Катарсис – очищение или покаяние?

Катарсис по-гречески означает очищение. Одно время средства массовой информации взяли это слово на вооружение и перемежали слова катарсис и покаяние, потому что покаяние прежде всего предполагает духовное очищение от скверны, греха. Слово покаяние нам ближе. Вникнем сначала в понятие очищение.

Согласно воззрениям античных греков телесное и душевное состояние человека зависит от гармоничного сочетания всех элементов и динамис, то есть “сил”. В ведении медицины восстановление в человеке поврежденной гармонии очистительными процедурами, поэзия и музыка способствуют очищению и свободе духа и души, благодаря своем благому воздействию. Последователи Пифагора полагали очищение в музыке, Аристотель добавлял к музыке ещё аффекты (от лат. Affectos – душевное волнение, страсть), вызываемые страхом. По крайней мере Платон под катарсисом понимал погружение души в божественные сферы или совокупность человеческих добродетелей. У ветхозаветных иудеев катарсис – примирение, умилостивление, жертва. День очищения был большим праздником всего еврейского народа. С вечера девятого до вечера десятого числа месяца очищения запрещалось работать и есть. Это был великий пост, предписанный Законом. В сам день очищения служил только первосвященник. Он приносил жертвы за грехи свои, священников и народа. Только в этот день первосвященник входил во святое святых. Послание апостола Павла евреям объясняет прообразовательное значение обрядов в день очищения. Этот день прообразовал великий крестный день, в который Христос искупил грехи всего человечества. Первосвященник лишь прообразовал Спасителя, входя с жертвенной кровью животных в земное “святая святых”. Христос вошел Своею Собственною Кровью в небесное святая святых.

Результатом иудейского обряда являлось сообщение лишь внешней чистоты в отношении грехов прошедшего года. Христос Своею Кровью искупил всё человечество на все времена. Следствием искупления Иисуса Христа стало открытое небо для людей. До этого образ Неба, святая святых, было закрыто для человечества и обряд ветхозаветного очищения должен был совершаться каждый год.

Итак, день ветхозаветного Очищения, прообразовал день спасения христиан и Очищение через Христа, когда Он, “однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею”. Первосвященник, в белоснежном облачении входящий с жертвенной Кровью, как Ходатай за грехи людей, вошёл на небо, пред лик Бога Отца и, наконец, “сожжение вне стана” тел жертвенных животных, кровь которых Первосвященник вносил во святилище для очищения грехов, преобразовало заклание Иисуса, Его страдание вне врат Иерусалима.

В церковном праве также есть термин очищение. Благодаря определённым действиям церковная иерархия освобождается, очищается от того или другого негодного начала, проникающего в церковные сферы. Это очистительная дисциплина предполагающая в крайних случаях лишение сана недостойных его носителей, увольнение за штат и покаяние. Миряне могут быть также отлучаемы за тяжкие преступления от общения церковного. Истинное духовное очищение от пороков возможно через истинное раскаяние.

Подвижник Марк говорил: “Никто столько не благ и не милосерд, как Господь, но не кающемуся и Он не прощает.”

В нашей жизни есть и мрачные страницы. Их следует омыть слезами покаянного очищения. Буквально об очистительной жертве сегодняшнего дня говорит святитель Иоанн Златоуст: “Грех полагает на нас такое пятно, которое не смоет тысяча источников, а только наши слезы и раскаяние”, авва Пимен вторит: “Кто хочет очиститься от грехов, очищает их слезами”. Вот почему необходимо христианину чаще прибегать к таинству покаяния и творить покаянную, очищающую от грехов исповедь с искренним сокрушением в содеянных злых поступках, отступлении от заповедей Божиих.

Иногда говорят: “Я исповедуюсь перед Богом и этого довольно.” Такие люди вероятнее всего не только стыдятся содеянного, но и надеются, что им удастся уйти от грехов ложным раскаянием и вновь повторять прегрешения. “Бог далеко, Он не услышит и не увидит”, – думают иные совершенно незрело. Таким блаженный Августин говорит: “Не довольно исповедываться перед Богом, надобно исповедываться также тем, кто получил от Бога власть исповедывать” Исповедь не тяжесть, тем более не бремя подневольное, а благость Бога ко всем людям.

Не будем же мы, на словах очищаясь от наших грехов, продолжать обманывать себя их новым повторением. Однако, обманываем себя и стараемся обмануть всеведущего Бога. Разве садовник, посадивший деревья, вновь будет их корчевать? Если будет, то не соберет плодов. Так кающиеся и вновь согрешающие не соберут плодов покаяния.

Будем страшиться впадать в те же грехи, что милость Христа нам простила нашим покаянием. Даже зная великое Божие милосердие, не будем испытывать терпение Господа до “седмижды семидесяти раз”, зная, что всякий грех не способствует катарсису, то есть очищению души, а только мерзкой плесенью разъедает нашу душу. “Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деяния 3гл., 19 стих)

иерей Евгений Аксенов