Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным.
Н.В. Гоголь
“Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора”, – просит писатель свою мать. Первое первично и важно, второе – производно от веры. Спасение, по Гоголю, идет через Православие.
В вере раскрываются способности человека, которые неверующий, в лучшем случае, смутно нащупывает в себе и не умеет проявить по-настоящему. Вера изменяет мышление и психологию человека, помогает ему понять самого себя, подняться над мелочами и в большей степени жить Божиим, вечным; она утверждает в нем иное течение и понимание времени.
Вера вносит осознанность в каждую жизнь, уверенность в том, что не напрасно мы явились на свет. “Нет бесполезного человека в мире, и горе тому, кто не откроет, на что он полезен, и не молит Бога о том, чтоб уяснил и открыл ему очи увидеть полезность свою, – рассуждал Н.В. Гоголь в письме к матери. – Ужасно был наказан тот, кто получил от Бога талант и зарыл его в землю, а нет человека, который бы не получил какого-нибудь таланта. Человек призван в мир, стало быть, он нужен миру”.
К сожалению, человек часто до конца жизни не понимает себя и не стремится поставить перед собой ключевой вопрос: “Для чего я явился на этот свет и что должен делать здесь, на земле, прежде чем завершить короткое пребывание на ней?”.
Православие постоянно ставит этот вопрос перед людьми. Графу А.П. Толстому Гоголь советовал: “Найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех”. Анализ собственной души убедил писателя, что “говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображенью: нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, словом – нужно сделаться лучшим”.
Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом.