Вот уже не один год ведутся дискуссии на такую тему, как привлечь молодежь в Церковь. Кто-то утверждает, что Церкви вновь необходимо обрести дар Пятидесятницы, чтобы говорить с нестандартно мыслящими молодыми людьми на их же языке. Кто-то, наоборот, считает, что молодежь нужно оставить в покое и дать ей право самостоятельно выбирать свой ритм жизни, ведь православные юноши и девушки движутся в направлении двойного противостояния: современной культуре, пропагандирующей вседозволенность, и взрослым прихожанам, которые не приемлют ничего нового. Но существует ли золотая середина между этими полюсами? Что делать священнику с воцерковленным ребенком, который, закончив воскресную школу, уходит из Церкви и, порой, больше не возвращается в нее?
Чтобы победить врага, нужно знать его в лицо, что в нашей ситуации означает найти первопричину такого положения вещей. Протоиерей Димитрий Чеверда, благочинный Николаевского округа г. Донецка, который уже не первый год работает с православной молодежью, говорит о том, что очень многое зависит от семьи, в которой растет человек: “Если малыш видит, что сердца его мамы и папы горят огнем веры, что это чувство глубокое и искренне, то в такой семье переходный период происходит наименее болезненно. Родители, которые с самого детства работают над своим чадом, воспитывают его в церковных традициях, обучают молитвам, редко сталкиваются с тем, что в переходном возрасте их ребенок теряет веру.
Такое воспитание вовсе не новинка, к примеру, если вспомнить средневековье, то в то время люди жили Христом, они проводили свой досуг в молитве, и это было нормой”.
Но, к сожалению, в наши дни редко встретишь семью, в которой у родителей было православное детство, где к вере люди приходили еще с юного возраста. Так сложилось исторически, что религия, как “опиум”, была под большим запретом, и если в других областях нашей страны действовали единичные православные храмы, то в Донецкой области этого практически не было, и только в последнее десятилетие Донбасс становится православным.
Все это во многом наложило не самый лучший отпечаток на современные моральные устои, нормы поведения. “Ребенок видит все несовершенство мира, его греховность, – говорит отец Димитрий, – и юношеский максимализм толкает его на поиски правды, истины, справедливости, и в душе рождается бунт.
Это протест не против Церкви, а против устоев, которые своим несовершенством толкают, вынуждают человека начать свои поиски Бога. Теряется доверие к обществу, поэтому подросток сам пытается создать, сотворить свою духовную опору. Очень важно не упустить момент, когда ребенок теряет свои жизненные ориентиры – мы просто обязаны ему помочь”.
Вот и получается, что если родители не могут самостоятельно справиться с такой проблемой, то им на помощь приходит священник, духовный пастырь, который не просто старается помочь подростку найти ту ось, вокруг которой будут вращаться все его жизненные ценности, но и предложить достойную альтернативу греховной жизни, насыщенной динамикой и различными событиями. Каждый из нас хоть раз видел, как дети бегают по храму, не могут спокойно стоять на месте. В подростковом возрасте энергия и жизнелюбие никуда не исчезает, поэтому, чтобы урок хорошо был усвоен, его нужно преподнести в нужной, интересной для ученика форме.
Подросток не должен себя чувствовать одиноко, ведь община храма – это семья, а каждый ребенок в семье хочет чувствовать себя любимым и нужным.
“Ребятам стоит давать какое-то церковное послушание, – говорит протоиерей Никита Панасюк, – это должно быть попечительство над каким-нибудь объектом.
Безусловно, в городе это немного сложнее осуществить, чем в сельской местности. Но, тем не менее, я считаю, что очень удачным местом для такого попечительства является кладбище. Все мы туда попадем и нет ничего такого в том, что ребята возьмут своего рода шефство над каким-нибудь старинным кладбищем, где давно были похоронены люди, как правило, верующие, где можно найти и могилы священников. Молодежь может приходить туда. Чтобы убирать, высаживать цветы, молиться об усопших.
Таким образом они будут прививаться к той культуре, к тому времени, когда люди жили верой. На Руси человек мог пойти в свободное время либо в храм, либо на кладбище. В те времена не было баров, ночных клубов, люди не слушали радио. И каждый такой поход на кладбище проходил для человека в раздумье над смыслом жизни, это очень хорошо отражено в песенной традиции того времени”.
Немаловажную роль играет общинность, которая во многом зависит от настоятеля храма. Дети не должны разбегаться после занятий в воскресной школе, ведь им нужно обретать в храме не просто знакомых, с которыми они вместе учатся, а настоящих друзей, которые поддержат в любых жизненных испытаниях. “Можно устраивать чаепития, – советует отец Никита, – но чтобы это были не обычные посиделки с магазинными сладостями на столах. Ребята должны сами что-то приготовить, собраться вместе для того, чтобы что-то испечь. Если среди ребят есть творческие личности, которые чем-то увлекаются, скажем, рисуют или занимаются фотографией, то можно устроить небольшую выставку, в ходе которой рассказать о своем увлечении. Молодежи просто необходимо вместе ездить в паломнические поездки по святым местам, которые необязательно будут находиться где-то далеко. Можно совершать такие поездки и в черте города, у нас есть множество храмов и других благодатных мест. Ведь основная наша беда в том, что все мы разобщены. Богослужение окончилось и люди разошлись по домам, даже не зная имен тех, с кем они только что вместе молились”.
Если посмотреть на проблему немного глубже, то станет понятно, что не только молодежи, но и людям старшего возраста порою бывает одиноко от недостатка духовного общения, от того, что нет молитвенной поддержки со стороны прихожан. “Церковь – это не просто здание, в ней люди обращаются к Богу и становятся опорой друг для друга, поэтому мы и хотим дать молодежи духовное общение, – объясняет отец Димитрий, – Главное – сплотить людей, дать им возможность друг друга обогащать духовно. Ведь сейчас, по сути, время секуляризации, когда Церковь выдворена за рамки общественной жизни, когда не везде можно говорить о Боге, очень важно дать такую возможность детям. Главное, чтобы у священников была возможность создавать такие общества не только при храмах, но и при школах, и других учебных заведениях. Необходимо понимать, что молодежи нужно не только общение, но и какие-то действия, которыми бы она могла менять мир. Подростки должны осознавать, что они являются частью этого мира и в их руках изменить его в лучшую сторону”.
Как раз такими действиями и занялся на своем приходе отец Димитрий. Батюшка вывел общение с молодежью на совершенно иной уровень. Не так давно прошло военно-патриотическое соревнование между воскресными школами, одной из команд-участниц которого стала школа при храме, где служит отец Димитрий. “Победа не была нашей целью, – вспоминает батюшка, – для нас самой важной была подготовка.
Мы нашли хорошего тренера по рукопашному бою для мальчиков, а для девочек – преподавателя бальных танцев с элементами этикета, которые были еще до революции. Риторика, кулинария, домоводство – это не полный перечень проходимых дисциплин. Конечно же, мы вместе изучаем Ветхий и Новый Заветы, беседуем на богословские темы. Мы видим по глазам ребят, что им интересно, им все это очень нравится.
Подготовка к соревнованию очень сплотила молодежь. Многие ребята раньше позволяли себе пропускать богослужения, не ходить на занятия в воскресную школу, а после игры ситуация изменилась – молодежь ходит в храм регулярно, и не потому, что им родители говорят это делать, а потому, что им действительно это нужно. Конечно, у нас есть определенные проблемы, но они нужны, потому что благодаря им в человеке воспитывается взаимоуважение, любовь, дух смирения и кротости – всего того, что нужно для того, чтобы личность стала целостной. Мы всегда приглашаем к себе тех, кто хочет говорить о Христе, о Боге, кто хочет дружить с православными ребятами, ведь молодость – прекрасная пора, и единственное, что старит человека – это грех”.
Анастасия Патрича