…А когда смотришь на этого человека, тебя накрывает волной жгучей ненависти…
Это плохой человек, так меня обидел, превратил мою жизнь в пустыню боли! Нет, нет, и не говорите мне о любви!..
Как правило, когда встает вопрос о том, кто же виноват в бесконечно длящейся семейной войне, или чье же поведение стало причиной (ПЕРВО-причиной) этой лавины взаимных гадостей, следствие заходит в тупик. Этот вопрос сродни классическому недоумению о курице и яйце: в частности, он столь же бессмыслен для «здесь и сейчас» конкретной семейной пары. Итак, остается один путь – путь христианский, пресловутое «начни с себя». Мы уже попробовали научиться видеть и слышать себя, понимать мотивы своих поступков. А теперь поучимся воспринимать «вторую половину» – благо, святые отцы учили всему. Даже ненависти.
Уже в Священном Писании мы встречаем эти парадоксальные призывы: «любить врагов» и «ненавидеть себя, ближних и родных». Еще непонятнее все становится, когда встречаешь толкование отцов – и оказывается, что эти противоречивые заповеди говорят об одном, призывают к одному и тому же душевному действию.
Вот какое разъяснение дает Святитель Григорий Двоеслов: «Или мы можем вместе и ненавидеть, и любить? Но если мы вникнем в силу заповеди, то можем делать то и другое через разделение, так что будем любить тех, которые близки к нам, и ненавидеть и избегать враждебных нам на пути Божием. Как бы через ненависть к ним любить Того, Кого не слушают мудрствующие по плоти, когда внушают нам нечестие. <…> Итак, нам заповедуется ненависть к ближним и к душе своей. Следовательно, тот, любя, должен ненавидеть ближнего, кто ненавидит его так, как самого себя. Ибо мы ненавидим душу свою, когда не следуем ее пожеланиям, когда боремся с ее наслаждениями. Итак, она как бы через ненависть бывает любима, когда, будучи презрена, направляется к лучшему» [20]. Следовательно, если мы не будем давать человеку (и себе) осуществить свою мгновенную, но чрезвычайно настоятельную потребность в злом поступке, переживании, слове, если не поддадимся на провокацию, не поссоримся, не отобьем пинг-понговый мячик упрека, оскорбления, нарочитого вызова – мы выразим этим ненависть, но ненависть Божию, а не человеческую1.
Как же этого достичь? Ведь не секрет, что все эти святые, благодатные, простейшим языком написанные заповеди просто невозможно сложны, когда пытаешь исполнить их делом. Однако с Божией помощью, постараемся!
С Божией помощью – это ключевые слова! «Что невозможно человекам, возможно Богу!» Даже когда у психолога Владимира Леви спросили, что делать, когда живешь с агрессивным, ненавидимым тобой человеком, он ответил – «Молиться! За себя, и за того человека!» – хотя, казалось бы, в арсенале психолога должны же найтись какие-нибудь хитроумные штучки для мгновенного и легкого решения данной проблемы. Но, видимо, во всем, что касается человеческой души, «фокус» невозможен и, вероятнее всего, губителен!
Поэтому молитва и святые таинства – это самая первая помощь, которую можем себе оказать.
Мы не случайно теперь заговорили о психологии и области души. Именно в этой плоскости – не духовного, а душевного – будут лежать многие наши усилия. Причин тому несколько. Во-первых, уже апостол указывал на постепенность христианского возрастания, где «не духовное прежде, а душевное» (1 Кор. 15:46). Во-вторых, святые отцы предостерегали от раннего воспарения в область духа, когда не решены насущные душевные вопросы. В-третьих, бьют тревогу работники социальной сферы, все те, кому так или иначе приходится сталкиваться с трагедией распадающейся семьи. Сумасшедший рост абортов, невротических заболеваний у детей, нарушения психики у взрослых людей вплоть до попыток суицида – и у всего этого практически один корень: «нарушенная коммуникация», или попросту – неумение общаться, слушать и слышать друг друга. Наверное, стоит оговориться, что в данном случае речь не идет о простом понимании сказанных в той или иной ситуации слов, а о более полном вИдении ситуации, в контексте настолько широком, насколько мы можем это себе позволить.
Итак, «человек вначале обязан наполниться душевно – и лишь потом, если Богу будет угодно, Он преобразит наше душевное в духовное. Если Богу будет угодно! Есть о чем задуматься. Может, мне или вам суждено остаться душевными людьми до самой смерти – а мы вообразили себя духовными. Судим, навешиваем ярлыки, в том числе и на своих ближних» [15].
Первое, что стоит развивать в себе – это наблюдательность, это вопрошающее внимание к каждому моменту жизни наших близких. «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас» [20], – говорит святитель Иоанн Златоуст.
И ведь очень хочется, чтобы Господь не судил нас только по нашим поступкам, или по злым результатам нашей деятельности. Хочется, чтобы Он принял в расчет те, безусловно, добрые или, во всяком случае, наивные причины наших поступков, или чтобы понял ту тяжесть и невозможность физическую сотворить добро, которые неизвестно как, но накрепко обосновались в нашей природе. Но того же требует от нас и ближний! Попытаемся отказаться от привычных стереотипов по отношению к супругу (супруге), перестанем видеть только то, что нам хотелось бы видеть (потому, что это удобно нам), давайте разбираться в характере человека (все те же простейшие вопросы, какие мы уже задавали себе), в причинах его неблаговидных поступков.
Отдельно об агрессии: «Агрессия рождается изнутри агрессивного человека и пожирает его изнутри, а вовне выводится на любой удобный объект. Причины агрессивности могут быть множественными. На мозговом уровне это – повышенная возбудимость одной из подкорковых структур мозга, ее называют „миндалевидным ядром“, там находятся центры агрессии, и они могут находиться в патологически перевозбужденном состоянии, допустим, из-за избытка гормонов надпочечников или щитовидной железы, или из-за недостатка кальция в крови, или из-за недостатка серотонина. Агрессивность может быть повышенной из-за перенесенных травм мозга, из-за разных внутренних интоксикаций, вызываемых то плохим кишечником, то плохой работой печени, то дисбалансом сахара в крови, <…> может быть и нажитым последствием тяжелого детства, перенесенных в прошлом психических травм, унижений, все той же агрессии – зла, передаваемого как эстафетная палочка из поколения в поколение. <…> Агрессия, направленная на вас, не имеет к вам отношения.
Не вы ее источник, не вы причина. Вы всего лишь объект. <…> Если вы, на некоторое время пренебрегнув самозащитой, постараетесь понять и хоть в какой-то мере поймете, какая конкретно форма, какая история зла вписалась в вашего близкого – вам станет уже несравненно легче. Вас будет поддерживать сила понимания» [19].
Понимание того, что происходит с человеком, не упрощает и не отменяет наших собственных чувств, не снимает трагедию противостояния. Такое понимание просто развенчивает миф о «плохих-хороших» людях и напоминает о том, что «есть только недообследованные» :-). Понимание позволяет меньше раздражаться на мужа (жену), а значит, помогает уже нам понять и признать, что другие люди не «заставляют» нас проявлять свои чувства определенным образом, и что мы сами можем определить, как нам отреагировать на действия других. Понимание открывает путь прощению.
Как кажется, не существует людей, у которых настолько разобщенно действуют разум и сердце,
чтобы понимание чьих-то проблем не вызвало эмоционального отклика у понимающего. Но если это все же так, и сердце молчит, стоит его понудить: представить в красках то, что довелось перенести человеку, послушать музыку, какую он слушает, принять позу, в какой он обычно сидит, перенять интонацию, с которой говорит – и т. д., и т. п. Словом, сделаем все, чтобы почувствовать себя «в шкуре» другого. «Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими, так чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет.
Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби „ближнего твоего, как самого себя“, Он хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше „Я“, то не жди добра» [20], – советует епископ Феофан Затворник. Именно такой опыт эмоционального переживания людей родил истину о том, что тяжелый человек – это несчастный человек. Его душу скрутило так, что малейшее движение вызывает нестерпимую боль. Сделать его счастливым, порадовать – это путь обрести и свое, личное, счастье.
Отдельная задача – научиться владеть языком, чтобы, выражая, к примеру, просьбу – выражать именно просьбу, а не, как это обычно бывает, тонко поданный упрек. Выражать свое недовольство тоже необходимо уметь: как писали отцы, осуждая конкретный грех, при этом сохраняя расположение к грешнику. «Берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на Небесах, – пишет преподобный Исаак Сирин. – Если же хочешь обратить кого-либо к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит он в тебе признака вражды» [20]. Замечательный психолог, профессор Московского государственного университета, Юлия Гиппенрейтер такие чудодейственные «два слова» называет «Я-сообщениями» – то есть такие сообщения, которые говорят обо мне и моем, и не переходят границ чужой личности. К примеру, вместо привычно-гневного: «От тебя никогда не дождешься помощи!» – вполне адекватно:
«Я устала. Мне обидно, когда нет помощи по хозяйству. Я чувствую себя ненужной», от которого вполне логично можно перейти к обсуждению путей решения проблемы: «Не мог бы ты сейчас вынести мусор?»
Очень часто мы именно гипнотизируем самих себя словами, которые используем для описания своих отношений, вещей, действий, да и самих себя. Если триста раз повторить, что мой супруг (супруга) – нехороший человек, немудрено в это искренне поверить. Святые отцы давно заметили это свойство слова – и поставили его на службу христианской нравственности. «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Приветствуй его лобзаниями с великой честью… и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и самое достойное.
Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру. <…> От такой приобретенной тобою привычки отпечатлеется в тебе добрый образ, ты приобретешь высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какой недостаток, он легко примет от тебя врачевание, устыдившись той чести, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав – со всеми быть приветливым и почтительным» [20] – вот поучение преподобного Исаака Сирина.
Следуя этой логике, необходимо всячески избегать поведения, которое ставит нас в положение превосходства: всех этих разговоров свысока, со снисхождением, всех этих непрошенных советов, прерываний собеседника, многозначительного молчания.
…Из множества крошечных пониманий, сопереживаний, удачных слов складывается общий контакт с человеком. И тогда можно отбросить маски врагов и зарыть топор войны, и почувствовать себя хоть немножечко довольным жизнью – а значит, благодарным. И вот «если научиться принимать скорби и даже возрасти до благодарности… Тогда, если в моей семейной жизни случаются страдания, это вовсе не значит, что моя семья не может быть счастливой. Ведь счастлив не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, что с ними делать» [14].
1. О том, что происходит с человеком, который отходит от Бога в результате греха – в частности, нехристианского чувства ненависти, замечательно сказал Андрей Германович Фомин, православный психотерапевт и психолог: «Человек изгоняется из внешнего Божьего мира в свой собственный личный мир, который с этого времени становится для него тюрьмой, Боготканые брачные одежды сменяются на кожаные ризы, постепенно превращаясь в систему психологических защит, опосредующих наше отношение с внешним миром. Но плоха не только наша изолированность, которая, кстати сказать, может довести человека до такого страшного психического заболевания, как шизофрения, которая и переводится как „отщепленность души“. Уже будучи отщепленным и закрытым, наше сердце, наше личное внутреннее пространство становится прибежищем чуждой воли, с которой мы согласились и приняли, как свою собственную» [23]. Семья – особенно в тяжелое время – не существует в изоляции, на каждого ее члена всегда оказывают влияние разнообразные духовные сущности (и не всегда – светлые), выражающие себя, в том числе, и через мнения близких и родных людей. «Очень часто чужая воля, сцепленная с образом близкого нам человека, проникает в наше сердце без всякой критики, так как мы доверяем его любви и не можем себе представить, что любимый нами человек может причинить нам вред, – пишет Андрей Германович. – При этом мы не учитываем <…>, что другой человек может быть не только источником собственной, но и переносчиком чуждой для него самого воли. Таким образом, мы можем говорить о проблеме духовного инфицирования. <…> Проникнув внутрь нашего сердца, чуждая воля искажает богоподобие нашей души и делает ее подобной тому духу или тому лицу, чью волю мы исполняем» [23]. Помня об этой опасности, не стоит делать широко известным происходящее в семье, и уж тем более нельзя руководствоваться чьим-либо мнением (даже родительским), не поверив его молитвой и советом с духовником.
Литература:
14. Бондарук А. В поисках семейного счастья. – www.samaryanka.in.ua.
15. Гаазе Е. Мы сами для кого-то – тяжкий крест. – www.otechestvo.org.ua.
16. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
17. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
18. Елисеев В. А. Православный путь к святости как процесс формирования положительных качеств личности. – www.dusha-orthodox.ru.
19. Леви В. ВОТ – Вопросы и Ответы. – www.levi.ru.
20. Любовь к ближнему. Энциклопедия изречений святых отцов. – www.azbyka.ru.
21. Соловейчик С. «Педагогика для всех». – www.1001.ru/books.
22. Фомин А. Г. Нужна ли психология верующему христианину? – www.dusha-orthodox.ru.
23. Фомин А. Г. Личность и личная жизнь с христианской точки зрения. – www.dusha-orthodox.ru.
Юлия Скрипник