1 сентября – начало учебного года, а значит, радостное предвкушение, пора новых встреч и открытий. И как здорово, когда в школе ребенок встречается не только с предметами, которые воспитывают его ум, но и с теми, которые воспитывают душу.
Разговоры о введении в школьную программу предмета “Православная этика и культура” появились года сразу после развала СССР. К сожалению, долгое время дальше разговоров дело так и не шло. Говорили, что этот предмет нарушает права детей других конфессий, что Церковь отделена от государства, что нельзя заводить разговоры о Боге, молитве и Таинствах в стенах школы.
Однако, несмотря ни на что, в школьном расписании данный предмет все-таки появился. Мы решили произвести свое расследование и выяснить, кто, где и, главное, как учит украинских школьников христианским основам.
Предмет появился в школьной программе значительно измененный, урезанный и практически полностью переименованный. Теперь он называется “Христианская этика в украинской культуре” и преподается не в старших классах, как планировалось изначально, а в начальной школе.
С первого по четвертый класс дети, по замыслу педагогов, должны пройти четыре дороги: в первый год – “Дорогу Добра”, во второй – “Дорогу Милосердия”, в третий – “Дорогу Добродетели” и, наконец, в четвертый – “Дорогу Мудрости”. “Курс уникален, – рассказывает Зинаида Константиновна, преподаватель одной из донецких школ. – И мне как преподавателю очень нравится его вести – вкладывать в детей не только пищу для ума, но и пищу для души. Мне непонятно лишь одно – почему курс не преподают в старших классах, почему нельзя старшим детям узнать простейшие истины, на которых вот уже 2000 лет держится мир?”.
Мы беседуем с Зинаидой Константиновной долго. Она показывает новенькие, еще пахнущие типографской краской учебники, и ей становится трудно сдержать по-детски наивный восторг: “Мы столько лет ждали, что с детьми можно будет говорить не только как с учениками, но и как с друзьями. Что вместе можно будет открывать какие-то истины, учиться, учась. Наконец нам дали возможность говорить в школе о Боге, о храме. Например, в программе второго класса час отводится на то, чтобы открыть значение храма для города, для человека. А если педагог еще и подкован в тематике, он может рассказать и об устройстве храма, и о литургии, и об исповеди и причастии… Только, к сожалению, не всегда преподаватель хочет раскрывать, отрабатывать больше положенного часа, вкладывать в материал душу…”
Курс “Христианская этика в украинской культуре” факультативен. Родители, которые хотят, чтобы ребенку преподавали его, должны написать специальное заявление. Таких заявлений достаточно восемь на школу, чтобы предмет появился. К сожалению, многих родителей о таком положении дел зачастую попросту не информируют: “Разговоры о том, что в школе будет какой-то предмет, направленный на христианство, ходили уже очень давно, – говорит Ольга, мама третьеклассника Данилы. – Первый год мы исправно ждали появления заветного предмета. На второй поняли, что, скорее всего, предмет не пропустят – и пошли в воскресную школу. И совсем недавно из случайного общения с учительницей мы узнали, что, оказывается, нужно всего восемь родительских заявлений, чтобы предмет в школе появился. Думаю, если бы раньше, на родительском собрании, всех родителей проинформировали об этом, дети бы уже давно изучали “Христианскую этику”…”
“Нам очень нравится то, что в нашей школе ввели “Христианскую этику”, – рассказывает Сергей, папа 8-летней Ани. – Например, вчера после уроков дочь рассказывала нам о том, как Бог любит всех деток и, чтобы Его не огорчать, нужно быть милосердным и добрым… Думаю, это лучшие уроки, которые могла преподать школа”.
Но как раз с преподаванием не все гладко. Верующие учителя – учителя, которые могут преподать христианскую этику так, чтобы дети заинтересовались и, главное, прониклись, конечно, есть. Но, как показывает практика, зачастую ведение предмета отдают не им, а тем, кому просто не хватает часов.
Так что же такое христианская этика и кто ее должен преподавать? В программах преподавания, выпущенных Киевским городским педагогическим университетом им. Б.Д. Гринченко совместно со Всеукраинским православным педагогическим обществом, говорится, что, например, в первом классе ребенок должен пройти “Дорогу Добра” за 34 часа, что равняется одному часу в неделю. В содержании учебного материала значатся такие темы, как “Когда Добро побеждает зло”, “Милосердие. Святой Николай” (пример из жизни Святителя Николая), “Прощение” (на основе притчи о блудном сыне), “Благодарность тому, кто дарит добро” (главная тема урока – важность благодарности Богу и людям). Разве данные темы, разработанные на основах, притчах и на примерах жизнеописаний святых Православной Церкви, может преподавать человек неверующий, человек невоцерковленный и не знакомый с основами Православия? Разве может человек, не вхожий в церковную ограду, заинтересовать ребенка верой? И самое главное – не сделает ли неверующий педагог хуже? Не оттолкнет ли ребенка, у которого только формируется мировоззрение и система ценностей, от Церкви? Очевидно, на эти вопросы должен обратить внимание каждый родитель, которому не безразличен не только табель юного ученика, но и его душевное равновесие.
Кстати, готовят преподавателей “Христианской этики” лишь в двух местах: в Донецком национальном университете, на факультете смежных и дополнительных профессий, где на базе высшего образования человек за два года может получить профессию преподавателя христианской этики и культуры. А уже практикующие учителя могут пройти курсы повышений квалификации в институте последипломного образования.
Второй слабой стороной предмета является отсутствие хорошего методического обеспечения. И тут вполне могла бы помочь Церковь: предоставить библиотеку, места для экскурсий, помочь с разработкой материалов. Но Церковь от государства отделена и, значит, никакой помощи оказать педагогам не может.
Предмет “Христианская этика в украинской культуре” появился не вдруг и не вчера – решение о его преподавании принимался несколько лет на государственном уровне. К сожалению, на местах человеческий фактор все еще играет основополагающую роль. Например, решение о том, будут ли дети изучать “Христианскую этику” или нет, зачастую принимается директором школы или заведующим районного отдела образования и напрямую зависит от того, является ли этот человек верующим или нет. Известны случаи, когда директор школы хочет, чтобы в его заведении дети узнавали о Боге, а заведующий районо против. Приходится делать это тайно или же идти на конфликт.
Огорчает и то, что предмет преподается факультативно. Аргументируется это тем, что в школу ходят не только маленькие христиане, но и иудеи, и протестанты, детки из других конфессий. Но, как показывает практика, многие родители, которые изначально были против того, чтобы ребята изучали христианскую этику, впоследствии меняли свое решение, побывав на уроках или же побеседовав с преподавателем. Бывали и такие случаи, когда сами ребята уговаривали одноклассников записаться на предмет.
Действительно, если подойти к изучению “Христианской этики” с любовью, то, например, такие темы, как “Божий мир вокруг нас” или “Книга в моей жизни. Святая книга Библия”, можно подать так, что ни одна душа не почувствует себя ущемленной, что ребенок воспримет мир как чудо, созданное Богом, а Библия станет его настольной книгой и помощницей в любых жизненных ситуациях.
Самое главное – чтобы не обманывала педагогов и родителей строчка “факультатив”, чтобы осознавали они весь тот долгий путь, который еще предстоит пройти ребенку.
Возможно, нашим детям будет чуточку легче, если они поймут, что и дорога добра, и дорога милосердия, и дорога доброчинности, и даже дорога мудрости начинаются и заканчиваются лишь в одном месте – в храме Божием.Молитва перед началом обучения
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивших Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим его даровавший – открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, – да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, – ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Ольга Орлова