28 июля славянские народы празднуют 1025-летия Крещения Руси. С просьбой рассказать о значении этого события для наших народов мы обратились к специалистам в области древнерусской культуры и истории.

П. В. Добров, доктор исторических наук, декан исторического факультета ДонНУ
Принятие христианства способствовало, в первую очередь, широкому распространению грамотности на Руси, насаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка, литературы, возникновению русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Это первое. Далее в это время, при Владимире Великом и Ярославе Мудром, появляются школы и библиотеки, которые стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Также в это время в Киеве и в других городах возникают новые библиотеки при монастырях, как известно, вырастившие целую плеяду русских церковных писателей. Принятый во многих монастырях Студийский Устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что им велась напряженная работа по составлению книг.
По этому поводу я хочу вспомнить преподобного Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Именно Нестор положил начало русской житийной литературы. Он также составил новый летописный свод.
“Повесть временных лет” действительно была цельно изложенная история Руси, как отзывался об этой книге еще академик Лихачев. Она была переведена на другие языки мира.
Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией (идеология присутствует везде), предпринятой великокняжеской властью в целях освящения феодальных отношений, приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социокультурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.
По поводу принятия христианства на Руси однозначно можно сказать, что это событие стало новым витком в развитии общественных отношений восточных славян. Это самое главное. Понимаете, без христианства я не могу представить, как развивалась бы наша Русь.
В. В. Федоров, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы ДонНУ
Я думаю, что принятие христианства обострило в русском человеке чувство вины и обогатило чувством вины перед Богом, что называется грехом.
Христианство внушило человеку чувство абсолютного, конечного, что позволило ему относиться к жизни как к дурной бесконечности.
Афонский старец Силуан говорит о жалости к тем, кто мучается в аду, признавая вместе с тем справедливость этого наказания. Жалость есть проявление любви, которая оказывается выше справедливости. Подобное отношение также воспитано христианством.
Л. М. Ракитина, доктор филологических наук, преподаватель кафедры русской литературы ДонНУ
Когда Русь выбрала христианскую веру, это стало началом ее национального и культурного самоопределения. Древняя Русь называли Святой, и, несмотря на позднейшие попытки Петра I реформировать ее по протестантскому образцу, она не только сохранила свою православную веру, но ответила на этот вызов расцветом блестящей культуры XIX века. Новая русская литература со временем поразила мир своей высокой духовностью. Это было тем более важно, что Православная Церковь, влияние которой было ограничено петровскими реформами, переживала трудный синодальный период своей истории. Литература как бы взяла на себя часть обязанности духовного окормления народа.
Русские писатели, в отличие от своих западных собратий, всегда видели в литературе не профессиональное занятие, а служение. Человек, образ которого создавала отечественная словесность, – христианин, не столько в смысле его принадлежности к Православной Церкви, сколько в смысле тех ценностей, которые были для него главными. Это была высоко человечная литература, потому что основой ее была вера в человека как образ и подобие Бога.
Христианские идеалы по-разному, и порой противоречиво, но всегда неизменно сказываются в русской литературе, будь то Пушкин или Гоголь, Гончаров, Островский, Достоевский… Даже писатели, не считавшие себя верующими, – Тургенев, Некрасов, Чехов, в том числе отлученный от Церкви Л. Толстой, ? сохранили в своих произведениях христианскую корневую систему. Немецкий писатель Томас Манн назвал русскую литературу XIX века “святой литературой”, и это точные слова: ведь русская классика в новых условиях и в новых формах унаследовала духовность культуры Святой Руси. Лучшие и значительнейшие произведения русской литературы как будто созданы энергиями Святого Духа, который “дышит, где хощет” (Ин. 3:8).
Беседовал Тихон Хайрулин