О просвещении

Закон Христов должно внести повсюду
Н.В. Гоголь

Какой смысл вкладывает обыденное сознание в слово “просвещение”? Это представления, что все в природе и в душе человека может быть объяснено законами точных наук, что нет ничего в мире, что не могло бы быть познано умом. Но сердце и душа человека наперекор практическому материализму повседневности требуют не только рассудочных истин, не просто знаний и фактов, а живого постижения духовных истин христианства.

Поэтому Гоголь стремится открыть для человека Бога, показать, что истинное просвещение не исчерпывается только позитивным, научным знанием, что существует и другое знание – духовное познание Бога и вера в Него.

“Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”, – пишет Гоголь. – Даже и не задумываемся над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвешник, знаменующий Троицу Бога, и двусвешник, знаменующий его сходившее на землю слово в двойном естестве его, и Божеском, и человеческом, всех ими освещает, произнося: “Свет Христов освещает всех!” Недаром также в другом месте служенья гремят отрывочно, как бы с неба, вслух всем слова: “Свет просвещенья!” – и ничего к ним не прибавляется больше”.

Гоголь отвергает те учения, согласно которым зло является продуктом невежества. Но если просвещение лишь мнимо изгоняет зло из мира, то, значит, его корни не в невежестве; тогда в чем они? Гоголь ясно склоняется к мысли, что зло овладевает миром через страсти ума: “В то время как люди начали было уже думать, что образованием выгнали злобу из мира, злоба другой дорогой, с другого конца входит в мир – дорогой ума”.