багато верств. Ото була Божа благодать!!!”

Наша землячка, руководившая работами по сбросу колоколов на мольбы, просьбы и слезы православных христиан, просто и понятно объясняла позицию властей того смутного времени. Ответ был один: “Нам не нужны колокола – стране нужны трактора!”

Эти слова дошли из уст наших стариков. Уничтожали колокола беспощадно, переплавляли их в ценный металл.

Вскоре храм переоборудовали в кинотеатр, концертный зал, в нем разместили библиотеку. Это было кощунство по отношению к Церкви.

В годы Великой Отечественной войны храм, как пустующее здание, стал конюшней для армейских лошадей и приобрел в глазах живущих рядом мирян еще более непристойный вид.

Его обходили стороной, не смотрели на него, но иногда все же останавливались и наблюдали, как недовольные лошади убегали, выскакивали из “кинотеатра”, заодно выволакивая на поводьях-уздечках недоумевающих наших солдат… В период оккупации здание пустовало и по дозволению немецкой комендатуры в храме все-таки молились румыны и другие союзники немцев.

Сразу же после освобождения города от врагов в здании храма произвели ремонт, очистили его от скверны. Верующие принесли сохранившуюся церковную утварь, иконы. В 1943 году возобновились богослужения, до этого церковная служба правилась в одном из классов бывшей церковно-приходской школы, что напротив храма, ближе к берегам озера Лиман. В 1943 году мастеровые художники со станции Никитовка (Горловка) изготовили матерчатый временный иконостас, написанный масляными красками. Для той поры он был очень хороший, старые жители до сих пор рассказывают, как радовалось все село. Разгневанными остались только власть имущие. Художники попали в немилость, их сократили.

Ущемление Церкви продолжалось еще долго, выискивались и находились многие ограничения, придирки, подковырки. Гонения закончились лишь в 80-х годах – именно тогда настало время без опаски реконструировать, восстанавливать, достраивать нашу святыню.

Священнослужители и прихожане активно включились в доброе благородное дело.

Большой вклад внес бывший настоятель храма схиепископ Алипий (Погребняк), свой священнический путь именно с нашего храма начал сегодняшний наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры епископ Арсений.

Сегодняшний настоятель храма, благочинный Краснолиманского округа протоиерей Владимир Фоменко, служит в нашем храме уже почти 20 лет. Благодаря его усилиям с удивительной яркостью в храме проходят богослужения. От него тянутся нити родства к нашим душам – молитвы нашего священника всегда убедительны и искренни. И мы видим, как все больше и больше прихожан идут в храм послушать слово Божие.

Сегодня наш храм восстановлен и обновлен, расписан в древнерусском стиле, он стал таким, каким никогда не был. Построены крестилка, воскресная школа, библиотека, новая колокольня, подведен газ, капитально отремонтированы полы. Малиновый звон <>слышен во всей округе.

А мы, жители Красного Лимана, искренне восхищаемся и любим наш храм – храм, который, пережив многое, снова сияет золотыми куполами, радуя всех жителей села!

Виктор Маслий