“Я не вправе заниматься тем, чем нравится, если вокруг столько страдающих людей”

Человек, о котором пойдет речь в этой статье, не погиб в лагере, но прошел через все круги ада; он не был оппозиционером, однако почти на всей его биографии лежала печать изгоя. Врач, писавший научные труды в тюремной камере, он не только дождался их публикации, но и получил за них при Сталине Сталинскую премию. При этом он одновременно был и хирургом, и священнослужителем Русской Православной Церкви, архиепископом…

Значение его не просто в том, что перед читателем откроется еще одна глава из отечественной истории. Он встретит личность. Человека беззаветной веры, несгибаемой воли и преданности долгу. Реального человека, а не созданного воображением. Для многих людей, особенно молодых, – это встреча исключительной важности1.

Если попытаться кратко охарактеризовать жизнь святителя Луки (в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), то можно сказать, что она представляет собой многообразие удивительных парадоксов. Так, несмотря на то, что Валентин вырос в семье очень набожного католика, благодаря тому, что семейные отношения в доме определяла мать, а также законам Российской Империи, дети были воспитаны в православных традициях. Другим примером противоречивости жизненного пути этого замечательного человека является то, что, будучи великолепным рисовальщиком, он с детства готовился к поступлению в Петербургскую Академию Художеств, но неожиданно стал студентом медицинского факультета Киевского университета имени святого князя Владимира. Обстоятельством, обусловившим выбор будущей профессии, стало чтение слов Господа из Евангелия: “Жатвы много, а делателей мало”, после чего его сердце дрогнуло и молча воскликнул: “Господи! Неужели же у Тебя мало делателей?”, он окончательно решил: “Я не вправе заниматься тем, чем нравится, если вокруг столько страдающих людей”.

С возрастом жизненный путь будущего святителя становился все более сложным и непредсказуемым. Твердому намерению в начале медицинской карьеры “быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям” не суждено сбыться: для молодого хирурга Господом была предуготовлена работа, значимость которой несоизмеримо выше, – его направили на Восток в тяжелые условия русско-японской войны в качестве заведующего хирургическим отделением. В дальнейшем были новые испытания: ранняя смерть супруги, самостоятельное воспитание четверых детей, одновременно с этим активное участие в церковной жизни, осуществление сложнейших операций, чтение лекций.

Еще один неожиданный, но не случайный, поворот в жизни Валентина Войно-Ясенецкого произошел на церковных съездах Ташкентской епархии, когда после получения высокой оценки епископа Ташкентского Иннокентия (Пустынского) за доклад, Владыка ему сказал: “Доктор, Вам надо быть священником”. “У меня не было мыслей о священстве, – вспоминал Валентин Феликсович, – но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, ни минуты не размышляя, ответил: “Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!””. Через некоторое время Войно-Ясенецкий принимает монашеский постриг с именем евангелиста, врача и художника святого Луки. Затем его рукополагают во епископа. Но после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе к его дому подкатил “черный ворон”. Оставив детей на попечение своей хирургической сестры, епископ Лука покинул дом – так начался период его 11-летних скитаний по тюрьмам и ссылкам, где он продолжал благословлять, лечить, оперировать – иногда с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом.

Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека с руками, обагренными кровью. Петере спросил профессора: “Как это Вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?” – “Я режу людей во имя их спасения, – ответил священник, – а во имя чего их режете Вы?” “Но как Вы можете верить в Бога? – гнул свою линию Петере. – Разве Вы его видели?” – “Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?”

После освобождения из лагеря епископу Луке запретили читать лекции по медицине, и тогда, невзирая на наступление полной слепоты, он начинает с еще большим усердием служить в церкви, управлять епархией и одновременно принимать больных, поражая местных врачей своими безошибочными диагнозами.

*При этом жил благочестивый доктор очень скромно: все, что имел, раздавал неимущим, а сам ходил в латаной рясе, более того, ежедневно на архиерейской кухне готовились обеды на 15-20 человек – многих симферопольцев спасла в голодные годы похлебка епископа Луки.

11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука скончался (есть сведения, что он был отравлен). В течение трех дней не иссякал людской поток к гробу Владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра. Затем стали поступать сообщения, что многие больные, приходившие к могиле святителя Луки, по молитвам получали исцеления. 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых как святитель и исповедник веры. В 1996 году состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви благочестивый муж прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Он почитается как святой и другими поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью. Владыка Лука Войно-Ясенецкий за 38 лет священничества произнес 1250 проповедей – исключительное явление в современной богословской жизни. Остается лишь сожалеть, что в рамках данной статьи можно представить лишь некоторые фрагменты его трудов.

О христианской морали

В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству… Христианская мораль – мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. В своих беседах Христос говорит ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34-35).

О христианской любви

Но что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует и никогда не превозносится. Любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается и не мыслит зла. Любовь покрывает собой множество недостатков и противоречий; не потворствует, но, прикрывая, изживает. Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и никогда не перестает. Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, – вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей как братьев своих.

О Причащении

В молитве перед Причащением вы исповедуете: “…Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя”. Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии. Только те, кто умалились, как дети, и без всякого рассуждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения жизнь вечную. А те, внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершенно не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. Неужели будем добиваться полного понимания великой тайны Христовой?! О нет! Смиримся, как дети, и дерзнем только приподнять край завесы над этой тайной. Если сумеем это сделать, то оправдана будет наша глубокая вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

О воспитании детей

Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что вы не помните этих слов Христовых: “Блюдите, да не презрите единого от малых сих”. А молитва ваша остается безплодной. Почему же безплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Святой Иоанн Златоустый сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: “Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную”. Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из вас, кто не заботится о воспитании детей, такой тяжкий ответ, какой изображен в Библии, в Первой Книге Царств, где рассказывается о благочестивом первосвященнике еврейском Илии, который пятьдесят лет был судьей народа израильского. А о тех, кто всем сердцем стремился воспитывать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в Псалме 102-м такие благочестивые слова: “Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я”. Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам святого Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем, о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким святым правилом: “Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого”.

О неблагодарности

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных и как неблагодарны оказались девять из них. Это Евангелие читается на каждом благодарственном молебне в назидание нам. Итак, величайшее благодеяние получили десять прокаженных от Господа Иисуса Христа, но только один, самарянин, возвратился к Господу Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил за исцеление. Заметьте, это был самарянин, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу израильскому. И я в долгой жизни своей убедился давно в том, что многие из людей, чуждых миру христианскому, гораздо более благодарны, чем мы, русские и даже православные. Я видел и продолжаю видеть самую трогательную благодарность за исцеления мои врачебные от евреев и мусульман – гораздо большую, чем благодарность русских. Тяжело это… Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что питает ее? Вникните в это, подумайте, кто благодарен и кто неблагодарен? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему. Если на улице упадет слабая старушка, то разве не поблагодарит она того, кто поможет ей подняться? Непременно отблагодарит низким поклоном. Благодарят больные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными. А корень благодарности именно в смирении – благодарными бывают только смиренные. А кто неблагодарен? Все гордые, лишенные смирения. Человек богатый, человек власть имущий, занимающий высокое положение в обществе всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Вот где корни неблагодарности – в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше. Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; научаемся следить за собой, замечать то, чего не видят люди, распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные, получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать.

Подготовила Юлия Данилова
I. Протоиерей Александр Мень. Предисловие к книге Марка Поповского о Луке Войно-Ясенецком. Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского. Москва, 1999. Интернет-издание Вэб-Центра “Омега”, Москва, 2001.