О человеке и обществе

Нужно людей видеть так, как велит видеть их Христос
Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь решительно был убежден, что всякое преображение жизни должно начинаться и исходить от преображения личности.

Христианство не может войти в жизнь извне, через внешние реформы жизни, – оно может преображать жизнь лишь через отдельных людей. Гоголь до конца жизни верил в духовную мощь в каждом человеке.

И, полемизируя с Белинским об “усовершенствовании общества”, Гоголь писал об усовершенствовании каждой “единицы” общества. Именно здесь проходила главная межа их разногласий.

“Я встречал в последнее время, – писал он, – много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы.

Брожение внутри не исправить никаким конституциям… Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. <…> Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого и только не может его сделать в своей должности. Это причина всех зол… Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит”.

Гоголь справедливо считал, что “социальное зло не в законах и учреждениях, а в извращении их грешными людьми”; посему каждую должность и каждое сословие надлежит ввести в законные границы, а “всякого чиновника в полное познание его должности”.

“Вообще у нас как-то более заботятся о перемене названий и имен”,- писал Гоголь и напоминал, что не стоит спешить с переменами, гнаться за ними, в них – а не в себе – искать панацею от всех бед.